Запад не смирится с российскими экономическими владениями в Арктике
США заявили о расширении претензий на континентальный шельф, гласит заявление Госдепартамента. И территория, которую они намерены прирезать, вдвое превышает площадь Калифорнии. Таким образом США наращивают усилия по обеспечению поставок полезных ископаемых, ключевых для будущих технологий.
Так называемый «расширенный шельф» охватывает территорию около 1 млн кв. км преимущественно в Арктике и Беринговом море — районе растущего стратегического значения, на которую претендуют также Канада и Россия.
Кроме того, речь идет о границах в Атлантике, Тихом океане и Мексиканском заливе. На днях Госдепартамент опубликовал карту, на которой нанесены границы так называемого расширенного континентального шельфа за пределами 200 морских миль от побережья. При этом в ведомстве ссылаются на Конвенцию по морскому праву, которую США до сих пор не ратифицировали.
В Госдепартаменте считают, что с Канадой, Багамским островами и Японией вопрос морских границ в связи с принятым решением будет необходимо урегулировать, а вот с другими странами. в том числе с Россией, Кубой и Мексикой территориальных споров возникнуть не должно, так как границы уже установлены.
«Согласно заявлению США, более половины расширенного континентального шельфа Америки — 520 400 квадратных километров — тянется большим клином к северу от Аляски в сторону Северного Ледовитого океана, включая территорию, которая пересекается с канадскими претензиями на морское дно. Еще 176 300 кв. километров находятся в Беринговом море, между Аляской и Россией, но находятся на американской стороне морской границы между двумя странами», — пишет Bloomberg.
Агентство напоминает, что Россия, Дания и Канада годами ждали рассмотрения своих претензий Комиссией по ограничениям континентального шельфа ООН, а России в этом году его даже получила.
Решение США в одностороннем порядке провести границу своего континентального шельфа, без ратификации Конвенции по морскому праву и подачи обоснований в Комиссию может вызвать недовольство других стран, считает один из экспертов, опрошенных Bloomberg.
Как пояснил специалист по международному праву Алексей Исполинов, США действительно не подписали Конвенцию по морскому праву, но Вашингтон обращает внимание, что этот документ в части континентального шельфа отражает уже существующие международные обычаи.
— Есть договорные, а есть обычные нормы, то есть международно-правовой обычай. Эти обычаи, по их мнению, уже сложились в части возможностей продлить континентальный шельф, если есть для этого обоснование.
Также как мы направили в орган по морскому дну заявление о том, что наш континентальный шельф простирается гораздо больше 250-мильной зоны и обосновали, что это подводное продолжение Хребта Ломоносова. Это все предусматривает возможность претендовать на большее, чем установлено в силу географических особенностей Конвенцией 1982 года.
Если я правильно понял, то США говорят «хорошо, это норма обычного права, поэтому мы считаем, что у нас тоже есть такое географически обусловленное продолжение континентального шельфа, поэтому считаем эту зону своей».
Разница в том, что мы для этого подали заявление в органы по морскому дну, чтобы обосновать географически, но окончательное решение остается за этой структурой. Они нам это согласовали, но процесс длился лет 15. А США сказали, что по этим же правилам играют, но так как они не присоединись к Конвенции, то эти процедуры им без разницы, на этих же правилах они считают этот континентальный шельф своим продолжением.
«СП»: Но ведь заявки на эти территории в Комиссию подавали и Дания, и Канада. И США признают, что вопрос границ с той же Канадой еще придется урегулировать.
— Нам потребовалось 15 лет, чтобы урегулировать споры с Норвегией, Канадой и т. д. Все убедились, что споров нет, нам согласовали.
Теперь США однозначно конфликтуют с Канадой, которая тоже подала заявку. И теперь им, а они союзники в какой-то степени, надо урегулировать вопрос. Но урегулировать они его будут на основе двусторонних отношений.
Мало кто знает, что, подписав Конвенцию, мы связали себя положением Конвенции о разработке морского дна. А США не подписали и приняли собственный закон о порядке разработки морского дна. И в мире теперь две системы по разработке подводных ресурсов — одна по линии Конвенции 1982 года, а вторая по линии США.
«СП»: Это решение США все-таки не приведет к столкновению с Россией?
— Что хотели, мы вроде получили. Я не думаю, что они залезают на наш континентальный шельф. Насколько я знаю, пересечений нет, иначе уже было бы жесткое заявление нашего МИДа.
Руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов считает произошедшее не сегодняшней повесткой — уже 3−4 года, как США начали активно приглядываться к арктической зоне.
— У нас, если не ошибаюсь, пять государств делят между собой арктическое пространство. Россия в этой компании наиболее крупный обладатель территории, тем более после объявления Россией своего права на шельф, на подводные запасы Арктики в нашем ареале.
Учитывая, что из всех этих государств Россия обладает наибольшим ледокольным флотом и наиболее укреплённой группировкой как надводных и подводных носителей, так и авиации и ПВО на северных территориях, естественно, в США осознают, что последние 3−4 десятилетия они практически не занимались Арктикой и серьезно отстали от России.
Решая мировые проблемы и строя военные базы по планете, США упустили момент, когда надо было расширять и модернизировать ледокольный флот, забыли, что Россия как преемник СССР продолжает контролировать свои северные территории, границы.
Думаю, большую роль играет Северный морской путь. У нас до 2030 года заложены средства и программа на его развития. Думаю, США будут всячески препятствовать его полноценному запуску. Все эти факторы побуждают нашего потенциального противника брать под контроль свою часть арктического пространства.
«СП»: Но зачем США небольшие участки в том же Мексиканском заливе, например?
— То, что они размещают базы в Южной Корее, Японии, скоро на Филиппинах будут, говорит о том, что пространственных границ они себе не отмеряют.
«СП»: Судя по заявлению Госдепа, США претендуют на ресурсы этих территорий, но там ведь ничего толком не разведано. Так зачем?
— Очень во многом этот процесс подталкивает развитие технических средств. У ведущих ресурсодобывающих держав очень хороший опыт добычи, в том числе с подводного состояния, есть специальная техника и прочее. Это направление на будущее, потому что не секрет, что сухопутные запасы истощаются.