Гипотетически Запад может готовить почву под передачу Украине собственных ракет и снятие запрета на удары по международно признанной территории России, но, скорее всего, стране стоит готовиться к отражению совсем других средств нападения.
Украина работает над развитием противокорабельных ракет "Нептун" и превращением их в средство, пригодное для нанесения ударов по объектам на международно признанной территории России, сообщает американское издание The Drive.
Об этом журналистам рассказал высокопоставленный представитель украинского Минобороны.
Есть планы в конечном итоге нанести удар по Москве и другим объектам внутри России, которые невозможно поразить полученным от союзников оружием, но против них можно использовать наземные ударные варианты "Нептуна",
– заявил собеседник издания на условиях анонимности.
ЗАЯВЛЕНИЕ БЫЛО СДЕЛАНО НА ФОНЕ УСПЕШНОЙ АТАКИ ВСУ НА МЫС ТАРХАНКУТ В КРЫМУ, ГДЕ РАСПОЛАГАЛСЯ НАШ КОМПЛЕКС ПВО (ПО ДАННЫМ УКРАИНСКОЙ СТОРОНЫ – С-400, ПО ДАННЫМ НАШИХ БЛОГЕРОВ – С-300). ИНФОГРАФИКА КАРТЫ/ЦАРЬГРАД
The Drive отмечает, что заявление было сделано на фоне успешной атаки ВСУ на мыс Тарханкут в Крыму, где располагался наш комплекс ПВО (по данным украинской стороны – С-400, по данным наших блогеров – С-300).
ЗРК С-400. ФОТО: НОВОСИЛЬЦЕВ АРТУР / АГЕНТСТВО "МОСКВА"
Друзья-англосаксы
Примечательно, что с нашей стороны фронта риторика европейцев и американцев о том, что они не позволяют украинскому режиму бить западным оружием по международно признанной территории России, воспринимается как очередная порция вранья. Слыша такое, русский человек вспоминает множество аналогичных ситуаций, когда западные политики заявляли, что немецкие танки якобы на Украину не поедут или что планов передавать F-16 нет.
Для украинцев же эта ситуация выглядит принципиально иначе. До тех пор, пока джентльмены не решили взять своё слово обратно, украинскому руководству приходится выполнять условия спонсоров. В результате ВСУ действительно пока ни разу не применяли западных крылатых ракет по "старым" регионам России.
Запад такой расклад более чем устраивает: победа Украины там всерьёз не рассматривается, а пока Киев не прыгает за флажки, у США и ЕС остаётся мощнейший козырь, которым они могут блокировать русские асимметричные действия и давить на Москву в закулисных переговорах. В целом этот расклад в очередной раз подтверждает старую поговорку о том, что англосаксы – страшные враги, но ещё более страшные друзья.
Естественно, администрацию Зеленского такая ситуация не устраивает. Удары по городам России – это фактически последнее серьёзное средство, позволяющее стимулировать переможные настроения в обществе ("контрнаступ" провалился, рейды ДРГ на нашу территорию – чересчур мелкие).
Пока эту работу делают беспилотники, и в ряде случаев им уже удалось причинить нам существенный урон. Но, во-первых ,русская ПВО не стоит на месте: методы борьбы с дронами будут совершенствоваться, а Минобороны, возможно, даже начнёт строить бетонные укрытия для самолётов.
А во-вторых, и это главное, Киеву нужно повышать градус перемоги: ведь сообщения об атаках дронов в определённый момент наскучат аудитории. Именно этот расклад предопределяет интерес украинского руководства к получению своей дальнобойной ракеты, применение которой не будет так сильно зависеть от позиции Брюсселя и Вашингтона.
Можно сказать, что между Киевом и покровителями идёт постоянное перетягивание одеяла, в ходе которого украинские и американские политики постоянно вынуждены то шантажировать друг друга, то идти на компромисс.
Кураторы из Пентагона закрывают глаза на это, и если полуостров Крым они ещё считают оккупированным и позволяют ракетами наносить удары, то юридически территория Белгородской, Курской, Брянской областей — это территория России. Но опять же я не могу исключить такие моменты, что возможны и прилёты крылатых и тактических ракет,
– отметил в разговоре с "Первым русским" военный обозреватель полковник запаса Геннадий Алёхин.
