Почему указ о продаже валюты касается не всех экспортёров?
С 16 октября начинает действовать инициированная указом Владимира Путина мера валютного регулирования. Некоторые российские экспортеры теперь обязаны продавать часть валютной выручки, что по замыслу авторов идеи должно укрепить курс рубля.
В понедельник в начале торгов на Московской бирже курс составил 97,48 рублей за доллар. В минувшую пятницу вечером — 97,24 рубля. Таким образом курс стабилизировался на отметке ниже 100 рублей. До объявления о продаже валюты он был выше 100 рублей за доллар.
Определенные указом президента компании в течение двух месяцев с момента получения средств будут обязаны зачислять на свои счета в российских банках не менее 80% иностранной валюты от экспортных контрактов. Не менее 90% этой выручки они должны продавать на внутреннем рынке.
В правительстве надеются, что это решение выровняет баланс между спросом и предложением, чем повысит предсказуемость торговли, что важно как для российских производителей, закупающих комплектующие, технику за рубежом, так и для граждан, нуждающихся в доступных товарах.
Под действие указа президента попали компании из топливно-энергетического комплекса, химической промышленности, металлургии, лесного и зернового хозяйства. Всего в перечне — 43 группы компаний. Однако точный их перечень широкой общественности неизвестен.
По словам Дмитрия Пескова, документы, связанные с продажей валюты, не будут опубликованы. Их скрыли под грифом «для служебного пользования» из-за недружественных действий западных государств в отношении нашей страны и компаний. Хотя некоторые, наверное, все равно знают.
По данным «Коммерсанта», в «проскрипционный» список попали компании, доля экспорта в выручке которых превышает 60%. При этом были и качественные критерии, связанные с подозрениями в адрес некоторых компаний в невозврате выручки для увеличения их рентабельности.
Специалисты считают, что не публикуя список компаний власти обеспечивают себе возможность добавлять или исключать отдельные компании. Также они указывают на стремление окоротить спекулянтов, чтобы они не воспользовались этой информацией на торгах и мера имела эффект.
В условиях секретности возможны любые версии о том, какими мотивами руководствовались власти. А также не исключено появление слухов. Один из Тг-каналов утверждает, что «в закрытом указе президента об обязательной валютной выручке нет Роснефти, Ростеха, НОВАТЭКа и Газпрома».
Никаких доказательств не приводится. Тем более, откуда это возможно узнать, если указ секретный? Однако конспирологи могут усмотреть здесь некую логику: от обязательной продажи валюты якобы освободили компании, возглавляемые лично близкими президенту людьми. Любимчики? Поди проверь…
Действительно, Игорь Сечин, Сергей Чемезов и Алексей Миллер известны широкой публике не только как капитаны крупного российского госбизнеса, но и как стародавние сослуживцы президента по КГБ и мэрии Петербурга (правда, про главу НОВАТЭКА Леонида Михельсона такого не скажешь).
А значит, нельзя исключить, что они вполне могли рассчитывать, на своего рода режим наибольшего благоприятствования при введении ограничительной меры для всех. Мелкая сошка пусть сдаёт валюту и побыстрее, а мы — столпы бизнеса, подождем, посмотрим, может еще и отменят. Повторим, это пока предположения.
Нерешительность власти в вопросе валютного контроля, ее нежелание жестко влиять на рынок в целом, избирательный характер указа президента подпитывают сомнения в том, что введенные меры — результат твердой стратегической линии, а не временная тактическая уловка.
Ведь первоначально власти надеялись обойтись неформальными договоренностями о возврате валютных доходов. Однако бизнесмены их соблюдать не стали. Проще говоря, обманывали. Потому что чувствовали, что можно. Кремль либеральничал с хищниками, наносившими стране ущерб.
«Для бюджета нам курс нужен чуть-чуть пониже. Если бы все было нормально, и указа бы не было», — объяснял Путин необходимость своего распоряжения. Без плетки ничего не работает. При этом президент утверждает, что курс рубля не связан с какими-то проблемами в экономике, она стабильна.
Источником веры в лучшее для Путина является консенсус ведомств: правительства, ЦБ и АП. «Если уж все наши службы добились определённого компромисса, который в этом указе изложен, все исходят из того, что позитивный результат должен быть», — заявил президент.
С учетом того, что указ президента будет действовать полгода, а через пять месяцев в РФ запланированы выборы президента, с высокой вероятностью речь идет о стабилизации курса рубля ниже психологически страшной отметки в 100 рублей за доллар в политических целях.
Кроме того, необходимо обуздать потребительскую инфляцию. Согласно опросу ФОМ, в сентябре-октябре 61% россиян ощутили ускорение роста цен на основные продукты, товары и услуги. Если мясо, рыба, бензин и т. д. будут становиться менее доступными, избиратель сделает свои выводы.
Ручное управление экономикой и страной ради укрепления власти тех, кто наверху уже почти четверть века, выглядит сомнительно.
Стратегической мерой по контролю курса рубля может стать создание постоянной системы отслеживания путей оттока капитала, работающей без оглядки на лица.
О последних новостях курса доллара, евро, юаня и других валют в теме «Свободной Прессы».