Экология Хакасии поразительным образом дублирует и многократно увеличивает все самые острые проблемы, свойственные экологии России. Но как в кривом зеркале невозможно увидеть истинное лицо, так и в официальной позиции республиканских властей не отражается глубина и суть настоящего положения вещей. Нам представляют иллюзорную и намеренно искривленную картину. За искажением фактов старательно прячут критические масштабы экологической обстановки.
Экологические проблемы в Хакасии стоят остро и остаются одними из трудно решаемых. На сегодняшний день мы имеем:
- высокий уровень загрязненности воздуха и рек;
- превышенное значение вредных веществ в атмосфере;
- отопление угольным топливом большинства домохозяйств;
- нерациональное использование лесов;
- несанкционированные свалки и отсутствие культуры рециклинга - повторного использования отходов;
- недостаточность полигонов ТКО;
- рост антропогенного воздействия на животный и растительный мир;
- дефицит общераспространенных полезных ископаемых.
На территории нашей Республики находится множество уникальных природных комплексов, имеющих большое значение в масштабах страны. Биосферные заповедники, минеральные озера и пресноводные водоемы соседствуют с технологическими шедеврами отечественной инженерной мысли - СаяноШушенская и Красноярская ГЭС.
Мы развиваем добывающую и обрабатывающую промышленность, добываем уголь, золото, железо. Да, нам важны показатели объемов горнорудной промышленности, ведь они формируют внутренний валовый продукт региона, а следовательно, от них напрямую зависит экономическое благополучие республики и каждого ее жителя.
Однако потребительский подход к природе и ресурсам, выкачивание без возобновления оставляет след на планете, на нашей земле. Черный след в воздухе, в воде, который оборачивается траурной статистикой онкозаболеваний и демографическими показателями.
Пора остановить бездумное расширение цивилизационного и технологического пространства. Пришло время поставить во главу угла здоровье жителей Хакасии, рациональное использование ресурсов и развитие «зеленой» промышленности.
Что мы предлагаем:
- повышенный экологический контроль;
- сокращение выбросов промпредприятий;
- очищающее оборудование на каждом крупном промышленном предприятии;
- уход от угольного отопления;
- перевод домохозяйств на центральную коммунальную инфраструктуру;
- реформирование принципов работы с государственным региональным оператором по обращению с ТКО;
- устранение свалок;
- эффективную программу раздельного сбора мусора.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НОВОГО УРОВНЯ - БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ ЭКОЛОГИИ
Экологические проблемы становятся триггером для социального протеста. Истощение ресурсов, загрязнение воздуха и воды, накопление отходов приводят к ухудшению условий жизни, здоровья, увеличению рисков вспышек эпидемий, оттоку населения из Хакасии.
Развернуть вспять промышленный и технологический процесс - не стоит в наших планах. Наоборот. Для выведения экономики региона из кризиса необходимы меры, направленные на переориентацию сырьевой промышленности к высокодоходному производству.
Создание транспортно-логистической инфраструктуры привлечет в Республику новые предприятия, а соответственно, - новые рабочие места, социальные гарантии, налоги и льготы.
Создание и модернизация инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон - еще один шаг к росту экономических показателей и доходов населения.
Переводя промышленность на полный цикл, увеличивая производственные мощности и открывая новые возможности для технологического развития, необходимо соблюдать экологический регламент. Не допускать и искоренять вредное влияние на экологию при строительстве современных производств. При модернизации предприятий - обязательное соблюдение экологических стандартов.
B 2022 году в Хакасии было выпущено в атмосферу 107 тыс. тонн загрязняющих веществ. Почти 60% выбросов совершают металлургические предприятия. Безоговорочные «лидеры»: Саяногорск (62,4% от всех загрязнений в республике) и Абакан (17%). Ситуация в городах особо усугубляется зимой, когда домовладельцы начинают отапливать свои дома углем. Надо учитывать и то обстоятельство, что республика расположена в низине - Хакасско-Миусской котловине, территории с частыми штилями. Поэтому загрязняющие вещества не рассеиваются, а подолгу концентрируются в атмосфере.
