В Пекине в Доме народных собраний на площади Тяньаньмэнь состоялось открытие III Международного форума "Один пояс – один путь". С приветственным словом выступил председатель КНР Си Цзиньпин, а сразу после него – президент России Владимир Путин. Что мы имеем по итогам и какие сигналы были поданы Западу – в материале Царьграда.
Взаимовыгодное экономическое сотрудничество
Путин заявил, что Россия и Китай стремятся к долгосрочному экономическому прогрессу, разделяя стремление к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству в мире. Также президент высоко оценил инициативу "Один пояс – один путь", выдвинутую Си Цзиньпином. По его словам, инициатива реализовывается "при уважении цивилизационного многообразия и права каждого государства на собственную модель развития".
Россия, хоть и не является частью китайской инициативы, но предлагает широкие возможности для взаимодействия в сопряжении с разными интеграционными решениями, считает директор Института стран Азии и Африки Алексей Маслов.
Это, прежде всего, взаимодействие на уровне блоков, на уровне ЕАЭС и пояса пути. И. на самом деле, это, наверное, один из самых гибких вариантов такой работы, – сказал Маслов.
Россия готова создавать условия для выстраивания взаимосвязанной инфраструктуры. Среди таких проектов Путин выделил транспортный коридор "Север – Юг", который связывает наши порты на Балтике и в Арктике с портами государств Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии.
Очень важный момент, что Россия предлагает расширять целый ряд транспортных инициатив и подключать к этому делу российский Северный морской путь, путь из Арктики на юг. Это не ставит нас в зависимость от Китая, а именно расширяет систему взаимодействия, – отметил востоковед.
Маслов подчеркнул, что Путин и Си Цзиньпин во время выступления на открытии форума не комментировали политическую ситуацию, поскольку был сделан акцент на экономическом взаимодействии. Но подходы к этому взаимодействию у стран в некоторой степени различаются, указал эксперт.
Россия делает самый, наверное, большой упор на взаимодействие в области нефти, газа, энергетического обеспечения, в то время как для Китая принципиальным является сейчас зелёная экономика, о чём говорит Си Цзиньпин, то есть инновационная экономика. Хотя одно другому не противоречит, просто есть некоторая разница в подходах и взаимодополняемость, – выразил мнение наш собеседник.
Он добавил, что Россия относится к Китаю как к реальному стратегическому партнёру, несмотря на несоответствующую оценку экспертов и блогеров.
Путин в рамках своего выступления в Пекине обратил внимание на растущий объём товарооборота России и КНР. По мнению главы государства, Россия занимает высокое место среди торговых партнёров Китая.
Политическая ситуация
Путин рассказал, что несколько часов беседовал с Си Цзиньпином "за чашкой чая", обсуждая конфиденциальные темы. Как выяснилось, оба лидера уделили внимание в том числе и ситуации на Ближнем Востоке. Далее президент ответил на вопросы журналистов и сказал много важного: о создании палестинского государства, про удар по больнице в секторе Газа, поражение на Украине и патрулирование воздушного пространства над Чёрным морем.
Как многие и ожидали, речь Путина по итогам визита в Пекин носила не только экономический характер, но и политический, констатировал политолог Сергей Марков. По его мнению, заострить внимание стоит на заявлении президента об отсутствии признаков "поражения" на Украине, которое было сделано в контексте поставок Киеву ракет ATACMS американского производства.
Его формула логическая, он сказал: если бы Россия проигрывала, зачем тогда поставлять всё более и более мощные, дальнобойные современные системы вооружений типа ракет ATACMS... Тогда бы они не поставляли. Это абсолютно верное и логичное замечание Путина. Но верна и другая логика. Если бы они [США] думали, что Украина в агонии, а Россия выигрывает, то тоже бы не поставляли эти системы. В том-то и дело, что у них есть надежда на то, что они смогут победить Россию на поле боя, – считает Марков.
Он выразил уверенность, что Вашингтон попытается оспорить выводы Путина относительно решения поставить Киеву дальнобойные ракеты. Кроме того, Марков счёл важным тезис о необходимости прекращения огня на Ближнем Востоке путём создания независимого палестинского государства.
"ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ" ОБЪЕДИНЯЕТ МНОГИЕ СТРАНЫ, РОССИЮ И КИТАЙ В ТОМ ЧИСЛЕ. ФОТО: © WANG YUGUO XINHUA/GLOBALLOOKPRESS.
Что с того?
Однозначно Путин был главным гостем на форуме "Один пояс – один путь" в Пекине, несмотря на то что участие в нём приняли тысячи представителей из 140 стран. Беседы носили не только экономический, но и политический характер. Мы увидели реакцию России и КНР на всё происходящие на Ближнем Востоке и Украине и в очередной раз убедились в готовности китайской стороны поддерживать братские отношения с Россией. У Путина же была прекрасная возможность послать очередные сигналы Западу, как это было с возможной дератификацией договора, запрещающего ядерные испытания. Теперь – поручение начать патрулирование над Чёрным морем с "Кинжалами".
Торговый оборот России и Китая растёт буквально по часам. Стремление стран увеличивать его и развивать интеграционные проекты выглядит многообещающе: вскоре будет подписан план нашего взаимодействия до 2030 года.
Я бы обратил внимание ещё на то, что делается это с обеих сторон без раскачки и без административных проволочек, – сказал Путин по итогам пресс-конференции в Пекине.
А общие угрозы, как подчеркнул Путин, только укрепляют российско-китайские отношения.