Министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что в 2024 году число военнослужащих в рядах наших Вооружённых сил будет увеличено до 1,5 миллиона человек. Это, конечно, далеко от размеров тех армий, что сражались в войнах XX века, но в разы больше той группировки, с которой мы начинали спецоперацию. Царьград разбирался, из каких резервов страна может взять необходимых людей – и к чему это приведёт.
Выступая 19 декабря на коллегии Министерства обороны, Шойгу рассказал, что в рамках программы по увеличению Вооружённых сил решено довести численность контрактников до 745 тысяч человек. По его словам, в текущем году контракты подписали 490 тысяч человек, в том числе четыре тысячи студентов.
Министр уточнил, что число воюющих за Россию добровольцев выросло в семь раз, а вот количество желающих сложить голову на стороне "щеневмерлой" – наоборот, упало в шесть раз. По сведениям Шойгу, за время спецоперации нам удалось уничтожить 5,8 тысячи иностранных наёмников, а общие потери ВСУ составили 383 тысячи военнослужащих.
Все планы по комплектованию армии и флота в текущем году выполнены в полном объёме,
– подчеркнул глава Минобороны.
Россия медленно поспешает
Чтобы понимать масштаб процесса перестройки Вооружённых сил, необходимо вспомнить, что на момент начала спецоперации общая численность армии России составляла порядка 900 тысяч человек. По бумагам, в Вооружённых силах служили 380 тысяч контрактников; при этом на долю сухопутных сил приходилось всего 280 тысяч военнослужащих.
Столь скромные показатели стали результатом политики построения высокопрофессиональной компактной армии, которая должна была опираться на бригады, и более того – на батальонные тактические группы. Первый этап спецоперации показал, что для большой континентальной войны такая структура не подходит. В результате была проведена частичная мобилизация, и параллельно радикально расширен набор добровольцев на контрактную службу.
При этом если посмотреть ретроспективно, можно заметить, что решения об увеличении численности Вооружённых сил принимаются последовательно, и каждый раз на небольшую величину.
Так, в августе 2022-го президент России Владимир Путин подписал указ об увеличении армии на 10% – до 1,15 млн военнослужащих и 2,04 млн общей численности с учётом гражданских специалистов.
1 декабря текущего года глава государства снова приказал увеличить ВС. На этот раз – на 170 тысяч человек. Согласно этому решению, количество военнослужащих должно дорасти до 1,32 млн человек, а общая численность – до 2,209 млн.
Решение это уже реализуется. И, уже опираясь на заложенную в него цифру в 1,32 млн военнослужащих, теперь планируется увеличить количество военных до 1,5 млн человек.
В очередной раз убеждаемся, что в нашей стране нужно смотреть не на заявления, а на дела властей. По сути, наше руководство без лишнего шума и пыли запустило в стране процесс перманентной мобилизации. Однако сделано это было на новом уровне социальных технологий, без всякого хватания мужчин на улицах, побоев, тотальной невротизации населения и взрывного роста коррупции в военкоматах, как это происходит в соседнем недогосударстве.
Откуда людей брать будем?
И тут, конечно, возникает вопрос об источниках пополнения Вооружённых сил. За счёт кого планируется их увеличивать, и не надорвёмся ли мы в процессе?
Ответ таков: не надорвёмся. А источников три:
- ежегодный призыв;
- мобилизация граждан из запаса;
- приём на службу иностранных добровольцев.
Начнём с мобилизации. В России проживает порядка 44 млн мужчин трудоспособного возраста. По оценке нашего Министерства обороны, "мобилизационный ресурс" страны составляет 25 млн человек. В эту категорию попадают мужчины с гражданством России, отслужившие в армии, имеющие боевой опыт и/или военные специальности.
При этом за прошедшие два года государство активно наращивало этот ресурс. В частности, только за прошлый год паспорта получили около 691 тысячи иностранцев. В текущем году эта цифра выросла ещё на 318 тысяч. Итого – чуть больше миллиона новых граждан. Если хотя бы 30% этой массы составляют мужчины призывного возраста – мы получаем порядка 330 тысяч потенциальных рекрутов. Для фронта это – 33 новых дивизии десятитысячного состава.
Добровольцы из далёких стран
Что касается привлечения иностранцев, то за последнее время государство пошло на радикальное облегчение их приёма на военную службу. Так что теперь добровольцы из других стран могут наниматься не только в индивидуальном порядке, но и целыми подразделениями.
Уже есть подтверждённые данные о кубинских подразделениях уровня взвода, а возможно – и роты в составе нашей армии. Есть пока не подтверждённая информация о сотнях добровольцев из Непала.
Наиболее перспективным источником иностранных добровольцев пока выглядит Куба (в силу наличия соответствующего исторического опыта). Через неё возможно привлечение выходцев из других стран Латинской Америки.