При этом доля очистки, которую должны проводить предприятия остается на достаточно низком уровне. Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ составляет 63,7%, в то время как аналогичный показатель при большей концентрации промышленности в Забайкальском и Красноярском крае составляют соответственно 94,8% и 70,9%.
Гораздо хуже обстоят дела в угольной промышленности, где доля очистки составляет 16,1%, в то время как в Красноярском крае, в котором также происходит добыча угля открытым способом данный показатель находится на отметке 25,6%.
Не стоит пинать на саму суть добывающих производств. Ведь в итоге - ответственный за промышленный процесс и его последствия, за состояние экологии - человек. От его решений зависит, будет ли экологичной цепочка механизма от добычи, транспортировки, перевалки, переработки.
Например, в Хакасии в прошлом году должно было пройти шесть мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ от угольной промышленности. Основное мероприятие, которое позволило бы снизить выбросы на 50 т. выполнено не было. Для сравнения, в Красноярском крае, где также проходит добыча угля открытым способом, за год проведено 68 (!) мероприятий, которые снизили количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 1273 т.
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Необходима комплексная экологическая программа, направленная на снижение выбросов. Реализовывать ее надо совместно: промышленники, власть, бизнес. Заинтересованность всех сторон - залог достижения успешного результата. Также нужна модернизация промышленных мощностей, внедрение инновационных «зеленых» технологий.
Отдельное внимание стоит уделить развитию системы экологического мониторинга. Для этого увеличить количество передвижных лабораторий и стационарных постов, не как планируется на 1 и 2, а до 13 и 10 соответственно. И сделать это вполне реально, используя ресурсы федеральной подпрограммы «Зеленый стандарт Республики Хакасия».
В комплексе такие меры позволят снизить уровень хронических заболеваний, уменьшить количество выбросов в атмосферу и сократить объемы накопленного экологического вреда.
НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ
Все жители Хакасии знают, что мы дышим черным воздухом — и это вовсе не метафора. Задача программы «Чистый воздух» — перевод теплообеспечения домохозяйств с сильно загрязняющего угольного отопления на электрическое. Однако реализация намеченных пунктов пробуксовывает из-за плачевного состояния энергосистемы республики. Изношенность электросетевого хозяйства составляет 70%.
В целях повышения надежности и качества электроснабжения потребителей сформирована федеральная программа повышения надежности на 2024-2028 годы в объеме 4,5 млрд руб. Хакасия может стать одним из участников программы, тем самым решив проблему с модернизацией электросетей. И это важно не только для сельхозпроизводителей, но и для всей экономики в целом, и что важнее — для людей.
Кроме того, необходимо полностью использовать существующий резерв электроэнергии и мощности (до 30%), который позволяет размещать на территории региона энергоемкие производства.
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
- Создание комплексной программы по Хакасско-Минусинской котловине;
- Перевод частного жилого сектора на электроотопление;
- Замена общественного транспорта на электрический;
- Модернизация промышленных предприятий.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
На строительство и модернизацию систем теплоснабжения в 2022-2023 годах из федерального бюджета на Хакасию выделено 234 млн руб. Необходимо лоббирование выделения бюджета на республику Хакасия в рамках проекта «Чистый Воздух».
В 2023 году на его реализацию в целом по РФ выделяется 11,5 млрд руб. Всего за отопительный период 2022-2023 годов размер субсидии за потребленную электрическую энергию составил в Хакасии (перевод частных домовладений с печного отопления на электрическое отопление) - 6,8 млн руб. 167 млн руб. Также необходимо участие в разрабатываемой Минтрансом России программе развития городского наземного электрического транспорта до 2030 года.
НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ЧИСТАЯ ВОДА
К сожалению, воду наших рек и водоемов нельзя считать чистой. Основной источник загрязнения рек - предприятия по добыче золота и угля, а также неочищенные бытовые сточные воды.
