Народ жаждет чисток власти. И они грядут. Весь вопрос в том, что на вопрос "когда?" ответ не столь очевиден. За дела нужно отвечать, а отставки иногда, наоборот, воспринимаются как отправка на заслуженный отдых.
Давным-давно, в прошлом веке все политтехнологи мира смотрели американский фильм, который в России назывался "Плутовство", а в правильном переводе с родного языка – "Хвост виляет собакой". Речь в фильме шла о том, как выигрывают президентские выборы. Президента, который по сюжету выборы проигрывал-проигрывал, но так и не проиграл, критиковали со всех сторон. "Какую песню поет президент?" – спрашивали оппоненты. И сами себе отвечали: "На переправе коней не меняют".
В России стартовала главная предвыборная кампания. В марте 2024 года состоятся очередные президентские выборы. Хотя никто в стране и за её пределами не сомневается в том, за кого проголосует большинство, остаётся ещё много интересных вопросов, ответы на которые только предстоит узнать.
Время важных вопросов
Первый из них: когда Владимир Путин официально объявит, что принимает участие в президентских выборах? Сомневаться в его решении вроде бы нет никаких оснований. Однако последнее высказывание на эту тему его пресс-секретаря Дмитрия Пескова явно было предназначено для того, чтобы сохранить интригу:
"Президент ещё не заявлял о том, что он будет выдвигать свою кандидатуру. Но если мы предположим, что президент всё-таки выдвинет свою кандидатуру, то очевидно, наверное, что реальную конкуренцию в нашей стране на нынешнем этапе никто составить не может".
"Если мы предположим" – это звучит как-то недостаточно жёстко и уверенно. Немудрено, что как раз в сентябре отдельные безответственные личности приняли рассуждать о том, что будет, если Путин от участия в выборах откажется, в мае 2024 года уйдёт с поста, оставив его некоему гипотетическому преемнику. В кулуарах появились даже рассуждения о том, что это может быть сделано, чтобы обеспечить переговоры с Западом по поводу окончания СВО.
Никаких подтверждений этим слухам нет, есть уверенность, что они совершенно не соответствуют действительности. Но сам факт их появления очень показателен. Дело в том, что они – маркер неуверенности, которую за полгода до выборов испытывают политические элиты страны.
Эта неуверенность подпитывается отсутствием информации по другим значимым вопросам.
Второй вопрос: кто создаст формальную конкуренцию Путину на выборах? От ответа на этот вопрос зависит, очевидно, результат голосования, то есть размер явленного путинского большинства образца 2024 года. Кандидатов в президенты должны выдвинуть как минимум 4 из 5 парламентских партий. "Справедливая Россия за правду" устами своего лидера Сергея Миронова ранее уже заявила, что выдвигать кандидатов не будет.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ ОЗВУЧИЛ ОТКАЗ ОТ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА В 2024 ГОДУ – ЭТО НЕ ОТКАЗ ОТ СВОИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ АМБИЦИЙ, А БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ ЛИДЕРСТВА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕЗИДЕНТА. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLОBALLООKPRЕSS
Теоретическую возможность собрать для кого-то 300 тысяч подписей при самовыдвижении на практике можно не рассматривать. "Единая Россия", понятно, с президентом. Остаются КПРФ, ЛДПР, "Новые люди".
Пока источники Царьграда уверены, что будущий предвыборный штаб главного кандидата ориентируется на показатели 75% за Путина при 75% явки. Эти показатели дают возможность продемонстрировать подавляющее большинство и одновременно соответствие демократическим нормам. Кроме того, показатели совпадают с результатами опросов общественного мнения, в которых о доверии президенту говорят от 73 до 80% респондентов.
Но если остальные кандидаты будут слишком слабыми, не исключено, что результат президента поднимется к 90% и выше. Кстати, именно этот результат в августе предсказал тот же Дмитрий Песков в беседе с американскими журналистами, которые потом, как водится, вырвали его слова из контекста. Достижение такого результата вызовет ненужную критику, даст основания для разговоров о недостаточной легитимности выборов, особенно на Западе.
Время большой зачистки. Кто уйдёт?
Самым важным, однако, является третий вопрос. Формулируется он сегодня так: когда начнутся чистки – до голосования или после? В том, что они начнутся, уже практически никто не сомневается.
