Санкт-Петербург на прицеле: Украинские беспилотники взяли курс на северную столицу
ФОТО: ZAMIR USMANOV/ GLOBALLOOKPRESS, ANELO/SHUTTERSTOCK

Киев не оставляет попыток нанести удары по важным объектам в глубоком тылу России. За последние дни дроны ВСУ атаковали объекты в Воронежской, Белгородской и Курской областях. Была очередная попытка дотянуться до Москвы. И впервые Украина атаковала беспилотником Ленинградскую область. Подробности в материале Царьграда.

В этих, казалось бы, рутинных налётах появилось и кое-что новое: в ночь на четверг, 18 января, ВСУ впервые с начала нашей спецоперации попытались нанести удар по Санкт-Петербургу.

Дежурными средствами ПВО один беспилотный летательный аппарат уничтожен над территорией Московской области и один перехвачен над территорией Ленинградской области,

- говорится в сообщении Министерства обороны.

Питерские издания сообщили, что жители домов на намывных территориях Васильевского острова слышали хлопок, который мог быть результатом работы системы ПВО. Наиболее вероятной целью неприятеля мог быть Петербургский нефтяной терминал. Во-первых, это объект исключительно важный, во-вторых – достаточно уязвимый для украинских дронов, каковые в большинстве своём несут небольшие и относительно маломощные боеголовки. Разворотить цех сталелитейного или судоремонтного завода таким зарядам не под силу, но вот вызвать пожар на нефтебазе – запросто.

Ближе к середине дня стало известно, что город на Неве атаковали три аппарата, которые, возможно, прошли над Брянской, Смоленской, Тверской и Новгородской областями. Однако эта информация пока не подтверждена.

Что это было?

Попытка атаковать Северную столицу ставит перед нами вопрос: как и за счёт чего это стало возможным? Питер находится довольно далеко от Украины и потому до сих пор мог чувствовать себя в безопасности. Расстояние по прямой между городом Петра и Черниговской областью превышает 850 км; до других украинских регионов, откуда могли быть запущены беспилотники, – ещё больше.

Возможны два варианта:

  • противник развивается и совершенствует свои беспилотники;
  • запуск дрона был произведён с территории Прибалтики или из акватории Балтийского моря.

Сразу отметим, что право на жизнь имеют обе гипотезы.

Враг не спит, враг – мастерит

Украина в общем и целом провалила создание ответа нашим "Гераням". Но это не значит, что такие работы не велись или не ведутся сейчас. В конце декабря Царьград обращал внимание на поступившие в ВСУ новые дроны-камикадзе AQ 400 Scythe ("Коса"). И уже тогда мы отмечали, что они обязательно полетят по русским городам.

Аппараты эти отличаются простотой, доведённой до уродства, однако нам показалась убедительной точка зрения специалистов, отметивших, что за квадратно-рублеными формами скрывается намерение разработчиков сделать машину максимально функциональной.

 По заявлениям создателей, "Коса" способна унести 32-килограммовую боевую часть на расстояние до 750 км. Соответственно, при уменьшении веса боезаряда в пользу топлива можно поднять дальность дрона до значений, необходимых для достижения Санкт-Петербурга.

На днях Telegram-канал "Хроника оператора БПЛА" обратил внимание на сходство обломков украинского дрона, атаковавшего Воронежскую область, с декабрьскими фотографиями AQ 400. Снятый на месте падения обломок крыла совпадает с крыльями "Косы" и по форме, и по линейным размерам.

Напомню, что когда появились первые фото этого дрона, было много смешков, мол, фанерный, не умеют делать. Как мы видим, техническое совершенство конструкции вообще может не играть никакой роли, если грамотно выстроена схема применения, оптимально подобраны цели и задачи. Разумеется, не вундерваффе, но для задачи терроризировать наши города, как мы видим, вполне подходят, будучи массовым дешёвым оружием, 

– прокомментировал находку Telegram-канал "Русский инженер".

В целом события последних дней дают основания полагать, что враг применяет против наших городов аппараты, которые при небольшой модернизации способны достать до Санкт-Петербурга.

Чухонцы гадят?

А как насчёт запуска с территории одного из прибалтийских недогосударств?

