Можно ли лишить гражданства России человека, который уехал за границу и поливал оттуда свою Родину грязью, а потом решил вернуться? Каким должно быть наказание для этих людей, с точки зрения правовой и моральной? Об этом поговорим с нашими экспертами Павлом Рудченко и Алишером Захидовым.
Каждый четвёртый релокант, поменявший место жительства на другую страну в 2022 году, снова указал в данной графе Россию, заметили в российской компании HeadHunter. Специалисты, занимающиеся вопросами ВНЖ, по итогам опроса, оценили долю вернувшихся в 40%. Не исключено, что среди них могут быть и те, кого завербовали иностранные спецслужбы. Но в большей степени люди возвращаются потому, что жить в чужой стране оказалось слишком дорого.
Одним из таких вернувшихся стал эпатажный певец Эдуард Шарлот, против которого Самарским СК возбуждено два уголовных дела по статьям "Реабилитация нацизма" и "Оскорбление чувств верующих". Молодой человек сжёг паспорт гражданина России и присягнул Зеленскому на верность, а также на камеру издевался над распятием и фото Патриарха. Мог бы и дальше вытворять, но деньги кончились. А с Арменией у Шарлота не сложилось. Решил вернуться на Родину. Кстати, деньги на билет до России певцу пришлось просить у подписчиков — кто сколько может. Также ему пришлось публично извиниться за свои выходки.
Поможет ли это запоздалое "раскаяние" Шарлоту остаться на свободе — ещё большой вопрос. Каким должно быть наказание для таких людей? Об этом ведущий "Первого русского" Юрий Пронько поговорил с продюсером, музыкальным критиком Павлом Рудченко и адвокатом Алишером Захидовым в эфире программы "Царьград. Главное".
Что делать с убегайцами?
Продюсер, музыкальный критик Павел Рудченко сказал, что разделяет мнение Певцова о том, что с тех, кто не поддерживает чаяния народа, и никак не ассоциирует себя с Россией, нужен соответствующий спрос.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Я думаю, здесь нужно подключать специалистов из таможенной службы, чтобы у них, может быть, была как-то собрана определённая анкета. Чтобы человек, который приезжает, заполнял эту анкету, указывая причину отъезда и возвращения обратно. После этого уже разбираться. Если ездил, например, лечиться, то это один вопрос. А если уехал в самый жёсткий период, когда нужна была его поддержка, и ещё успел там соответствующе высказаться, то и наказание должно быть определённое. Никаких ротаций и поддержек в крупных концертах. Таких даже просто не должны иметь в виду,
— сказал Рудченко.
По его словам, нужно публично показать народу их поступки. А уж люди пусть сами решают — поддерживать их рублём или нет.
А во-вторых, нужно не привлекать их на концерты, на всевозможные мероприятия, субсидируемые за госбюджет. Потому что это будет какой-то нонсенс, если люди плевали на государство, а теперь за счёт него опять приезжают кормиться. Это никак не вяжется,
— сказал Рудченко.
Лишать или не лишать гражданства?
Ещё один собеседник "Царьграда", адвокат Алишер Захидов отметил, что придерживается более взвешенной риторики. Он напомнил, что власть, прежде всего, должна объединять людей, консолидировать, создавая предпосылки для единства нации.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Поскольку во главе [государства] такая партия, как "Единая Россия", она сама говорит, что мы все едины. Мы есть одно целое. И те люди, которые возвращаются — это граждане Российской Федерации. Если в их действиях отсутствует состав преступления по УК, они вольны приехать. Из Индонезии, из Малайзии, из Армении, из Грузии, откуда угодно, из Европы. Рассуждать по правилу "кто не с нами, тот против нас" с моей точки зрения, большая стратегическая ошибка,
— отметил адвокат.
По его словам, разделение общества по принципу "свой-чужой", "наш-не наш" — это губительный подход. Потому что люди, которые возвращаются, они возвращаются, прежде всего, на свою Родину. А не к каким-то конкретным людям.
И это говорит о том, что Родина собирает людей в единое целое… Сотни тысяч людей приезжают. И рубить шашкой, делить, с моей точки зрения, — это ошибка. Если есть состав преступления, надо разговаривать в данном конкретном случае. А если человек уехал и приехал, то я тут не вижу ничего…
— отметил Захидов.
С точки зрения эксперта, это вопрос морального порицания. И любой из тех, кто остался в России в это непростое время, имеет право сказать тому, кто уехал, в том числе, в публичном пространстве: "Где ты был, Адам, когда шла война?".
Любой вправе спросить и сказать то, что он думает. И тут уже дело каждого человека, который высказывал свои оценки, отвечать, говорить. На каждый роток не накинешь платок, каждый волен говорить на эту тему. Но это вопрос публичного порицания. Запустил птицу — лови, как говорится,
— сказал Захидов.
Но при этом не стоит забывать о консолидации и единстве, считает он. Власть должна объединять людей. Но не с точки зрения какой-то всепрощенческой политики, а с точки зрения единства, считает адвокат. Чтобы они не боялись возвращаться к себе на Родину.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
У нас люди получают по 15, по 25 лет тюрьмы. Но никто их не лишает гражданства. А если кто-то уехал, а потом приехал — как за это могут лишать гражданства? Это же неотъемлемое право человека! Вот институт публичного порицания — да. Любой может спросить: ты такие-то слова говорил – говорил, ты вот это делал – делал. Будь добр, объяснись. А лишать гражданства — я вижу в этом правовую, и вообще стратегическую глупость, ошибку. Этого делать нельзя,
— резюмировал собеседник "Царьграда".