Увольнение из правительства и других важных органов государственной власти всех, кто не работает для фронта и победы, – категорическое и хорошо известное главе государству требование той социальной группы, которую сами либералы придумали называть "рассерженными патриотами". О том, что Владимир Путин патриотов отлично слышит, о том, что он и сам, по сути, является рассерженным патриотом, Царьград писал не раз. Очевидным подтверждением этого стала речь президента на Восточном экономическом форуме. Даже о проблеме "трудовой миграции" он говорил так, будто предварительно посоветовался с обозревателями и зрителями Царьграда.
Однако финансовая власть в стране по-прежнему принадлежит либералам. Действия Центробанка явно противоречат желаниям патриотов и задачам экономического роста. Об этом говорит отнюдь не только Царьград, но и, например, советник президента Валерий Фадеев, который на форуме "Армия-2024" утверждал: есть реальная возможность роста экономик не на 2,8, а на 5 и более процентов в год.
Этому мешает именно ЦБ с его политикой фактического сдерживания инвестиций. А также Минфин, глава которого Антон Силуанов, по мнению патриотов, в лучшем случае работает как бухгалтер-скопидом, для которого любые расходы – как нож острый, но который при этом не сумел сберечь запасы страны на чёрный день.
ЗА ПРОШЕДШИЕ ГОДЫ ВОПРОСОВ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ БЛОКУ НАКОПИЛОСЬ СЛИШКОМ МНОГО. ИНОГДА СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ГЛАВЫ ЦБ И МИНФИНА ЖИВУТ В КАКОЙ-ТО ДРУГОЙ РЕАЛЬНОСТИ. ФОТО: PHOTOAGENCY INTERPRESS/GLОBALLООKPRЕSS
Кроме ЦБ, патриотической критике подвергается и руководство Минобороны. В какой-то момент, считают многие, Сергей Шойгу должен ответить на вопросы, как так вышло, что слишком многое – от дронов до обмундирования, от современных средств защиты до маскировочных сетей и даже медицинских препаратов и снайперских винтовок части – в действующей армии получают от волонтёров, которые бесконечно организуют сборы, которым бедные люди несут последнее.
В начале августа (более свежих данных нет), как писал в своём телеграм-канале политолог Сергей Марков, доверие Сергею Шойгу было на уровне 8,9%. В начале СВО этот показатель был на уровне почти 19% – падение более чем существенное.
"Доверие упало из-за того, что армия России уже год не наступает",– указывал политолог.
Достаточно ли этих данных для кадровых изменений? Вопрос спорный, но ответы точно должны быть получены.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА МИНИСТРА ОБОРОНЫ – НЕ ВЕСТИ АРМИЮ В АТАКУ, А ОБЕСПЕЧИТЬ ВОЙСКА ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ. НО ВОТ ИМЕННО ЭТА ЗАДАЧА ОКАЗАЛАСЬ САМОЙ СЛОЖНОЙ ДЛЯ ГЛАВЫ МИНОБОРОНЫ. ФОТО: THE KREMLIN MOSCOW/GLОBALLООKPRЕSS
Требование патриотов состоит в том, чтобы власть на всех уровнях и во всех проявлениях работала только ради победы, мобилизуя все ресурсы государства и общества. Нет сомнений, что это требование выполнимо только после очень серьёзных, кардинальных кадровых изменений, по масштабам больших, чем при смене председателя правительства в январе 2020 года, когда Дмитрий Медведев ушёл на пост заместителя председателя Совета безопасности. Этот переход обеспечил уход из правительства многих либералов (таких, в частности, как Аркадий Дворкович, который показал своё истинное лицо в период СВО) и способствовал превращению самого Медведева в "ястреба" нашей политики. То есть кадровые чистки 2020 года принесли явную пользу. Их надо повторить. Но когда?
По мнению внутриполитического блока АП, не раньше, чем в апреле 2024-го, утверждают источники Царьграда. В противном случае нервозность элит, да что там, просто-напросто паника в их рядах могут помешать ходу предвыборной кампании. Администраторы внутренней политики полагают, что патриоты могут потерпеть: стабильность в предвыборный период важнее даже эффективности государственного управления.
Что с того?
Категорическое требование сохранения социально-политической стабильности и спокойствие в элитах вступают в противоречие друг с другом. Владимир Путин – единственный кандидат для "рассерженных патриотов", для тех, кто словом и делом поддерживает действующую армию и не жалеет себя на СВО. Они хотят, чтобы недостаточно патриотичные руководители покинули правительство. Стоит к ним прислушаться или стоит сохранять элиты неподвижными до дня голосования – вот в чём вопрос, перед которым сегодня оказалась власть.