Что ж, тоже вполне реальный вариант. На самом деле, ночная атака возвращает нас к ситуации конца августа 2023 года, когда стая украинских беспилотников атаковала псковский аэропорт имени княгини Ольги. Тогда оказались повреждены (а возможно, и уничтожены) четыре военно-транспортных самолёта Ил-76МД-90А стоимостью в 3,5 млрд рублей каждый.

Санкт-Петербург на прицеле: Украинские беспилотники взяли курс на северную столицу

В РЕЗУЛЬТАТЕ АТАКИ УКРАИНСКИХ БПЛА ОКАЗАЛИСЬ ПОВРЕЖДЕНЫ (А ВОЗМОЖНО, И УНИЧТОЖЕНЫ) ЧЕТЫРЕ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЁТА ИЛ-76МД-90А СТОИМОСТЬЮ В 3,5 МЛРД РУБЛЕЙ КАЖДЫЙ. ФОТО: PAVEL KASHAEV/GLOBAL LOOK PRESS

Атака производилась группой из 15–20 беспилотников, способность которых долететь до Пскова с территории "щеневмерлой" вызвала определённые сомнения, в связи с чем были высказаны три версии:

  1. пуск был произведён с территории Украины, а полёт проходил над территорией Белоруссии и Латвии. Или же над территорией России;
  2. дроны запустили с территории Латвии или Эстонии;
  3. беспилотники запускались из нейтральных вод Балтийского моря, а прибалтийские страны просто "не заметили" их в своём воздушном пространстве.

Полёт с территории Украины, да ещё выполняемый над густонаселёнными районами, жители которых не кинулись писать о гуле двух десятков моторов над собой, выглядел наименее правдоподобной версией.

Гипотеза с массовым пуском с сопредельной территории в этом плане виделась более убедительной. Удобный для пуска район в Эстонии расположен всего в 38 км от Крестов, в Латвии – в 65 км. За счёт короткой дистанции операторы могли проработать маршрут полёта до мелочей, направив беспилотники даже не над верхушками деревьев, а между ними – по просекам, над прогалинами и долинами ручьёв. Время полёта должно было составить от 15 до 30 минут. То есть удар можно было нанести чрезвычайно скрытно, оставив нашей ПВО минимум времени на реакцию.

Вариант с "морским стартом" хорош тем, что в случае если бы Россия попыталась выставить прибалтам претензии, те могли бы заявить, что попросту не увидели чужих дронов в своём небе.

Мнения экспертов

Опрошенные Царьградом эксперты разошлись во мнениях. Генерал-лейтенант в отставке, член Комитета Госдумы по обороне Виктор Соболев полагает, что наиболее вероятным был пуск дронов из нейтральных вод:

Я думаю, их правительства вряд ли бы рискнули, несмотря на свою оголтелую ненависть к России, вряд ли решились бы без ведома, тем более США, со своей территории запускать какие-то дроны. Не думаю, что даже Польша бы решилась со своей территории что-то запустить, зная, что в ответ тоже можно заполучить.

Военный эксперт Алексей Леонков, в свою очередь, заявил, что считает наиболее вероятным пуск дронов с территории самой Украины.

Санкт-Петербург на прицеле: Украинские беспилотники взяли курс на северную столицу

ЭКСПЕРТЫ ВЫДВИГАЮТ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ТОГО, ОТКУДА ЗАПУСКАЛИСЬ ДРОНЫ ДЛЯ АТАКИ НА ПСКОВСКИЙ АЭРОДРОМ. СКРИНШОТ ФОТО: ТГ-КАНАЛ ZELENSKY/OFFICIAL

Если внимательно смотреть на географическую карту, то на территории Белоруссии по тем лесам, которые там есть, можно сделать маршрут с выходом на Псковскую область. Просто у нас там леса. Все эти беспилотники совершают низковысотный полёт над кромкой леса, 2–5 метров. При этом беспилотники самолётного типа способны лететь на расстояние свыше тысячи километров,

– сказал эксперт в разговоре с "Первым русским".

Леонков также высказал мнение, что дроны управлялись операторами через систему спутникового интернета "Старлинк", а топографические разведданные, необходимые для прокладки маршрута, украинцам передали западные военные.