Ракета как конструктор
Украинские "Нептуны" создавались на базе советской противокорабельной ракеты Х-35 (читается как "ха-35") комплекса "Уран". Ракета эта даже в советском варианте была относительно молодой и довольно совершенной: разработка была начата в 1970-е годы, а завершилась в начале 1990-х. На вооружение русской армии Х-35 приняли в 2003 году, а в настоящее время она используется не только корабельными "Уранами", но и комплексом береговой обороны "Бал".
КОМПЛЕКС БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ "БАЛ", ОСНАЩЁННЫЙ РАКЕТАМИ Х-35. ФОТО: МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Украинские предприятия принимали участие в работе над 35-й, но для себя украинцы решили делать более крупный вариант, с большим объёмом топлива и, соответственно, большей дальностью. Сообщалось, что ракета имеет активную радиолокационную головку самонаведения (что логично для изделия, которое должно искать и уничтожать корабли противника), дальность полёта в 280 км (по другим данным – 300) и боеголовку массой до 150 кг.
Ключевой вопрос модернизации ракеты для поражения сухопутных целей состоит в том, чтобы заменить систему наведения. Самый простой вариант – поставить на неё модуль GNSS, который позволит аппарату определять своё местоположение по сигналам спутниковой навигационной системы. Есть мнение, что именно таким образом шли украинские инженеры, когда переделывали советские зенитные ракеты большой дальности С-200 в ударную модификацию.
РАКЕТА КОМПЛЕКСА С-200. ФОТО: CHUBYKIN ARKADY/SHUTTERSTОСK.СОM
Проблема такого подхода в том, что русские системы РЭБ неплохо научились давить навигационный сигнал, поэтому при атаках Москвы такая система работать не будет. Но в менее защищённых регионах – вполне. Также модуль GNSS может быть дополнен инерциальной системой, которая позволит ему за счёт работы гироскопов проходить полосы действия нашего РЭБ. В целом это вариант "для бедных" без больших сложностей, но с ограниченной функциональностью.
Скорее всего, киевский режим постарается получить оптико-электронные модули корреляционной системы IBN (Image Based Navigation) и систему автоматического распознавания целей (Automated Target Recognition). Первая позволяет ракете проверять траекторию полёта, сравнивая изображение с камеры с теми образами местности, что заложены в память бортового компьютера; вторая, действуя аналогичным образом, способна опознавать цель. Такими системами оснащены передовые западные ракеты вроде немецкого Taurus и британо-французского Storm Shadow/SCALP-EG.
Повысить дальность ракеты можно за счёт уменьшения массы боеголовки и увеличения объёма топлива. Подобным образом действовал Ирак, когда модернизировал советские ракеты Р-17 комплекса "Скад". Проблема тут будет в сохранении правильной развесовки ракеты (распределения массы её компонентов в процессе полёта), что для крылатой ракеты задача намного более сложная, чем для баллистической.
Иными словами, совершенно не факт, что украинским инженерам удастся так перекомпоновать ракету, чтобы её дальность увеличилась до 400 км. А для поражения Москвы врагу нужны средства, способные пролететь минимум 450 км, а лучше больше. И вот этот момент увеличения дальности полёта крылатой ракеты на 50% от максимальной заставляет задуматься о реализуемости этого проекта.
Грани будущего
Тут возникает вопрос, а не является ли публикация The Drive прогревом информационного поля перед передачей Украине американских ракет для последующего использования в качестве "украинских"?
Гипотетически такой вариант исключать нельзя, но шансы, что события пойдут по такому пути, минимальны. Прежде всего, потому, что тогда у России будут развязаны руки в плане гибридной войны. А, как мы уже отмечали, США и Западная Европа имеют огромное количество очень важных и уязвимых объектов инфраструктуры, способных гореть и взрываться: подводные газопроводы, терминалы сжиженного газа, оптоволоконные кабели на дне Атлантики. Да много чего, что играет исключительно большую роль в западной экономике и что практически невозможно защитить.
