В условиях полного провала всей летней кампании ВСУ и грядущего сокращения финансирования со стороны США перед киевским режимом встают весьма смутные перспективы. Зеленский шлёт гонцов в Вашингтон с единственным вопросом: "Что делать?".
Не послать ли нам гонца?
Глава офиса президента Андрей Ермак встретился в США с госсекретарём Энтони Блинкеном и его замом Викторией Нуланд. Об этом сам Ермак сообщил в своём ТГ-канале.
Указал на важность скорейшего заключения двустороннего соглашения между Украиной и США о гарантиях безопасности, на исполнение Совместной декларации G7 о поддержке Украины, подписанной в Вильнюсе 12 июля текущего года,
– написал Ермак. С чего это вдруг Ермак полетел в Вашингтон с такими вопросами, если там совсем недавно был сам Зеленский?
Дело в том, что события вокруг Украины, вернее, вокруг её финансирования, развиваются стремительно, и всё не в нужную для Киева сторону. Республиканцы в Конгрессе блокируют помощь Украине, отдавая предпочтение Израилю. Режим Зеленского в прямом смысле на распутье. Если не сказать более ёмко: он стоит враскорячку от массы вопросов, которые не имеют простых решений. А некоторые из них не имеют и ответа.
Какие перспективы с продолжением помощи со стороны США и их союзников? Что делать, если Вашингтон и его сателлиты прямым текстом требуют от Зеленского уйти в отставку и освободить место для другого "президента", который бы не был скован, как Зеленский, собственными обязательствами не вести мирного диалога с Москвой? Что делать, если со всех сторон Зеленскому предлагают (а фактически – требуют) отдать русским контролируемую ими сейчас территорию и на этом заморозить конфликт? Что делать, когда те на Западе, кто ещё недавно говорил о необходимости разгрома России на поле боя, признают, что победы у Украины не будет? Что делать, когда вся западная пресса и независимые эксперты наперебой смакуют и тиражируют тезис о том, что у Украины "никакого прорыва не будет"? По словам самого же Зеленского, никто, кроме него, не верит в победу Украины.
Такая куча неразрешимых проблем способна ввести в ступор и депрессию даже закоренелого оптимиста. С большой долей уверенности можно предположить, что именно таков был круг вопросов, которые Ермак вывалил на стол переговоров перед Блинкеном и Нуланд.
Чего боится Киев?
В каком контексте состоялся визит Ермака в Вашингтон?
Киев опасается, что Штаты бросят Украину на произвол судьбы, когда Россия перейдёт в наступление. А именно наступления России, после того как ВСУ окончательно выдохнутся и потеряют военную помощь от США, больше всего опасаются в Киеве. Напоминание Ермака о "гарантиях безопасности" – это фактический призыв к США вмешаться в конфликт уже не только поставками оружия, а более существенно, что возможно только при вступлении Украины в НАТО. Но гарантии безопасности, о которых говорилось на саммите НАТО в Вильнюсе в июле и о которых напоминает Ермак, были лишь обещанием "заступаться" за Украину вместо официального её приглашения в альянс.
Киев подвергается сильному давлению со стороны Запада, который призывает его отказаться от территорий, которые контролирует Россия. Ермак сказал, что Киев не согласен на вступление в НАТО без "оккупированных территорий". Так он прокомментировал соответствующее заявление экс-генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, который предложил, чтобы Украина присоединилась к военному альянсу без территорий, занятых в настоящий момент Россией. Он подчеркнул, что откладывать этот вопрос в очередной раз не стоит. Ради Украины даже родился невиданный ранее и не совсем понятный термин – "частичное членство в НАТО". До Расмуссена это же предложение выдвигали Киссинджер и глава канцелярии генерального секретаря НАТО Стиан Йенсен.
Но то, что сейчас об этом говорит Расмуссен, весьма примечательно. Дело в том, что Расмуссен долгое время работал с Ермаком, особенно тесно – в преддверии последнего саммита НАТО в Вильнюсе. Поэтому совершенно очевидно, что слова Расмуссена Киев воспринял не как частное мнение, а как транслируемое через Расмуссена требование НАТО. При этом неясно, реально ли члены альянса готовы принять Украину в свои ряды "в урезанном виде" именно сейчас. Ясно только то, что США и НАТО хотят прекращения конфликта здесь и сейчас. Правда, Расмуссен говорит:
План частичного членства будет символизировать не заморозку конфликта, а, наоборот, решимость западного оборонительного альянса и станет для России предостережением, что она не сможет помешать Украине вступить в него.
Но в реальности это прежде всего отказ Украины от территорий в пользу России и прекращение войны, а членство в НАТО – это журавль в небе. Мало ли тех, кого коллективный Запад обманул, не выполнив обещаний? Горбачёв, Янукович, Милошевич и так далее. И Зеленский это тоже хорошо знает.
Информационная обстановка
Все ведущие американские СМИ, как сговорившись, акцентируют внимание на том, что Украина столкнулась с перспективой полного прекращения помощи со стороны США. The Washington Post пишет:
Интерес законодателей-республиканцев к дальнейшей помощи Украине падает уже много месяцев даже до того, как стало ясно, что контрнаступление не приносит больших успехов. И вот теперь Украина оказалась в конкурентной борьбе за внимание законодателей. Сенатор Синтия М. Ламмис сказала в интервью, что её избиратели-республиканцы считают, что в данный момент Израиль является более приоритетным и что если позже потребуется пересмотреть некоторые из более ранних приоритетов, то это можно будет сделать.
Politico пишет:
Широко обсуждается, что новый спикер палаты представителей Майк Джонсон не будет продвигать пакет финансирования Украины, несмотря на то, что в момент своего вступления в должность он публично заявлял, что разделит помощь Израилю и Украине.
Newsweek приводит заявление анонимного члена Конгресса:
Я думаю, что проблема существует, и я ожидаю, что проблема будет расти. Давайте посмотрим правде в глаза: война в Украине идёт не очень хорошо. Чтобы Украина одержала победу таким способом, который, очевидно, является победой, а не тем, что мы просто пытаемся выдать за победу, Соединённым Штатам необходимо не только придерживаться выбранного курса. Нам нужно ускорить его на порядок. К сожалению, я не вижу, чтобы мы это делали.
При этом предвыборная кампания Трампа только углубит разногласия в США по поводу помощи Украине, считает собеседник Newsweek.
С чем приехал, с тем уехал
Проблема с выделением американской помощи Украине, вероятно, будет только усугубляться. Ермак задал тяжёлые вопросы своим американским покровителям, ответа на которые, он, похоже, не получил. Судя по всему, демократы заняты сейчас исключительно предвыборной кампанией, в которой Байден терпит на глазах у всего мира сокрушительное поражение, хотя до выборов ещё год. Тема выборов поглощает демократов всецело. Во внешней политике Израиль в сто крат перекрывает для США значение Украины. Поэтому Зеленский сколько угодно может посылать своих гонцов в Вашингтон. Уедут ни с чем.