Как вакуум власти в Киеве повлияет на ход СВО?
Украина вступила в период ограниченной легитимности верховной власти. Отказ Владимира Зеленского провести президентские выборы (согласно Конституции, они должны были состояться 31 марта) завершит его полномочия 20 мая. В Кремле будут анализировать эту ситуацию, пообещал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Дальнейшее продление президентских полномочий в связи с военным положением (его Верховная Рада устанавливает каждые три месяца), выглядит законной процедурой лишь с формальной стороны. Легитимность, понимаемая как добровольное признание народом права государственной власти принимать те или иные решения после критической майской даты станет сомнительной. Царь-то ненастоящий! Так будут говорить про Зеленского простые украинцы.
В России напротив, выборы президента прошли по графику, полномочия Владимира Путина подтверждены, а значит решения высшей власти будут восприниматься большинством как законные и легитимные. С учётом того, что оба президента (украинский — «пока ещё», российский — «вновь избранный») также и верховные главнокомандующие двух противоборствующих армий, наполнение их статуса может отразиться на перспективах боевых действий и на политическом урегулировании.
«Если бы Украина была демократической страной, сегодня в ней состоялись бы выборы президента. Но Украина при Зеленском перестала таковой быть. Конституция Украины не предусматривает никаких продлений сроков полномочий, просто не предусматривает! А раз конституция не предусматривает, то Зеленский совсем скоро станет никем», — считает экс-премьер Николай Азаров. Сомнительная легитимность в сочетании с другими факторами в 2024 году обострит обстановку предрекает экс-советник Зеленского Алексей Арестович.
Москва, кажется, близка к тому, чтобы разыграть карту нелегитимности Зеленского. «Что кaсается 20 мая, и что будет 21 мая — давaйте доживем до этого. Может нaм и не потребуется ничего признaвать», — пригрозил глава МИД Сергей Лавров.
— Зеленский фактически и. о. президента, а в мае он вообще будет никто и звать его никак, — указывает военный эксперт Алексей Леонков. — А Украина превратится в обычную тиранию.
Возникает вопрос: сможет ли Зеленский и дальше выпрашивать боеприпасы у своих западных партнеров? Он ведь помимо президенства ещё и верховный главнокомандующий ВСУ… И если он — исполняющий обязанности, то, получается, Сырский сам по себе? Ведь после выборов под нового президента обычно меняется весь состав правительства.
Интересно, что договоры о гарантиях безопасности Украине (с Британией, Францией и Германией — «СП») были заключены до истечения президентского срока Зеленского. Пока непонятно, кто будет вести возможные переговоры с РФ вместо него. Но были упорные слухи, что эту функцию на себя возьмёт парламент Украины.
Это могут быть и представители военного крыла, генералы. В принципе, так было у Гитлера. Он ведь не сам подписывал акт капитуляции, потому что руководство нацистской Германии быстренько самоустранилось. Но нам на эти детали, как говорят, фиолетово. Мы всё равно будем проводить спецоперацию до конца. А вот как Запад будет иметь дело с ним?..
— России эта ситуация полезна тем, что мы сможет постоянно напоминать о нелегитимности президента Зеленского, — продолжает член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Беспалько. — Пока она у него всё-таки не совсем закончилась. Да, Украина не находится официально в состоянии войны, но там объявлено военное положение. А в рамках военного положения парламент может продлить полномочия ещё на некоторый срок — до конца августа.
Но если официально объявленной войны нет, то довольно странно, что там не проходят выборы. Скорее всего, Зеленский боится выборов, так как считает, что проиграет на них. А те его конкуренты, которые рассчитывают поучаствовать и если не выиграть, то хотя бы получить какой-то политический капитал, к выборам тщательно готовятся. Это и Юлия Тимошенко, и Петр Порошенко, и другие. Скамейка запасных там достаточно обширная.
Все туда рвутся. Ведь президентство — это полнота власти на Украине. А в условиях конфликта её всегда можно узурпировать, превратить в авторитарную, хотя бы на время своего срока. Как Зеленский и сделал. Он сейчас тянет время во всем: чтобы отложить поражение на фронте, чтобы получить до американских выборов финансовую, экономическую и военную помощь, чтобы отсрочить принятие каких-то неизбежных решений.
«СП»: Что это может дать России? Украинские уклонисты, наверное, обрадуются поводу не исполнять приказы нелегитимного главнокомандующего?
— Запад пока не заявлял, что он считает Зеленского нелегитимным или прекращает помощь Украине на этом основании. Для Запада Зеленский остаётся определенным инструментом давления на Россию, антироссийским актором. Поэтому пока американцы продолжат его финансировать через европейские страны… Что касается уклонистов, то те, кто не хочет воевать, и так не идёт на фронт, если может, независимо от статуса Зеленского. Но механизм загона пушечного мяса уже создан.
По мнению военного эксперта Михаила Александрова, России стоит отказаться от переговоров с Зеленским.
— Думаю, официально об этом надо будет заявить в мае — когда пройдет срок инаугурации нового президента. Надо будет сказать, что президент Украины нелегитимен и это устраняет любую возможность ведения с Киевом переговоров, даже если там захотят это сделать. До формирования нового законного правительства Украины.
Это будет сильный аргумент. Действительно, какие переговоры могут быть с теми, кто никого не представляет? Они подпишут договоренности, а новые власти потом откажутся их соблюдать. Поэтому если будем подписывать, например, акт о безоговорочной капитуляции, это нужно делать уже с другими властями.
«СП»: А как же пример Гитлера, когда вместо него капитуляцию подписывали генералы?
— Это не соответствует действительности. Там всё было чётко. Гитлер назначил преемником Карла Дёница. Под его руководством и подписывался акт о капитуляции Вооруженных сил Германии. Вся юридическая процедура там была соблюдена. А на Украине президент будет нелегитимный.