"РОССИЯ И КУБА ДРУГ ЗА ДРУГА!" — КУБИНСКИЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ В ЗОНЕ СВО. СКРИНШОТ: ТГ-КАНАЛ "ОПЕРАЦИЯ Z: ВОЕНКОРЫ РУССКОЙ ВЕСНЫ"
В качестве возможных поставщиков бойцов также называются Сирия, Ирак, Сербия. При известной гибкости Россия могла бы привлекать на службу и контингенты консервативно настроенных американцев, и выходцев из Западной Европы. О том, что это реальная возможность, а не пустые фантазии, свидетельствует опыт ЧВК "Вагнер", в рядах которой имелись подразделения, укомплектованные скандинавами и англоговорящими контракторами, а в числе последних служил отставной бригадный генерал армии США.
В целом всё зависит от того, как поставить работу с кадрами. Резюмируя, можно сказать, что, отказавшись от искусственных ограничений по приёму иностранцев на военную службу, Россия нивелировала фактор ограниченности своего населения и теперь может опереться на демографический потенциал Глобального Юга и отчасти самого западного мира.
Вопрос экономики
Поскольку у нас огромный собственный мобилизационный потенциал и практически неограниченное количество добровольцев из-за рубежа – на первый план выходят вопросы экономической устойчивости. Грубо говоря, и нашим, и иностранным контрактникам нужно хорошо платить. Хватит ли денег?
Тема это большая и сложная, однако скажем коротко: денег хватит. Россия смогла перестроить экономику, адаптироваться к действию санкций, и проблем с экспортом ключевых для нас товаров у нас нет.
Опыт XX века свидетельствует, что страны с индустриальным типом экономики (а мы к нему близки, так как не успели построить постиндустриальную экономику услуг) могут мобилизовать до 10% работоспособного населения, не доводя дело до экономической катастрофы. Израилю в ходе его скоротечных войн удавалось мобилизовать до 20% взрослого населения. Но там была своя, очень выраженная специфика: маленькие размеры страны, небольшая продолжительность конфликтов, которые велись наступательно.
Что у нас в этом направлении? Докладываем: тут у нас тоже хороший запас прочности. По данным Росстата, в стране проживает чуть больше 83 млн людей трудоспособного возраста. То есть теоретически Россия вынесет даже мобилизацию восьми миллионов человек, а о таких цифрах речи и близко не идёт.
Наш выбор – добровольцы
Военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что очередное увеличение Вооружённых сил не подразумевает проведения новой мобилизации.
Мобилизации не будет, – главнокомандующий чётко об этом сказал. Об этом даже не стоит думать. Конечно, численность будет увеличиваться за счёт контрактников,
– пояснил Леонков.
Наш собеседник напомнил, что ещё два года назад говорилось, что общее число желающих служить по контракту превышало численность контрактников в армии на 30–35%.
Но у нас тогда были ограничения, так как мы тогда ещё соблюдали Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), который регламентировал численность нашей армии, состоящей из контрактников, срочников и служащего в армии гражданского персонала. Вот, прекратили его существование, слава Богу,
– отметил эксперт.
В сухом остатке
Мы видим постепенное, очень размеренное увеличение русской армии, которое, очевидно, очень тесно увязывается с развитием нашего ВПК и трансформацией законодательной базы. Отмена ранее имевшихся ограничений на приём иностранцев выглядит очень сильным шагом, органично дополняющим экономические меры по обходу санкций, которыми Запад пытался удушить нашу экономику.
Теоретически прирост численности Вооружённых сил может быть получен за счёт расширенного призыва, но пока это выглядит как резервная мера на случай непредвиденных обстоятельств. Любопытно, что прошлогодняя мобилизация и постепенная конвертация мобилизованных в контрактников вместе с продолжающимся набором добровольцев являются не чем иным, как созданием контрактной армии, той самой, которую строили-строили в течение всех "сытых нулевых" и на которую фактическим махнули рукой в период между Крымской весной и началом спецоперации.
В целом виден курс государства на то, чтобы не баламутить общество и не повторять ошибок царской России, в которой тяготы военного времени как раз стали катализатором революционного взрыва.
В 2023 году Россия выдержала наиболее опасный момент, когда стратегическая инициатива находилась на стороне противника, а наша сторона должна была реагировать на его ходы. В 2024-м ситуация будет диаметрально противоположной: инициатива переходит к Москве, а уже наши враги должны будут отвечать на вызовы, которые мы им будем создавать. Это очень важный момент: если наше военно-политическое руководство не сорвалось на чрезвычайщину и опрометчивые шаги, играя вторым номером, то вероятность тяжёлых ошибок в условиях, когда уже мы владеем инициативой, – существенно меньше.
Скорее всего, основным содержанием 2024 года станет достройка Вооружённых сил в формате, необходимом для Победы над Украиной, а уже с 2025 года встанет вопрос об их адаптации под будущий конфликт непосредственно с НАТО, с существенным усилением авиации, космических вооружений, флота и дальнобойных ракетных систем.