После заявлений Орбана о Третьей мировой войны «всех против всех» рукой подать
«Мы, венгры, немедленно дали понять, что есть другой трубопровод — не «Северный поток», а южный поток, по которому газ поступает из России по южному коридору — Турция, Болгария, Сербия, Венгрия.
Вместе с премьер-министром Сербии мы дали очень ясно понять, что если кто-то захочет сделать с южным коридором то же самое, что было сделано с северным, то мы будем считать это поводом для войны, террористической атакой и немедленно отреагируем", — такое сенсационное заявление сделал в ходе беседы с известным американским политическим обозревателем, экс-ведущим Fox News Такером Карлсоном премьер-министр Венгриии Виктор Орбан.
При этом он уточнил — данное предупреждение прозвучало далеко не в адрес России, на виновности которой в диверсии на газопроводах в Балтийском море продолжает настаивать коллективный Запад. Оно предназначалось совсем другим силам, которые, по его словам, это уже услышали и соответствующим образом интерпретировали.
Значит ли это, что в общем-то небольшая европейская страна доведена происходящим до такого состояния, что на самом деле готова развязать боевые действия против киевского режима или англосаксонских спецслужб, если те хотя бы дунут в сторону последней стратегической надежды стран Балканского полуострова?
— На мой взгляд, этим заявлением Виктор Орбан сделал серьезное политическое предупреждение, а не декларировал намерение Венгрии вступить в войну, если что-то случится с южными газопроводами из России, — считает политолог Алексей Анпилогов. — Учитывая прежде всего географические границы Венгрии, я лично слабо верю в то, что она реально может осуществить военное вторжение куда-нибудь в Закарпатье и уж тем более вести военные действия против Великобритании. Все-таки нынешняя Венгрия — это далеко не та Австро-Венгрия, что была при императоре Франце Иосифе.
Но, с другой стороны, повторюсь, это предупреждение стоит воспринимать абсолютно серьезно тем силам, которые, как мы прекрасно понимаем, стоят за взрывами на «Северных потоках», и вполне могут попытаться провернуть аналогичную операцию на южных российских газопроводах, питающих Балканы и турецкий газовый хаб. Этим силам был послан вполне четкий сигнал — мировой резонанс подрыва этих веток будет в разы серьезнее, чем резонанс взрыва «Северных потоков», и, фигурально выражаясь, сказочная «дорожка из хлебных крошек», то есть следов преступления, позволит однозначно и быстро найти настоящих исполнителей возможного теракта.
«СП»: И только-то? Или в этом предупреждении Виктора Орбана скрывается что-то еще?
— Такое демонстративное поведение Венгрии свидетельствует, на мой взгляд, о том, что она вполне способна подорвать если не военные планы НАТО, то уж политическое единство этого блока однозначно. Будапешту вполне по силам, например, повторить демарш Парижа времен Шарля де Голля, когда Франция в 1966 году демонстративно выходила из структур НАТО. Или последовать примеру Афин, когда Греция после турецкого вторжения на Кипр в 1974 году поступила точно также, надолго покинув ряды альянса.
После этого, вполне возможно, Будапешт естественным образом сделает определенные шаги по сближению с Москвой. Хотя бы потому, что «враг моего врага — мой друг». Это будет вполне ожидаемо.
«СП»: Виктор Орбан, заявляя о готовности Венгрии объявить войну виновникам гипотетической пока еще диверсии на южных потоках, высказал уверенность, что те силы, которым он свою речь адресовал, всё услышали. Что, если он ошибается, и не сегодня-завтра эти газопроводы все-таки будут взорваны или каким-то иным образом преднамеренно выведены из строя? Слово-то — не воробей, вылетело — не поймаешь.
— Я понимаю, что политики далеко не всегда сдерживают свои обещания, как бы жестко они ни звучали. И не питаю особых иллюзий насчет принципиальности Орбана, у этой «венгерской фронды» все-таки есть свой предел — объявление войны является очень серьезным политическим шагом, а Венгрия, как член НАТО, не может объявлять войны кому бы то ни было, по своему усмотрению, без предварительных коллегиальных консультаций.
Однако, думаю, вполне может сложиться так, что мы тут же увидим рад весомых политических шагов Будапешта, в череде которых непосредственное объявление войны будет выглядеть своеобразной жирной точкой «на прощание».
