2023 год объявлен годом педагога и наставника в России. Президент Владимир Путин четко обозначил главные приоритеты – развивать суверенную систему образования от школы до вузов:
«Вопросы обучения и наставничества ‒ это всегда обращение к будущему. Через воспитание и образование молодежи сохраняется связь поколений, историческое единство нашей страны. Тем самым создается прочная основа не только нашей безопасности, технологической, экономической независимости и самодостаточности, но и духовного, ценностного суверенитета».
Неслучайно год проходит под эгидой педагога-наставника. Сейчас, когда страна находится в переломном моменте, когда, как никогда, требуется сохранять лучшие отечественные традиции в образовании, передавать знания, традиции, ценности и историческую правду, роль учителя возрастает. На наших педагогов возложена важнейшая государственная миссия – просветительская и воспитательная.
Давайте теперь обратимся к отрасли образования в Хакасии и разберемся в причинно-следственных связях между состоянием социально-экономического, общественно-политического блока и образовательными институтами республики.
ШКОЛА – БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ
Качество жизни в Республике Хакасии, доходы населения неразрывно связаны с состоянием экономики. Добиться фундаментального прогресса и высоких показателей возможно лишь опираясь на высококвалифицированные кадры. Реконструкция экономических основ в условиях санкционной политики, высокий запрос на импортозамещение и технологический прорыв остро отразили проблему нехватки рабочих и специалистов для нашей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей.
Обоюдоострые проблемы – дефицит кадров и подготовка специалистов – требуют единого решения: построение принципиально новой, целевой модели подготовки специалистов, которые востребованы республиканской экономикой. Со школьной скамьи нам нужно обучать кадры для реального сектора экономики, внедрять раннюю профориентацию.
Задача власти Хакасии – дорожить каждым обучающимся, вкладывать в него не только знания, но и давать оправданную надежду на перспективную карьеру, стабильный заработок, социальную защищенность и комфортные условия труда. Тогда молодежь не будет смотреть в сторону соседних регионов, которые переманивают их рублем.
Пока же ситуация в образовании такая, что молодежь получает знания и навыки, которые не востребованы в современных реалиях или не соответствуют запросам хакасских работодателей.
Нам нужны кадры для промышленности и обработки, сельского хозяйства, строительства, здравоохранения, транспортной сферы и туриндустрии. Требуются специалисты как с высшим образованием в различных сферах, так и квалифицированные рабочие. Значительная нехватка врачей и среднего медицинского персонала, учителей, штукатуров и поваров, каменщиков и электросварщиков, агрономов и водителей, стабильный дефицит инженерно-технических кадров. Но вместо этого образовательные учреждения массово готовят менеджеров и прочих офисных работников.
Система образования Хакасии может значительно повысить востребованность выпускников и качество их подготовки создав эффективную модель кадрового обеспечения экономики.
ЗНАНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ – ОСНОВА ПРОГРЕССА
Как вы знаете, Россия с великим удовольствием избавилась от приклеенного к ней ярлыка «страны-бензоколонки». Экономика перестала быть исключительно сырьевой, ориентир взят на технологическое развитие, которое невозможно без интеллектуальных ресурсов. И здесь на первый план выходит система образования в целом и качество образования в частности.
Образование в Хакасии имеет следующие особенности: низкая заинтересованность в преобразовании и актуализации к современным реалиям учебного процесса как со стороны педагогического состава, так и самих обучающихся.
Низкий уровень образования, как базовая составляющая, является и причиной, и следствием целого ряда других проблем.
Ослабление уровня получения знаний в республике связано с консервативной программой обучения, устареванием и дефицитом кадров, падением статуса учителя, неприглядными условиями – старые школы, изношенное оборудование, нехватка классов, учебных пособий. Как следствие – отсутствие мотивации как у педагогов, так и у обучающихся, уменьшение желающих продолжать учебу в средних и высших учреждениях, низкая научная база, отсутствие образовательного прогресса, низкоквалифицированные и невостребованные специалисты, отток молодежи в другие регионы за знаниями и трудоустройством.
Давайте по порядку о некоторых из проблем.
Во-первых, в системе образования Хакасии существенная нехватка кадров. Сейчас в школах не хватает 330 учителей. Те же педагоги, которые работают, вынуждены брать на себя дополнительную нагрузку, работать минимум на 1,5 ставки, а обучение в школах идет в две смены.
Во-вторых, отсутствие молодых специалистов: пятая часть выпускников Хакасского госуниверситета имени Н.Ф. Катанова предпочитает трудоустраиваться в школы соседних регионов, где им предлагают выше зарплату и больше социальных гарантий.
В-третьих, педагогика Хакасии стареет из-за отсутствия молодых кадров. У нас можно получить прекрасное, но консервативное образование; теоретические знания, но не практические. Школы не стремятся к внедрению современных методов обучения, а ученики не видят перспектив и не проявляют желания продолжать обучение. В прошлом году из 6000 школьников ЕГЭ сдавали только половина, и показали значительное снижение тестового балла. Не видят особых перспектив в качественном образовании и студенты, большая часть из них предпочитает заочную форму обучения, чтобы одновременно работать.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Традиционная отечественная педагогика в Хакасии должна дополниться передовыми технологиями и инновационными знаниями.
В школу необходимо привлечь молодых специалистов, владеющих современными методиками преподавания, знаниями, способных применять цифровое оборудование и другие прогрессивные инструменты в образовательном процессе.
Для этого нужна система привлечения и поощрения, материальная господдержка, продвижение научных трудов и исследований. Поддерживать необходимо как лучших педагогов, так и их инновационные проекты: нужна практика реализации, воплощение научно-технических инициатив на наших предприятиях. Это будет хорошим стимулом для дальнейшего развития педагогического опыта и передачи его ученикам.
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Ежегодное увеличивать количество проектов, получающих господдержку: на 20 проектов за 5 лет. Ежегодное финансирование на 8 млн руб. за счет грантов для участников научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь».
Увеличить темпы реализации и внедрения научных проектов ‒ каждый год больше минимум на 2‒3 проекта (20‒23 проекта за 5 лет), внедренного в реальный сектор экономики. На эти цели до 2‒5 млн руб. ежегодно ‒ за счет расширения финансирования сопровождения разработки и внедрения результатов инновационных проектов.
ПЕДАГОГАМ – ДОСТОЙНЫЕ ЗАРПЛАТЫ
Пройдя определенный исторический этап в жизни государства, мы возвращаемся к лучшим практикам времен Советского Союза, в том числе в образовании. Намечен постепенный переход от Болонской системы к традиционной для нашей страны системе высшего образования. Также и с оплатой педагогов в этом году будут приняты все необходимые решения по единой системе оплаты труда педагогов. Как и в СССР, это будет ясная и прозрачная схема расчетов, зависимая только от квалификации.
Однако пока тарифная сетка не приведена к единообразию, педагоги Хакасии сталкиваются со сложностями в начислении зарплат.
Некорректный учет заработной платы педагогов – неприятная специфика, свойственная Хакасии. Из-за того, что величины поправочных коэффициентов до настоящего времени не изменены с учетом увеличения МРОТ, фактическая зарплата учителей снизилась или осталась на том же уровне, хотя должна была увеличиться.
На МРОТ из бюджета Хакасии средства не добавлены, а выплачиваются за счет стимулирующего фонда педагогов. В результате, педагоги во всех районах получили зарплату даже ниже, чем она была до мнимого повышения, на 2‒7 тыс. рублей.
Преподаватели дошкольных учреждений в среднем получают около 43 тыс. руб., учреждений общего образования – 50 тыс. руб., профобразования – 51 тыс. руб., высшего образования – 89 тыс. руб.
Сейчас заработная плата сотрудников сферы образования меньше, чем у наших соседей: в Красноярском крае (на 24%), Иркутской области (на 9%), Кемеровской области (кроме общего образования), Новосибирской области (по высшему образованию).