Например, зафиксировано, что в реке Балыксу отходы от золотодобычи превышают допустимый уровень в три раза. Или другой пример: объем загрязненных сточных вод увеличился на 32,92 млн. м3 из-за роста водоотведения карьерных вод Бейского угольного месторождения.
Золотодобывающая промышленность как компонента республиканской экономики достаточно сильна. Например, в прошлом году добыча золота составила 750 кг, не считая вклада «серых старателей». Однако оборотная сторона медали - серьезный экологический вред рекам и водоемам.
Большая часть золотодобычи приходится на долю ООО «Артель старателей Хакасия», которая входит в состав одного из крупнейших российских холдингов - «Сибзолото». Росприроднадзор неоднократно выявлял нарушения природоохранного законодательства со стороны предприятия в части выбросов вредных веществ, проблема остается нерешенной. Более того, в рамках своей деятельности - компания вырубает кедровые леса, благодаря которым коренной народ - шорцы могли осуществлять коммерческую деятельность за счет сбора ягод, грибов и орехов.
Для повышения экологической безопасности, обеспечения чистоты водных ресурсов и сохранения привычного ареала жизнедеятельности животных требуется принять мер в производственной практике.
Предприятия должны быть обеспечены качественными очистными сооружениями. Современные технологии позволяют использовать 75% очищенной воды повторно в производстве, сокращая выбросы в сточные воды. Такие технологии являются дорогими и компаниям, как правило, невыгодна их установка. Потребуется поддержка со стороны государства в части покрытия затрат на покупку оборудования. Замкнутая система водооборота минимизирует сбросы сточных вод. К тому же уже есть инновационные отечественные разработки и практика их использования российскими предприятиями.
Для добывающих предприятий основной задачей является создание замкнутого водооборота, а точнее приближение к нему - чтобы хотя бы 85% использовалось в замкнутом контуре, тем самым не более 15% загрязненной воды будет уходить дальше по реке.
Примером создания на 100% замкнутой системы водооборота является «Новокузнецкий алюминиевый завод ОК РУСАЛ», на котором была запущена в эксплуатацию система очистных сооружений сточных вод. Инвестиции составили - 304 млн руб. Однако и результаты этого экологического и технологического проекта превзошли ожидания. Сброс сточных вод полностью ликвидирован. При реализации проекта по закрытому водообороту на Новокузнецком заводе использовались исключительно российские инновационные разработки.
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
- Модернизация предприятий (замкнутый цикл водопользования);
- Строительство очистных сооружений в городах (Абакан, Саяногорск, Сорск, Аскизский район, Бейский район, Боградский, Ширинский район);
- Строительство и реконструкция водопроводных сетей (Абаза, Черногорск, Алтайский район, Аскизский район, Бейский район, Боградский район, Орджоникидзевский район, Таштыпский район, Усть-Абаканский район, Ширинский район);
- Строгий контроль за соблюдением экологических норм.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, национальный проект «Жилье и городская среда» федеральный проект «Чистая вода» - 563 млн руб. по РФ. 563 млн руб.
- Программа модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы (с возможностью продления до 2030 года) в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» 562 млн руб. по России.
ЛЕСА ХАКАСИИ - НА СЛУЖБУ ЛЮДЯМ!
Основной вид использования лесов в Хакасии - заготовка древесины. В последнее время площадь лесовосстановления растет, а объемы заготовления древесины снижаются. Однако, это не позитивное явление, поскольку допустимый объем изъятия древесины в 6-8 раз выше. И в результате возникают потенциальные очаги возникновения пожаров, начинают активно размножаться насекомые-вредители, что приводит к заражению деревьев.
