«Битва моторов» под Степовым и Авдеевкой доказала превосходство российской техники
Несмотря на замедление боевых действий на нескольких тактических направлениях, все чаще фиксируются прямые боевые столкновения между российской и натовской бронетехникой. В частности, между БМП-2 и американской Bradley M2A2, отмечает в военном обзоре издание Army Recognition.
Одно из таких боевых столкновений недавно зафиксировано в районе Степового — это полностью разрушенное украинской артиллерией село к северу от Авдеевки. Через него проходил стратегически важный маршрут снабжения Авдеевской группировки ВСУ. 21 декабря российские войска освободили Степовое, причем сообщил об этом военкор издания Bild Юлиан Рёпке. Затем информацию подтвердили и в польском Центре восточноевропейских исследований (OSW). Хотя Генштаб ВСУ и пытался опровергнуть информацию об освобождении Степового.
Точно так же ранее Киев пытался замолчать потерю Марьинки. Хотя сами бандеровцы, бежавшие из «твердыни» в окружающие ее леса, сообщали о сдаче города.
Теперь бойцы Авдеевской группировки также требуют от командования ВСУ отхода, чтобы избежать катастрофических потерь. Российские войска уверенно наступают по всей северо-западной дуге от Донецка. В частности, после освобождения Марьинки к югу от нее — в Новомихайловке и ее окрестностях — штурмовики ВС РФ уверенно таранят украинские позиции. Глубину вклинения в группировку ВСУ OSW оценивает в 4 км. И повсеместно украинцы пытаются использовать Bradley, хотя американские машины уже доказали свою неэффективность в ходе летнего контрнаступления на Запорожье.
На вооружении киевской армии остается не более 122 БМП «Брэдли». Изначально было поставлено 186 таких машин, однако, по оценкам нидерландского проекта Oryx, из них уничтожено не менее 61 (в том числе как минимум 7 поврежденных машин брошены украинцами на поле боя и 1 Bradley взята в качестве трофея).
Русская БМП и американская Bradley — две выдающиеся бронемашины, которые сформировали ландшафт современной наземной войны, отмечает Army Recognition. Каждая из них базируется на определенной военной традиции и за прошедшие годы претерпела множество обновлений.
Серия БМП, которая была поставлена Советской Армией на боевое дежурство в 1966 году, стала революционной. Во-первых, БМП-1 была одной из первых машин, предназначенных одновременно и для перевозки пехоты, и для мощной огневой поддержки войск. Ранее существовавшие БМП, например, немецкая Schützenpanzer Lang HS.30, которая эксплуатировалась до середины 1970-х (ей на смену пришел Marder), не имела мощных пушек.
Во-вторых, советская БМП-1 была первой в истории выпущенной в серию амфибийной бронемашиной.
Позднее советская она претерпела несколько модернизаций, направленных на улучшение броневой защиты, повышение огневой мощи и мобильности, чтобы идти в ногу с меняющимися требованиями поля боя. Советские (а затем и российские конструкторы) особое внимание уделяли одновременному развитию скорости и огневой мощи. Именно это сделало БМП универсальным оружием маневренной войны, с уважением констатируют эксперты Army Recognition.
Американская Bradley М2А2 по многим параметрам проигрывает российской. Основной упор был сделан не на маневренность, а на защиту экипажа. Bradley, созданная в 1981-м, изначально была оснащена усовершенствованными системами наведения, надежной броней и мощным комплексом вооружения (включая ракетный TOW, который давал американской БМП значительные противотанковые возможности).
Огневая мощь американской и российской бронемашин схожи. Серия советских/российских БМП известна сочетанием орудия, спаренного с пулеметом, и ПТУР, что позволяет уничтожать и пехоту, и бронетехнику. У Bradley тоже есть стабилизированная 25-мм пушка и ракетный комплекс.
Но по уровню мобильности американцы проигрывают всухую. Российская БМП легче и быстрее. Ее мобильность позволяет эффективно выполнять фланговые маневры и быстрое развертывание.
Bradley тяжелее и медленнее (весит на 70% больше, чем БМП-3), хотя это вроде бы компенсируется повышенной живучестью и способностью преодолевать сложные ландшафты благодаря надежной системе гусениц и мощному двигателю. Модернизированная броня (в том числе реактивная) обеспечивает лучшую защиту от баллистических и взрывных угроз. Также американская машина имеет сложную систему управления огнем.
БМП-3, получив улучшенную броню, по-прежнему отдает приоритет мобильности и наступательным возможностям, а не защите. Таким образом, как отмечает Army Recognition, обе бронемашины исповедуют разную философию маневренной войны: БМП-3 полагается на скорость и наступательную силу, а Bradley M2A2 воплощает в себе баланс огневой мощи, защиты и технологической сложности.
Вместе с тем, гигантские потери Bradley (ВСУ в ходе «контрнаступления» потеряли каждую третью гусеничную машину, по подсчетам Oryx) все же доказывают превосходство российской доктрины над натовской.