Проблемы нехватки кадров в образовании необходимо решать совокупно с неконкурентными заработными платами. Повышение качества жизни педагогического состава образовательных учреждений за счет целостной системы социальных гарантий.
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Увеличение числа педагогов высших учебных учреждений и учреждений дополнительного образования за счет повышения заработной платы на 10‒15% ежегодно.
Оплата труда должна составлять 124 тыс. руб. у педагогов высших учебных заведений и 58‒60 тыс. руб. у педагогов общего и профессионального образования.
ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СТАТЬ ДОСТУПНЫМ
Проблему дефицита педагогов в сельских школах Хакасии возможно решить созданием привлекательных условий для переезда. Также молодых специалистов можно заинтересовать, предложив им возможность для параллельного дистанционного повышения квалификации или развития собственных цифровых компетенций и технологий.
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Обеспечить выплаты за переезд, выделение жилья и социальные гарантии. Актуализировать базу федеральных проектов и принимать участие в тех, которые подходят с учетом региональных особенностей.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Программа «Учитель для России»: из числа лучших выпускников вузов, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». В проекте уже участвуют 85 школ, более 200 учителей вышли на работу. Начальные заработные платы в школах при трудоустройстве по такой программе формируются в зависимости от региона: около 25 тыс. руб. в Нижегородской области и около 60 тыс. руб. в ЯНАО. Участники проекта дополнительно получают стипендию на период обучения ‒ 20 тыс. руб. в месяц и компенсацию аренды жилья ‒ 15 тыс. руб. при переезде.
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕКА
В Хакасии требуется масштабная программа по модернизации школьных зданий. В результате многолетнего стабильного недофинансирования на оборудование и капитальный ремонт износ основных образовательных фондов составляет более 55%. Растет также износ по зданиям и общежитиям.
Многие школы построены более полувека назад, им требуется капитальный ремонт. Но, например, в Абакане фонд города на эти цели не превышает одного миллиона рублей на одну школу. Этого, конечно, мало.
При этом, существует государственная целевая программа по строительству и ремонту школ преимущественно в сельских территориях, которая реализуется и стоит на особом учете Минпросвещения России и с финансовой, и с технической, и с методической точек зрения. Объем финансирования программы строительства школ из федерального бюджета с 2019 по 2024 год составляет почти 490 млрд рублей. А начиная с 2025 года федеральные средства на ремонт и обновление детских садов, школ, техникумов и колледжей будут выделяться регионам на регулярной, систематической основе – это позволит поддерживать здания в рабочем состоянии.
Но в Хакасии ситуация усугублена отсутствием прямой связи с федеральными проектами, из-за чего до модернизации школ – долгий путь. О внедрении современных технологий, IT-инфраструктуры даже и говорить пока не приходится.
В селах, где школы являются и центрами социокультурной жизни, обстановка и того хуже. Например, на ремонт школы в аале Верх-Киндирла финансирование было предусмотрено только на уровне района и до сих пор не выделено в полном объеме. При этом региональное правительство от проблемы устранилось. Есть риск, что к новому учебному году школа в Верх-Киндирла так и не будет открыта, и дети снова будут ездить на учебу в Бондаревскую школу за десять километров от дома.
Сложности были и со школой в аале Усть-Киндирла, но нам вместе с муниципалитетом удалось отстоять школу. Было выделено около 75 миллионов рублей, ремонт идет полным ходом.
По строительству новых школ также ситуацию необходимо исправлять. Например, только в Абакане есть потребность в строительстве школ на ул. Ломоносова, на Согре и в 10 жилом районе. Требуется завершить строительство школы в Кайбалах, которое начали еще в 2011 году, но из-за отсутствия изыскательских работ по зданию пошли трещины, объект заморозили, и нет ничего кроме стен и крыши. Новые здания нужны Новоенисейскому, Сабинскому, Калининскому, Расцветовскому сельсоветам. И это не считая капитальных ремонтов школ практически во всех муниципалитетах.