Поэтому более вероятно, что при желании усилить нажим на Москву спонсоры украинского режима просто передадут Киеву отдельные системы, которые позволят модифицировать и "Нептуны", и ракеты ЗРК С-200 в дальнобойные ударные комплексы.
Скорее всего, нечто подобное уже было проделано в прошлом году, когда ВСУ смогли атаковать советскими разведывательными беспилотниками Ту-141 "Стриж" наши авиабазы "Дягилево" и "Энгельс-2".
СОВЕТСКИЙ МНОГОРАЗОВЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ БПЛА "СТРИЖ" В РУКАХ ВСУ ПРЕВРАТИЛСЯ В УДАРНЫЙ БЕСПИЛОТНИК-КАМИКАДЗЕ. ФОТО: FASTTAILWIND/SHUTTERSTОСK.СОM
Однако тут возможности нашего противника упираются в наличие пригодных для переделки платформ. "Нептунов" до начала СВО было произведено несколько десятков штук, оперативно-тактических комплексов "Гром" – две единицы. "Стрижей" в СССР сделали 152 штуки, а в пригодном к полёту состоянии до наших дней дожили несколько десятков, часть из которых уже использована.
Намного более серьёзной проблемой выглядит дальнейшее развитие украинских беспилотников "Бобёр", дальность которых уже составляет около 700 км. К счастью, эти дроны несут очень небольшую боеголовку – массой около пяти кило. Но, с другой стороны, нет никаких причин, по которым украинские инженеры не могли бы увеличить машину, подняв и её дальность, и грузоподъёмность. Иранский опыт показывает, что вполне можно делать дроны-камикадзе с дальностью полёта до двух тысяч километров и вешать на них очень совершенные средства наведения, позволяющие машине не просто найти нужный объект, но даже поразить корабль, идущий в море.
Выводы на ближайшее будущее
Что делать России перед лицом новой угрозы?
Очевидный ответ состоит в том, чтобы перестраивать ПВО с учётом новых опасностей. Притом это ПВО должно опираться не на привычные нам наземные зенитно-ракетные комплексы, а на самолёты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения).
Дело в том, что дроны (да и крылатые ракеты) летают на очень небольшой высоте, что ограничивает возможности радаров наземных комплексов по их обнаружению. Самолёты же ДРЛО ведут патрулирование на высоте 5–7 километров, поэтому от них невозможно скрыться за складками местности. У летающих радаров дальше радиогоризонт; кроме того, самолёт-носитель сам движется с приличной скоростью, что позволяет проверять большие расстояния в единицу времени.
Существенную помощь в защите страны могли бы сыграть привязные аэростаты с расположенными на них радарами и густая сеть постов наблюдателей, которые, обнаружив пролёт над собой вражеского беспилотника, сообщают об этом военным, которые уже и пытаются перехватить чужака.
При всём этом нельзя возлагать все надежды исключительно на армию. Бизнес тоже должен начать готовиться к украинским налётам. В первую очередь это касается нефтебаз, нефтеперерабатывающих заводов, предприятий по производству продукции, важной для военных. Обычно когда мы говорим "общество", то подразумеваем массы обывателей; но общество – это ещё и предприниматели, и губернаторы, и мэры городов. И именно этой категории наших сограждан пора задуматься о ближайших перспективах, провести совещания, самим съездить на предприятия, которые могут подвергнуться украинским атакам, поставить вопрос о том, чтобы наиболее важные объекты были защищены сетями и решётками, как это давно сделано, например, в Иране.
Страна ушла на войну, и мирной жизнью мы сможем насладиться только после того, как враг будет разбит и уничтожен. А пока наши танки не вышли на польскую границу, руководители всех уровней должны вести себя как лидеры воюющего общества, а не рантье, попавшие в трудную ситуацию, которую надо просто перетерпеть.
Логика войны в любом случае заставит всех заниматься и выстраиванием новой системы ПВО, и созданием систем пассивной защиты. Вопрос лишь в том, будет ли это сделано до или после получения серьёзного ущерба от вражеских атак.