ISW: передовые разработки обеспечат России доминирование в воздухе
Российская армия гибко меняет тактику высокоточных ударов по объектам ВСУ. Пресс-секретарь украинских ВВС полковник Юрий Игнат признал: российские войска регулярно меняют даже количество запускаемых «Гераней-2», чтобы проверить локальные «дыры» в украинской ПВО. Разработан и новый ударный комплекс: комбинация ракет Х-101 и беспилотников «Герань-2», которые отвлекают украинские батареи ПВО, чтобы другие ракеты легче достигли более важных целей.
Российские войска все чаще используют баллистические ракеты, потому что Украина располагает ограниченными средствами для перехвата таких ракет. Игнат заявил, что ВСУ вынуждены использовать как иностранные системы ПВО (NASAMS, IRIS-T и Patriot), так и советские (С-300 и «Бук-М1»). Собственно, и до заявления Игната это было всем известно. Однако теперь понятно, что «сшитая» из разных лоскутов система ПВО оказывается совершенно неэффективной.
Меняется и приоритет российских ударов. Украинский государственный оператор по передаче электроэнергии «Укрэнерго» заявил, что 3 февраля был нанесен самый массированный удар по военно-энергетическим объектам с начала СВО (поражена инфраструктура в Кривом Роге).
Владимир Зеленский заявил во время визита в штаб оперативного командования «Восток», что теперь именно Днепропетровская область является главной целью российских ударов из-за большого количества оборонных предприятий.
Тем временем Минобороны РФ формирует новые подразделения ПВО, которые войдут в состав штурмовых отрядов для защиты российской пехоты от украинских беспилотников, фронтовой авиации и артиллерийских обстрелов — пишет в очередном аналитическом обзоре американский Институт изучения войны (ISW). Минобороны предоставит подразделениям ПВО, в частности, ЗРК малой дальности «Тор-М2» и автоматическую турельную установку «Гибка». Это позволит сделать российские штурмовые операции в зоне СВО более эффективными, констатирует ISW. И напоминает, что Сергей Шойгу еще в 2023 году пообещал, что ВКС России намерены сформировать и укомплектовать дополнительные подразделения ПВО.
Российский ВПК сейчас активно занимается обеспечением «войны дронов».
10 февраля Сергей Шойгу посетил предприятия Zala Aero концерна «Калашников» по производству беспилотников в Удмуртии. Именно здесь выпускают легендарные «Ланцеты», но министру показали новые модели дронов, которые скоро появятся в зоне СВО. Представители «Калашникова» сообщили Шойгу, что концерн увеличил объем производства беспилотников на 60 процентов с 2022 года.
Шойгу подчеркнул также потребность российских Вооруженных сил в ЗРК для защиты критически важных объектов инфраструктуры и экономики. В частности нефте- и газоперерабатывающих заводов. Такая потребность выросла, напоминает ISW, после нескольких террористических атак ВСУ: украинские беспилотники с 18 по 25 января пытались атаковать Санкт-Петербургский морской нефтяной терминал, завод по производству конденсата в Усть-Луге, нефтебазу в городе Клинцы Брянской области и НПЗ в Туапсе.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров объявил 5 февраля, что правительство выделит 100 миллиардов рублей (около $1,1 млрд по действующему курсу) на производство беспилотников до 2027 года. Мантуров заявил, будут произведены «сотни тысяч» дронов с видом от первого лица (FPV) и десятки тысяч «тяжелых» боевых дронов (чоевидно, имеются в виду штурмовые типы).
ISW, который ведет мониторинг передовых российских новинок, особое внимание обращает на конструкторское бюро «Талламхо» («Следопыт») из Грозного. Бюро было создано в 2022 году при протекции Рамзана Кадырова. Военные разработки «Талламхо» проходят испытания на полигонах Российского университета спецназа в Гудермесе. Среди созданных бюро образцов вооружения — система акустической разведки «Сова» (аналог комплекса «Пенициллин») и система оптического выявления снайперов и диверсантов «Ронин».
Теперь «Талламхо» разработало новую систему наведения для роботизированных боевых платформ. Она может автоматически идентифицировать цели, в том числе путем обнаружения бликов от тепловизоров противника, наводить на цели и открывать огонь. «Талламхо» будет работать с российскими разработчиками турелей, хотя, как отмечает ISW, конкретные производители засекречены.
Американские эксперты цитируют директора Киевского НИИ судебной экспертизы (именно сюда доставляют на экспертизу чудом перехваченные ВСУ российские беспилотники) Александра Рувина. Он подтвердил, что Российская армия научилась ловко обманывать ВСУ. На разведывательные беспилотники «Орлан-10» устанавливают трекеры со вторичным (автономным) источником питания: это позволяет российским силам отслеживать дроны после того, как украинские силы их сбивают, восстанавливают и транспортируют в другое место. Таким образом, анализ поступающих с трекеров данных позволяет выявлять украинские объекты хранения и запуска дронов — по них затем отрабатывает российская авиация и артиллерия.