Ускоренное решение вопросов, связанных с вводом новых школ и модернизацией существующих, улучшением условий труда педагогов, повышением технического состояния учреждений образования.
Необходимо избавиться от обучения в две смены. Это будет удобно не только ученикам, но и педагогам. Для этого требуется ускоренный перевод обучающихся из зданий школ с износом более 50% в новые здания, проведение ремонтов школ и инфраструктуры, строительство новых образовательных учреждений.
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Обеспечить благоприятные условия для преподавания и обучения, дополнить образовательное пространство современными технологиями, улучшать материально-техническую базу.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- Ускоренный перевод обучающихся из зданий школ с износом более 50% в новые здания, ускоренное снижение удельного веса численности обучающихся, занимающихся в зданиях, требующих капитального ремонта или реконструкции, за 4 года за счет увеличения финансирования программы «Современная школа» и увеличение количества мероприятий по модернизации инфраструктуры общего образования на 10%.
- Ускоренный рост общеобразовательных организаций (по 5‒6 в год), оснащенных современными средствами обучения, капитальные ремонты 5‒6 зданий школ ежегодно за счет расширения финансирования проведения капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций и их оснащения средствами обучения и воспитания на 10% в течение 2024‒2026 г.г. до 181,8 млн руб. ежегодно.
- Капитальные ремонты и модернизация учебных заведений согласно потребностям муниципалитетов.
МОЛОДЕЖЬ: ОБРАЗ БУДУЩЕГО
Хакасия – республика безграничного потенциала, талантливых детей и грамотных педагогов, созидания и развития. Мы должны давать возможности применять и воплощать в жизнь научные, образовательные, молодежные проекты. Развитие отечественной системы образования – в приоритетных государственных задачах.
Вариантов для выявления талантливых учеников, поддержки их инициатив и проектов достаточно. Множество федеральных проектов направлено на содействие занятости выпускников, развитие способностей и талантов у детей и молодежи. Существуют программы по внедрению цифровой образовательной среды, по созданию центров образования естественно-научной и технологической направленности, инклюзивного образования и применению индивидуальных подходов в обучении. Все это открыто и доступно.
К сожалению, федеральные образовательные проекты – это упущенные возможности Хакасии. 31 мероприятие предлагает Министерство просвещения РФ регионам. Хакасия приняла участие только в 6, причем все они связаны только с поддержкой общеобразовательных организаций. Бюджетную поддержку возможно было бы расширить, однако регион систематически нарушает конкурсные процедуры или не подает заявки на участие в мерах поддержки.
Проекты, на которые Хакасия вообще не подавала заявки, направлены на развитие образовательно-производственных кластеров, развитие среднего профобразования в рамках федерального проекта «Профессионалитет», поддержку инклюзивного образования, повышение квалификации педагогов и др. Все они подразумевают финансирование, субсидии и дают прекрасную возможность для решения острых проблем республиканского образования.
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Мы должны и можем давать детям возможность определиться с будущей профессией. Ежегодно до 3,5 тыс. школьников могут получать индивидуальные учебные планы по программе «Билет в будущее», которая позволяет усиливать выбранные направления и прокачивать профессиональные компетенции.
Есть возможность вовлечь больше детей в программы дополнительного образования на базе технопарка «Кванториум» и центра «IT-куб», увеличивая квоты и соответственно финансирование проекта на 10% ежегодно.
В 45 школах создать филиалы центра цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», обеспечив ремонт помещений, установку ноутбуков, наборов по робототехнике, лабораторий по физике, химии и биологии.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- Участие в федеральных проектах по содействию занятости выпускников колледжей и школ, например, «Профессионалитет».
- Ускоренное наращивание числа образовательных организаций, обеспеченных материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды, ежегодно на 15% за счет увеличения финансирования на 10% по региональному проекту «Цифровая образовательная среда».