Мы должны возродить лесопромышленный комплекс Хакасии! Необходимо создать полноценную отрасль с производственным циклом от заготовки древесины до выпуска продукции глубокой переработки. При этом следует не забывать, что для освоения древесины необходимы транспортная инфраструктура и лесовозные дороги, которые подчас находятся в непригодном состоянии. С развитием лесной инфраструктуры у Хакасии появится дополнительный стимул использования лесов для рекреационной деятельности, экологического туризма, строительства горнолыжных и других спортивнооздоровительных комплексов. Наличие сети лесных дорог повысит востребованность «маршрутов выходного дня» и сделает доступнее другие туристические объекты.
Требуется принятие ряда государственных решений для принципиально новой
концепции лесного хозяйства Хакасии:
- Увеличение малых предприятий с глубокой переработкой древесины за счет государственной поддержки.
- Сохранение лесистости территории Республики Хакасия на уровне 49,8%; увеличение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда до 117,3%.
- Обеспечение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на уровне 100%.
- Увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до уровня 23,5%.
- Достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 17,3%.
- Достижение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров до 86,86%.
- Снижение площади лесных пожаров на землях лесного фонда до 3527,29 гектара.
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
- Упростить процедуру получения населением древесины для собственных нужд;
- Создать стимулы для глубокой переработки лесных ресурсов (субсидии, налоговые льготы и т.д.);
- Вывести из тени нелегальных производителей;
- Организовать санитарные работы и систему предотвращения пожаров.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- Субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в 2023-2025 годах на сумму 704 млн руб.
- Субвенции на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров в 2023-2025 годах на сумму 268 млн руб.
НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ЧИСТАЯ ХАКАСИЯ
Хакасия находится на грани мусорного коллапса. Ситуацию с вывозом и
отсутствием перерабатывающих комплексов усугубляет административная
беспомощность.
Республика входит в черный список субъектов страны, которые не ведут работу по созданию объектов по утилизации и переработке твердых коммунальных отходов (ТКО).
Пять полигонов твердых коммунальных отходов расположены в Абазе, Черногорске, Аскизском и Усть-Абаканском районах. При этом 3 полигона были почти заполнены еще в 2019 году, о чем сигнализировал и обращал внимание властей региональный оператор по обращению с ТКО - ООО «Аэросити-2000». Однако за 3 года не было предпринято ничего для решения проблемы.
Хотя обустройство новых мест для захоронения отходов входило в планы Республики. В итоге оба объекта превратились в долгострои, а потом и вовсе и заморозились. Первый - в Бейском районе, в него было вложено 20 млн рублей (проект и земельный участок) при общей стоимости проекта - 97 млн рублей. Еще одна площадка приобретена под Саяногорском, даже разработан проект для полигона, однако на его строительство нужны 210 млн рублей.
В итоге из-за недостаточной емкости полигонов, регулярных сбоев в вывозе мусора и отсутствия обустроенных мест накопления в частном секторе мы получили более чем в два раза увеличившееся количество стихийных свалок: на конец 2022 года было зафиксировано 134 несанкционированные свалки, а в 2021 году - 115. Подобные свалки не только заражают почву и проникают в подземные воды, но и способствуют возникновению лесных пожаров.
Более того, в этом году глава Хакасии поручил расторгнуть договор с «Аэросити- 2000» по причине некачественного выполнения своих обязательств. Но подобное расторжение влечет за собой экологические риски, поскольку если регоператор остановит работу, Республика захлебнется собственным мусором. Рационально вначале найти замену, а для этого пройти официальную процедуру поиска единого регионального оператора, и только после этого рубить концы. А сложности с поиском нового исполнителя обязательно будут, так как существуют отягчающие обстоятельства:
- отсутствие инфраструктуры для вывоза мусора;
- заниженные нормы производства мусора (житель многоквартирного дома ежемесячно производит 0,154 куб. м ТКО, норму хотят снизить до 0,142 куб. м в месяц, регоператор уверен, что норму следует поднимать до 0,195 куб. м);
- задолженность абонентов по оплате вывоза мусора (долг физлиц на начало июля превышает 265 млн руб., юридических лиц и ИП - около 10 млн руб., в том числе бюджетных организации - 3,7 млн руб.).
