Руководителям прибалтийских стран приказано кукарекать и тявкать
В НАТО продолжают тешить себя надеждой о господстве на Балтике и блокаде Калининграда. Очередное заявление прозвучало от командующего силами альянса в Литве полковника Питера Нильсена. По его мнению, членство Финляндии в НАТО и будущее вступление Швеции полностью изменят ситуацию в регионе.
«Россия почувствует, что Калининград окружен… Ей нужно строить планы по укреплению Калининграда и поддерживать с ним контакт во время войны», — приводит EADaily слова военного из интервью для LRT.lt.
Полковник уверен, что у российского флота будут серьезные проблемы, финны с эстонцами могут перекрыть доступ в Петербург. Кроме того, в распоряжении НАТО будут ВМС Швеции, чьи самолеты помогут блокировать Калининград.
При этом в 2020 году Нильсен считал самой большой угрозой для Литвы Сувалкский коридор и русское меньшинство. Некоторое изменение мнения представитель альянса объяснил тем, что проблема уже не так остра. Коридор по-прежнему важен, так как является сухопутным связующим звеном между НАТО и тремя странами Балтии, однако близость Финляндии и Швеции, имеющей к тому же остров Готланд, позволят принимать самолеты и получать помощь в случае войны в акватории.
Нильсен отметил, что Калининград по-прежнему очень хорошо вооружен, несмотря на то, что обычная военная техника вывозится в зону боевых действий на Украине. «Угроза уменьшается, но она все равно велика, потому что, если бы Литве пришлось воевать, ей пришлось бы делать это на два фронта».
Подобные заявления в последнее время все чаще приходится слышать и от руководства прибалтийских государств, других наших соседей по региону, который мечтают о натовском Балтийском море и готовы всячески пакостить России как в регионе, так и за его пределами.
Заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин назвал заявления некоторых руководителей НАТО и прибалтийских государств, завязанных на русофобию, «мелкотравчатыми».
— То, что мы сегодня слышим, — песня, которую поют давно. Всё, что сопряжено с блокадой Санкт-Петербурга, Калининградской области, что связано с какими запретительными действиями в Балтийском море, находится сегодня в общем информационном концепте противодействия США и их союзников России.
Здесь каждый старается занять какую-то нишу и ее развивать, чтобы оставаться в мозаике поддержки Вашингтона в обмен на то, что будут финансовые гранты, политическая поддержка и гарантии долговременного пребывания в руководстве своих государств.
Наверное, сегодня наблюдается именно это. Но если для Вашингтона это некий доминирующий заказ, то со стороны прибалтийских государств, руководства НАТО — просто приспособленческое тявканье в связи с тем, что выхода нет, господин сказал и альтернативы нет. Исходя из такого сложившего концепта в гибридной войне между США и РФ все они и стараются.
«СП»: Понимает ли представитель альянса, руководство стран Прибалтики, что попытки блокады Калининграда, Петербурга, Балтийского моря фактически означают войну с Россией?
— Они понимают, но у них стоит задача найти возможные пределы разнузданной внешнеполитической вербальной деятельности, то есть насколько еще можно дергать медведя за усы. Если дернули и нормально, то давайте еще сильнее и за два усика. Такая сегодня политика. Она находится в определенной плоскости — информационно-политической, провокационной, я бы сказал. В нее укладываются все эти действия, заявления людей, которые должны выполнить свою функцию.
Но следующая позиция: а предел есть? Или они думают, что просто заявили, получили за это деньги или материальные активы, которые конвертируют в свой успех, повышение должности и т. д. Нет. Это ведет к серьезным последствиям. Раскалывается европейский мир, происходит эскалация отношений. Это не стабилизирует ситуацию. Но тявкающих политиков как бы не волнует моральная сторона, хотя они прекрасно понимают, что несут ответственность, причем историческую, причем перед обществом, своим государством… В данном случае они все списывают на США. Штаты обещали ядерный зонтик, атомные бомбы под боком лежат. Эти политики не рассказывают своим избирателям, что американские бомбы сделали их заложниками США, ядерной войны. Просто говорят, что США их спасают. Почему? Потому что субсидированы Вашингтоном. В таком концепте никаких других по содержанию заявлений мы не услышим, к сожалению.
«СП»: А у НАТО есть реальные силы для организации такой блокады?
— Нет, и мы это знаем по итогам Холодной войны. Очень много создавалось инфраструктурных баз, которые наполнялись амуницией, боеприпасами, вооружением, чтобы развернуть в нужный момент военные подразделения, соединения для противодействия еще Советскому Союзу. Сейчас они обновляют все эти активы — склады.
И в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Лондоне понимают, что можно доиграться, поэтому и пускают вперед таких руководителей, которые должны в информационном пространстве прокукарекать с тем, чтобы посмотреть, где предел.
«СП»: Из Прибалтики часто раздаются агрессивные заявления, которые трудно назвать адекватными при военном потенциале этих стран. А европейцы готовы воевать за прибалтов?
— Нет. И они уверены, что до этого дело не дойдет. Опыт Второй мировой войны все помнят, но в сложившейся ситуации они, скорее, надеются спрятаться за некие высокотехнологичные системы вооружений, которые «сами все сделают».
Реально нет. Это уже показал конфликт на Украине. Деньги, вооружения еще поставят, а чтобы реально воевать — нет. Есть солдаты удачи, какие-то подразделения, но это не тот масштаб. И опросы населения показывают, и само руководство европейских государств понимает, что все будет гореть именно на их территории.
Сначала бравада была большая, кричали, что разрушат все до Урала и дальше, а сейчас расчет уже больше на некие блокировочные действия. Это связано с весьма плачевными результатами контрнаступления, которое готовили всем европейским миром. Оно было широко анонсировано, разрекламировано, но провалилось. И сегодня это отражается на риторике, которая стала уже блокирующего характера.
«СП»: Не секрет, что в Балтийском море после Второй мировой войны затоплено более 35 тысяч тонн химического оружия. Учитывают ли в НАТО этот фактор, заявляя о возможной блокаде? Какова вероятность, что оно «выстрелит» в случае боевых действий на Балтике?
— Для сопоставления: взорвали «Северные потоки», все знают, кто это сделал и против кого. Все понимают, что это не столько против России, сколько против Германии, против Европы. И кто выступил из политических деятелей? Ну, Виктор Орбан, но он весьма осторожен, все-таки Венгрия — член НАТО и Евросоюза. Так же точно и с химическим оружием, с другими проблемами.
Все понятно, но европейские политики находятся в колее, из которой выпрыгнуть никто не может. А если попытается, то с ним мгновенно разделаются, он станет никто и звать никак. Придет тот, кто будет говорить, что велели. Эти механизмы работают.
Задачи СВО будут выполнены, и мир в Европе начнет меняться. СВО — это точка сбора, но не все так быстро и легко делается, тем более много инерционных механизмов. Европа понимает, что сейчас будет план «Б», но его пока не предъявили. Как быть в этой ситуации, в переходном периоде? Пока надо показывать свою преданность Вашингтону.