- Ускоренное создание и обеспечение регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создающего и реализующего программы с учетом опыта образовательного фонда «Талант и успех», а также регионального модельного центра дополнительного образования и сети муниципальных опорных центров во всех муниципальных образованиях за счет расширения финансирования выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи на 10% (по 6‒7 млн ежегодно).
- Ускоренный рост числа детей (обучающихся 6‒11 классов), получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями с учетом реализации проекта «Билет в будущее», ‒ 3‒3,5 тыс. участников ежегодно; увеличение доли детей от 5 до 18 лет, охваченных системой персонифицированного финансирования дополнительного образования, доли детей-инвалидов от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, расширение внедрения навигатора дополнительного образования и рост охвата детей, занимающихся в технопарках «Кванториум» и центрах «IT-куб» до 35% за счет расширения квот проекта и финансирования по развитию системы дополнительного образования детей на 10% ежегодно.
- Рост числа центров образования естественно-научной и технологической направленности до 80 в течение 3-х лет, дополнительное создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (ремонт школ, а также установка ноутбуков, наборов по робототехнике, лабораторий по физике, химии и биологии) для достижения показателя в 45 школ с данным центром к 2027 году, увеличение количества новых мест в школах при обеспечении роста доли обучающихся в одну смену до 80‒90% до 2027 года за счет увеличения финансирования по программе «Современная школа», а также по мероприятию развития начального, основного и среднего общего образования на 10% в течение 2024‒2026 годов.
- Рост числа преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших повышение квалификации в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы», для обеспечения показателя в 100 человек к 2027 году за счет повышения финансирования мероприятия по развитию кадровых ресурсов системы профессионального образования на 10% до 1,6 млн руб. ежегодно в течение 2024‒2027 годов.
- Ускоренный рост количества компетенций, по которым проводится региональный этап чемпионата «Профессионалы», для обеспечения 12 компетенций к 2025 году за счет расширения финансирования мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки и стимулирования одаренным студентам, проведению олимпиад и конкурсов, участию студентов во всероссийских международных конкурсах, олимпиадах и фестивалях на 5%.
ОБРАЗОВАНИЕ – ПРАВО, А НЕ ПРИВИЛЕГИЯ
Образование и науку можно рассматривать как сферы для долгосрочных инвестиций, которые обеспечат рабочие места, рост экономики, а следовательно – повышение качества жизни и снижение количества желающих уехать из республики в другие регионы.
Однако не будем откладывать на завтра то, что надо было делать еще вчера. Воспитание и образование молодежи – это наше сегодня, от которого зависит, каким будет суверенное будущее страны. Задача власти – обеспечить условия для полноценного развития молодого поколения, дать возможность для реализации творческого и научного потенциала, предоставить площадки для исследований и инновационных разработок, интегрировать лучшие проекты и практики в образовательный и экономический процессы.
И наконец, современная российская школа является желанным объектом для иностранных интервентов, желающих внедрить свои западные ценности, чуждую идеологию, посеять хаос и бунт, заложить нашим детям псевдодемократические идеи со школьной скамьи.
Сейчас как никогда мы должны бороться за своих детей, за каждого ребенка, за его просвещение и воспитание. Вспомним цитату про ту войну, которую выиграл школьный учитель. Так и сейчас, многое зависит от педагогов, но еще больше – от того, насколько уважительно мы относимся к учителям и наставникам.
ЦЕНИТЬ ЛЮДЕЙ! УВАЖАТЬ ТРУД!
ЛЮБИТЬ ХАКАСИЮ, ТВОРИТЬ И СОЗИДАТЬ НА БЛАГО ЖИТЕЛЕЙ ХАКАСИИ!
Все положения настоящего материала будут реализовываться не иначе как на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Изготовитель: Индивидуальный предприниматель Ищенко Геннадий Александрович, 655001, Республика Хакасия, г. Абакан, ИНН 190113526490. Заказчик: Избирательное объединение «Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Тираж: 1 экземпляр. Дата изготовления: 04.09.2023. Оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения «Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».