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
- Ликвидация стихийных свалок;
- Ликвидация опасных объектов накопленного экологического вреда, по которым нет проектно-сметной документации: Майские пруды, мазутное хранилище г. Черногорск, Таштыпская свалка, Бейская свалка, Боградская свалка, Бельтирская свалка;
- Создание системы раздельного сбора мусора;
- Воспитание экологической культуры населения;
- Ужесточение процедуры определения регионального оператора по вывозу ТКО.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- В рамках нацпроекта «Экология» в 2023 году Хакасии выделено 112,1 млн руб., при этом на 13.06.23 кассовое исполнение составляло 46,8%;
- Создание актуализированной Территориальной схемы обращения с отходами Республики Хакасия;
- Открытие новых полигонов твердых коммунальных отходов в количестве 3 единиц, новых мусороперегрузочных станций в количестве 2 единиц;
- Ликвидировать 47 единиц несанкционированного размещения отходов и задействовать 606 тонн отходов V класса опасности в дорожном строительстве, рекультивации, вертикальной планировке оврагов, карьеров, нарушенных земель при добыче общераспространенных полезных ископаемых, иных территорий техногенного и природного происхождения;
- Развернуть повсеместно программу обеспечения раздельного сбора мусора для последующей переработки и экологически безопасной утилизации отходов (на данный момент программа частично работает в г. Абакан, но не приносит должного эффекта).
Итак, говоря о проблемах экологии Республики Хакасия, подчеркнем, что годами накапливался пласт нерешенных вопросов: загрязнение воздуха, мусорные свалки, грязные реки и озера, несвоевременный вывоз мусора, плохое качество водопроводной воды, заброшенное лесное хозяйство и проблемы с озеленением в целом Республики.
«Встал поутру, умылся, - и сразу же приведи в порядок свою планету», - говорил один известный герой. Экология - не тот вопрос, который можно отдать на откуп самой природы. Ответственность за состояние сферы лежит полностью на человеке, который обладает знаниями, опытом, компетенциями и ресурсами.
Как мы можем восполнить пробелы экологической отсталости? Необходимо активно работать по нескольким направлениям. Во-первых, нужно срочно решить вопрос с региональным оператором по вопросам ТКО. Во-вторых, включить регион в федеральные программы по очистке водных объектов и повышение требований к предприятиям. В-третьих, активно заниматься диверсификацией источников энергии. В-четвертых, активно внедрять систему приточного вентилирования, фильтрующую воздух. И, наконец, в-пятых, добиваться соблюдения площади лесовосстановления в соответствии с квотами, что позволит сохранить качество природного ландшафта.
В рамках глобального федерального проекта «Чистый воздух» возможно решить значительную часть актуальных экологических проблем Хакасии. Так, Абакан и Черногорск уже вошли в эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ. Это означает, что после сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в этих городах будут реализованы комплексные мероприятия по улучшению экологических показателей. Что важно для жителей, на альтернативные источники в Абакане планируется перевести более 9 тыс. домовладений, в Черногорске - почти 12,5 тыс. домовладений. Это электроотопление, центральное теплоснабжение, автоматизированные котлы и реконструкция электросетевого хозяйства с целью применения теплофонов.
Однако не следует забывать о рациональном подходе к исполнению этих проектов. Ведь республиканская проблема неэффективного освоения бюджета, а точнее бездействие и бюрократия на местах, может привести к провалу любого даже самого прогрессивного начинания.
Все положения настоящего материала будут реализовываться не иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Изготовитель: Индивидуальный предприниматель Ищенко Геннадий Александрович, 655001, Республика Хакасия, г. Абакан, ИНН 190113526490. Заказчик: Избирательное объединение «Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Тираж: 1 экземпляр. Дата изготовления: 06.09.2023. Оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения «Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».