Западные эксперты нарисовали сценарии дальнейшей деоккупации территорий на донецком направлении
Российские войска расширили зону оперативного контроля на окраинах Часового Яра, сейчас идут бои за микрорайон «Канал» — это часть города, которая находится к востоку от канала «Северский Донец — Донбасс». Российские войска уже достигли канала к югу от Часового Яра, со стороны села Ивановское.
Причем с начала апреля произошли серьезные изменения на Артемовско-Соледарском участке фронта, пишет Центр восточноевропейских исследований (OSW).
Российская армия выбила украинских оккупантов из Богдановки, бои за которую продолжались с декабря 2023 года. На этом участке действовали бойцы добровольческой бригады «Север-V».
Также российские подразделения вошли в соседнюю Калиновку, расположенную к северу от микрорайона «Канал». Российские войска уже на восточной окраине Григоровки (к северо-западу от Богдановки).
Американский Институт изучения войны (ISW) со ссылкой на спутниковые снимки и видеозаписи из соцсетей подтверждает: российская армия совершила прорыв к югу и юго-востоку от Часового Яра.
Украинцев отшвырнули на 1 км в глубину и до 1,5 км в ширину в районе «Ступки-Голубовские» — это природный заповедник к юго-востоку от Часова Яра. ISW пишет, что непосредственно к востоку от Часова Яра бои ведет мощная группировка, в которую входят подразделения 11-й воздушно-десантной бригады, 98-й дивизии ВДВ, 150-й мотострелковой дивизии (8-я общевойсковая армия Южного военного округа) и добровольческой штурмовой бригады «Эспаньола».
Пресс-секретарь оперативного командования ВСУ «Хортица» подполковник Назар Волошин заявил, что российские войска продолжают массированные атаки пехоты к востоку от Часового Яра. При поддержке авиации и артиллерии на БМП к переднему краю подвозится большое количество штурмовиков, говорит Волошин. При этом российские войска наносят удары из тяжелой ствольной артиллерии, ракет и авиации по украинским позициям в Часовом Яру и его окрестностях.
Сейчас позиционные бои продолжаются в нескольких направлениях от Артемовска/Бахмута: к северо-востоку (в районе Верхнокаменского, Спорного, Раздоловки, Выемки, Федоровки и Веселого), к западу (в районе Нового), к юго-западу (в районе Ступочек, Клещеевки и Андреевки) и к югу (недалеко от Нью-Йорка и Южного).
Предстоит выровнять линии фронта на участке между Ивановским и Курдюмовкой, где проходит автодорога из Артемовска в Клещеевку и Андреевку. Это позволит выйти на оперативный простор, вплоть до канала «Северский Донец — Донбасс» южнее Часова Яра и севернее Курдюмовки.
ISW пишет, что здесь развернуты мотострелковые подразделения 2-го и 3-го армейских корпусов. Они пытаются обойти Клещеевку и оттеснить украинские силы к западу от канала «Северский Донец — Донбасс».
Американские эксперты в своих аналитических обзорах отмечают, что главной целью российской армии при наступлении на Часов Яр является форсирование канала «Северский Донец — Донбасс», который проходит через восточную часть города. Хотя, возможно, бои здесь предстоят кровопролитные: украинские войска сильно заминировали западную сторону канала. Кроме того, ВСУ очень активно применяют под Часовым Яром FPV-беспилотники.
Хотя российские войска могут попытаться избежать пересечения канала, продвигаясь в район, где канал проходит под землей (это участок длиной 750 метров к северу от Часова Яра возле Калиновки). В любом случае необходимо будет преодолеть полукольцо украинской обороны: ISW пишет, что киевские войска установили здесь минные поля и огневые позиции.
Эксперты ISW подчеркивают, что Минобороны России успешно сокращает потери среди личного состава даже на фоне недавно активизировавшихся наступательных операций. Только с начала апреля российская армия провела несколько механизированных атак примерно на уровне взвода, роты и батальона к западу от Артемовска в районе Часова Яра (4 апреля), к западу от Кременной в районе Тернов (3 апреля) и к западу от Авдеевки в районе Бердычей, Семеновки и Тоненького (30 марта).
В предыдущей схеме атак российской пехоты в больших масштабах бронетехнике уделялось меньше внимания. Однако, как подчеркивает ISW, приток добровольцев и контрактников позволил компенсировать потери личного состава.
Даже заместитель начальника ГУР генерал-майор Вадим Скибицкий подтвердил, что Россия способна легко набирать более 30 тысяч военнослужащих каждый месяц. И это позволяет, естественно, не просто компенсировать потери, но и формировать резервы тактического и оперативного уровней в преддверии большого наступления.
Кроме того, более активное применение бронетехники говорит о том, что армия больше не так ограничена в этом ресурсе. Международный институт стратегических исследований (IISS) из Лондона подсчитал, что Российская армия может направлять в зону СВО до 300 единиц в месяц. Это не только новые машины, но и снятые со складов и глубоко модернизированные. Кроме того, хорошо налажен ремонт поврежденных танков.