Впрочем, и без этого завершающего аккорда Будапешт вполне способен довести эскалацию такого гипотетического конфликта до высшей точки накала.
Во-первых, вспомним, Балканы же не просто так носят титул «пороховой бочки Европы», став первопричиной Первой мировой войны, активно участвуя во Второй и явившись ареной войн постсоветского периода.
Во-вторых, не будем забывать, что естественным союзником Венгрии может стать Сербия, которая вряд ли упустит возможность решить болезненный косовский вопрос. А если еще учесть крайнюю шаткость в Боснии и Герцеговине конфедерации между мусульманским большинством и христианами Сербской республики, да добавить к этому острые разногласия между Северной Македонией и Болгарией — может полыхнуть так, что мало не покажется никому.
«СП»: Виктор Орбан — искушенный и опытный политик, который не может не учитывать всех последствий своих заявлений. Может, он сказал про готовность Венгрии к войне ради красного словца, зная, что эти южные газопроводы никто трогать и не собирается?
— Вероятность того, что южные газопроводы из России могут все же взорвать, на мой взгляд, очень велика, — предполагает руководитель Лаборатории политических и социальных технологий, политолог Алексей Неживой. — То, что происходит сейчас на Украине — это не локальный, а мировой глобальный конфликт, начавшийся еще в Сирии. В отличие от Запада, который предпочитает национальные правительства превращать в региональные департаменты, а народы — в стада баранов, Россия с Китаем выступают в нем за региональную самостоятельность, таких же взглядов придерживается и Орбан.
Этот конфликт углубляется, становится все более радикальным. Венгры видят, как быстро деградировала экономика Германии после отсечения «Северных потоков», и понимают — Венгрия следующая, если прекратится поставка дешевых углеводородов из России с юга.
А отсечь их, повторюсь, могут — после диверсии на «Северных потоках» мы уже видели, например, что сделал этот конфликт с Каховской ГЭС. Потому что реальность такова, что кто-то должен стать, пардон, удобрением на историческом пути остальных. И если Западу никак не удается превратить в навоз Россию и как следует оттоптаться на нем, как в свое время на Советском Союзе, следовательно, таким навозом должна стать Европа. Не Америке же себя в качестве удобрения добровольно предлагать миру.
«СП»: То есть Венгрия вполне может стать открыто на стороне России? Настал момент истины, пришло время играть в открытую?
— Во Второй мировой Венгрия воевала сначала за одну сторону, потом за другую. Так почему бы не нет? Тем более, что Венгрия имеет изрядные территориальные претензии к Украине. И вполне может перетянуть чашу весов к варианту раздела «незалежной», при котором той же Польше абсолютно ничего не достанется. Момент истины, по факту, для Европы наступает. В Германии, да и в остальных странах Европы, очень высока вероятность кардинальной смены правительств со всеми вытекающими последствиями. В этом случае мы очень быстро получим Третью мировую войну в формате «все против всех».
Я лично склонен полагать, что примерно через полгода мир в нее и начнет скатываться. Начнется все, как мне кажется, с Африки, которая активно выкидывает сейчас Францию из своих регионов. Для Франции, вырабатывающей энергию на своих АЭС больше, чем в СССР, потеря африканских урановых рудников — экономическая катастрофа. Рано или поздно активным игроком мирового конфликта станет Япония, имеющая большие геополитические амбиции в Тихоокеанском регионе и уже обладающая, на минуточку, весьма мощным флотом авианосцем.
В ходе подобного мирового конфликта за ресурсы глобалисты, весьма вероятно, в целях элементарного выживания, добровольно вернут в зону влияния России всю Восточную Европу, включая даже Польшу с Болгарией, потому что «кормить» их Западу станет невыгодно, это исторически делала, как мы помним, Россия за счет своих нескончаемых ресурсов и продовольствия.
Если у Запада не выйдет подмять Россию как интервенту, у него не останется другого выхода, кроме как пойти к нам на поклон — ради Бога, дескать, забирайте себе Европу, как было при Советском Союзе, мы на все согласные, иначе нам не выжить.
Похоже, Венгрия как раз предвосхищает такой сценарий своими заявлениями.