Эксперт по беспилотникам Дмитрий Афанасьев отметил, что с технической точки зрения возможны все три варианта. Но самый, пожалуй, интересный комментарий дал Антон Бредихин, научный руководитель Центра этнических и международных исследований. Он отметил, что даже если пуски производились с территории одной из прибалтийских республик, то России надо хорошо подготовиться, прежде чем предпринимать ответные шаги:

Да, мы можем резюмировать то, что это могла быть и Латвия, это могли быть другие страны. И, безусловно, в такой ситуации Россия должна крайне аккуратно поступать.

В сухом остатке

Мы видим, что и украинцы, вероятно, дозрели до создания дешёвого дрона с большой дальностью полёта. С другой стороны, вполне вероятно, что и Штаты могут использовать своих союзников для расширения географии конфликта и растаскивания наших сил.

Что делать России в этих условиях? Создавать систему ПВО, предназначенную для борьбы с беспилотниками. Проблема защиты от этих "птичек" состоит в том, что их трудно засечь из-за низкого профиля полёта и малой скорости. Кроме того, их сложно сбивать: зенитными ракетами – дорого, расстреливать автоматическими пушками и батареями пулемётов в густонаселённых регионах можно только при очень украинском отношении к мирным жителям. Для реактивных истребителей БПЛА тоже очень неудобная цель из-за маленькой скорости и холодного выхлопа двигателя.

Опыт последних полутора лет подсказывает, что, вероятно, лучшим средством перехвата дронов-камикадзе являются ударные вертолёты. Винтокрылая машина имеет скорость в полтора-два раза выше, чем у дрона, то есть может его догонять. Догнав цель, пилот может сбросить скорость и в комфортных для себя условиях расстрелять чужака, выполнив перехват над безлюдным местом. Кроме того, вертолёты могут садиться на любое "гороховое поле" и ждать, пока в радиусе перехвата появится цель.

Что касается обнаружения, то России сейчас очень остро не хватает летающих радаров – самолётов ДРЛО. При этом для борьбы с БПЛА совершенно не нужны монстры вроде А-50 за миллиарды рублей. Нам необходим массовый, относительно недорогой летающий радар вроде американского E-2 "Хокай".

Санкт-Петербург на прицеле: Украинские беспилотники взяли курс на северную столицу

РОССИИ НЕОБХОДИМ МАССОВЫЙ, ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДОРОГОЙ ЛЕТАЮЩИЙ РАДАР ВРОДЕ АМЕРИКАНСКОГО E-2 "ХОКАЙ". ФОТО: US NAVY

Небольшой самолёт, несложная аппаратура. Пусть он будет неспособен видеть цели за 600 км. Главное, чтобы он мог долго летать и светить своим радаром сверху вниз. В идеале, конечно, хорошо создать беспилотник-ДРЛО, который сможет без участия человека сутками патрулировать воздушное пространство. Но на запуск нового НИОКРа с разработкой всего с нуля сейчас нет времени, да и смысла в этом тоже нет – систему нужно собирать на основе уже имеющихся платформ и аппаратуры.

По данным канала "Русский инженер", такая работа уже проведена. И самый оптимальный вариант создания массовых и условно недорогих самолётов-ДРЛО состоит в том, чтобы ставить РЛС "Ирбис", которой оснащаются истребители Су-35 и Су-30СМ2, на военно-транспортные самолёты Ан-26.

Примерный срок разработки – 7-8 месяцев, а через 9-10 они уже будут выполнять боевые задачи. Причём это не моя фантазия, а уже готовые проработки, которые подавались год назад. Но так как "у нас всё есть", поэтому они сейчас и не летают, в количестве с десяток бортов обеспечивая круглосуточный радиолокационный контроль Украины со всех доступных направлений, 

– отмечает автор канала.

С беспилотниками-ДРЛО всё не так однозначно, но и эту проблему можно решить. Главное – взяться и начать. Позитивные примеры такого рода уже есть: это и универсальные модули планирования и коррекции бомб (УМПК), которые делались в дикой спешке уже после начала СВО; и постоянно развивающиеся "Ланцеты", и массовое производство FPV-дронов. Главное – признать наличие проблемы, чтобы она не стала повторяющейся и не принесла много крови.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий