Призыв силовых и административных кадров возможен — но после взятия Харькова, Одессы, Николаева
Мобилизации в России в мае 2024 года не стоит ожидать ни при каких условиях, заявил RTVI глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.
По его словам, мобилизация является «пройденным этапом», поскольку «сегодняшняя система комплектования Вооруженных сил обеспечивает выполнение всех задач, которые стоят в рамках СВО».
Картаполов также подчеркнул, что начинать войну с НАТО наша страна не планирует, о чем руководство РФ неоднократно заявляло. «Это лидеры стран-членов альянса рассказывают о том, что не дадут нам победить, но это их проблемы. Мы все сделаем в штатной численности Вооруженных сил», — заверил глава думского комитета.
Как известно, военкор Владимир Романов на днях утверждал, что в мае текущего года в стране планируется новая волна мобилизации. «Цифру знаю, озвучивать не буду. Рекомендую подготовиться каждому. Экипировка, медицина, физика. Если есть „свои“ подразделения — пусть уже готовят вам „отношение“», — написал он в своём ТГ-канале «Romanov Лайт».
Впрочем, многие военкоры и военные аналитики скептически восприняли заявление Романова, напомнив, что в прошлом году он уже предрекал вторую волну мобилизации, которой, как известно, не случилось.
В начале апреля слухи об очередной мобилизации опроверг первый заместитель главы комитета Совета федерации по обороне Виктор Бондарев. Он также выразил убеждение, что с имеющимися задачами наши военные вполне справляется имеющимся ресурсом. «В России новая волна мобилизации не требуется. Наши ребята подготовлены хорошо», — заявил сенатор.
А в конце марта об этом высказывался министр обороны РФ Сергей Шойгу, назвавший «абсолютно полной глупостью» разговоры о грядущей мобилизации в стране для создания санитарной зоны у Белгородской области.
Военный политолог, заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В.Плеханова Андрей Кошкин считает, что муссирование темы возможной мобилизации в России имеет три причины.
— Первая носит психологический характер. Человек так устроен, что ему постоянно нужно быть уверенным подчас в очевидных вещах.
Скажем, если жена постоянно говорит мужу, как она его любит, тот, даже если для вида возмущается иногда, все равно испытывает приятные эмоции. Так и здесь — гражданам постоянно требуется подтверждение, что мобилизация не требуется, это внушает им спокойствие.
Вторая причина — динамика внешнеполитической ситуации. В СМИ постоянно пишут об охоте на призывников на Украине. И у многих может появиться мысль: возможно ли такое у нас? Если у той стороны не хватает бойцов, то хватает ли их у нашей?
Третий момент — особенность работы СМИ, когда тревожная тема, способная вызвать читательский интерес, поднимается регулярно в прессе. Именно эти причины и держат на плаву тему мобилизации.
Необходимо заметить, что слухи о новой волне мобилизации появились в информационном пространстве не без участия украинской стороны. Еще 3 апреля президент Зеленский на совместной пресс-конференции с финским президентом Стуббом утверждал, что Москва якобы готовится поставить под ружье в июне 2024 года 300 тысяч человек.
Военный эксперт Виктор Литовкин уверен, что основным источником слухов на мобилизационную тему является именно Киев.
— Дело в том, что Украина сама проводит мобилизацию. Сейчас как раз в Верховной Раде рассматривается соответствующий проект закона. Не секрет, что в документе предусмотрено заметное сокращение возможностей для отсрочки, снижение призывного возраста и многое другое. И в этих условиях в Киеве пытаются продемонстрировать, что Россия не может одержать победу без проведения мобилизации. Мол, мировое сообщество должно увидеть, что Украина крепкая, сильная, поскольку российская сторона не может обойтись без подобных мер.
«СП»: Мы действительно можем обойтись без привлечения резервистов из числа находящихся в запасе?
— Конечно же, утверждения украинской стороны на этот счет являются неправдой. У нас президент, министр обороны, глава думского оборонного комитета говорили, что мы не собираемся проводить мобилизацию, нам достаточно тех людей, что находятся на фронте в настоящее время. Кроме того, добровольцами в нашей стране с начала года записалось сто тысяч человек, с тех пор ежедневно на пункты заключения контрактов приходит почти полторы тысячи ребят. Я не думаю, что в такой ситуации нам требуется мобилизация.
«СП»: А вообще могут возникнуть обстоятельства, при которых к данной мере все же придется прибегнуть?
— Может быть, что-то подобное понадобится в перспективе, когда мы освободим Одесскую, Николаевскую, Харьковскую, Днепропетровскую области. И нам понадобятся люди в местную полицию, судебные органы, административные структуры. Но для этого у нас есть, скажем, конкурс «Лидеры России», победители и участники которого, видимо, вполне пригодятся для такой работы.
Впрочем, не сомневаюсь, что на Украине немало и местных специалистов, которым можно доверять, но они сегодня сидят, что называется, в подполье и не высовываются.
«СП»: Вы думаете, такие люди там есть?
— До нас просачивается информация о каком-то партизанском движении на оккупированных территориях, хотя оно находится в зачаточном состоянии. К тому же сведения о местонахождении наемников, крупных подразделений ВСУ и многие другие поступают не только при помощи беспилотников или спутников.
Значит, нам есть, на кого опереться там. Так что, чем больше территорий мы освободим, тем сильнее будет потребность в новых кадрах. Но это не значит, что эти кадры у нас появятся через мобилизацию. У ведомств есть свои кадровые резервы и возможности, с помощью которых они вполне способны привлечь нужное число людей.