Программная статья Сергея Сокола: здравоохранение
Фото:С. Сокол

В начале давайте определим – какие негативные тенденции необходимо преодолеть?

Хакасия – единственный регион Сибирского федерального округа, где за прошедшие четыре года выросла младенческая смертность – на 18,2%. За то же время в целом по Сибири этот страшный показатель снизился почти на 27%. Уровень смертности людей старшего возраста в Хакасии также выше, чем в среднем по СФО– 4343 человека на 100 тысяч населения в 2022 году (по СФО - 4040,6).

На протяжении последних пяти лет в Хакасии констатируют убыль населения. Смертность почти на треть превышает рождаемость. Это можно назвать демографической катастрофой. Но так было не всегда. Совсем недавно, с 2007 по 2016 годы,отмечалась положительная естественная демография. В некоторые годы за счет рождаемости население республики прирастало на 1300 человек.

Онкология стала бичом, который буквально выкашивает население республики. За последнее десятилетие рост заболеваемости составил 31%. Во многом это результат загрязнения окружающей среды. В первую очередь за счет несоблюдения природоохранных норм на угледобывающих предприятиях.

Сфера здравоохранения Хакасии испытывает острейший дефицит кадров.
На первое полугодие 2023 года в медучреждениях не хватает 521 врача. Конкретно – терапевтов и узких специалистов, особенно в селах.

Программная статья Сергея Сокола: здравоохранение

Опытные врачи выходят на пенсию, молодые уезжают в другие регионы РФ, переходят из бюджетных учреждений в частные. В Хакасии нет своего специализированного медицинского вуза. Возможности Медицинского института ХГУ имени Н.Ф. Катанова крайне ограничены. Набор осуществляется на 60 бюджетных и 25 коммерческих мест. Студенты, обучающиеся в других регионах по целевым направлениям, зачастую расторгают контракты и не возвращаются в республику.

Основная причина оттока кадров – не выдерживающий конкуренции с соседними регионами уровень зарплат в здравоохранении. Средняя зарплата врачей по республике почти на 10% ниже, чем в СФО и меньше среднероссийской примерно на 16%. Даже наличие в Хакасии «северной надбавки» не компенсирует сложившуюся разницу.

У меня был личный разговор в одном из сел с высококлассным врачом. Общий стаж 14 лет, из них 8 лет отработал в реанимации. За май 2023 года получил 25 тыс. руб. Сейчас думает об отъезде из республики. Его супруга, тоже медик, так и поступила. Уехала работать в Красноярский край, чтобы зарабатывать почти вчетверо больше.

Другой аспект проблемы –значительная разница в доходах между руководителями медучреждений и рядовыми сотрудниками. Существует дисбаланс и непосредственно между республиканскими учреждениями здравоохранения – отдельные медучреждения, зарабатывающие на платных услугах, имеют профицитный бюджет, в то время как у конкретных районных больниц на балансе многомиллионные долги.

Основная причина такого положения дел – отсутствие выстроенной и прозрачной системы взаимоотношений Министерства здравоохранения Хакасии с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС). В республике всего 34 организации, получают финансирование в рамках квот по обязательному медицинскому страхованию. Часть из них отдается в коммерческие медицинские организации, при этом далеко не все они зарегистрированы в Хакасии.

В Комиссию по квотам входят представители Минздрава республики, ТФОМС, Росздравнадзора, а также приближенные к региональному министерству общественники. Решения принимаются заочно. Лицензии коммерческим клиникам также выдает региональный Минздрав - эту процедуру тоже нельзя назвать прозрачной.

Институт дополнительного медицинского страхования (ДМС) в Хакасии развит слабо. При этом контракты по ДМС зачастую заключаются с организациями из других регионов, располагающими необходимой материальной базой - передвижными амбулаториями, флюрографами и т.д.

Налицо откровенный отказ профильного регионального министерства от выстраивания системного взаимодействия с медицинскими учреждениями. Действующий механизм выделения квот и лицензий выступает своего рода механизмом принуждения к сотрудничеству либо давления на неугодных.

Еще один фактор, побуждающий наших врачей искать лучшей доли за пределами республики – повышенная по сравнению с соседними регионами нагрузка на медиков в Хакасии. Верные своему долгу перед пациентами медработники испытывают существенные перегрузки. В результате страдают опять же пациенты.

ВРАЧАМ – ДОСТОЙНЫЕ ЗАРПЛАТЫ

Ключевым пунктом своей программы считаю необходимость добиться повышения оплаты труда медицинских работников до среднего показателя по Сибирскому федеральному округу (по состоянию на настоящий момент – врачам до 101,7 тыс. руб., среднему медицинскому персоналу – до 53,6 тыс. руб., младшему медперсоналу – до 47,4 тыс. руб). Важно поэтапно уходить от сложной системы начислений, состоящей из различных доплат, сделав приоритетом увеличение окладной части. Стимулирующие выплаты должны создавать стимулы для развития медработников, а не становиться определяющим фактором их выживания.

Для закрепления медицинских работников на территории республики разработать программу обеспечения специалистов жильем на основе государственно-частного партнерства (в срок до 1 июня 2024 года), существенно расширить объемы программы «Земский доктор / фельдшер»

ЭНТУЗИАЗМ МЕДРАБОТНИКОВ НУЖНО ПОДКРЕПЛЯТЬ РЕСУРСАМИ

Следующая острейшая проблема – нехватка медицинских учреждений. На бумаге ситуация выглядит сносно.На конец 2022 года в республике функционировали 26 больничных организаций, 115 амбулаторно-поликлинических организаций и 117 фельдшерско-акушерских пунктов.

Однако есть одно принципиальное «НО»: республика является одним из лидеров антирейтинга Сибирского федерального округа по обеспеченности койко-местами. В целом по Хакасии в 2022 году на 1000 человек приходилось 7,7 койки в городах и 2,7 в сельской местности и это соотношение постоянно регрессирует. В Сибирском федеральном округе показатели куда оптимистичнее. Почти 10 коек на 1 000 в городах и 3,6 в сельской местности.

Нам нужно способствовать увеличению коечного фонда медицинских учреждений республики до достижения средних показателей по СФО – как минимум до 10 коек на 1000 населения, увеличив их общее количество до 5 300 коек (на 41%).

Обеспечить всем жителям Хакасии возможность проходить профилактические медицинские осмотры не реже одного раза в год.

 «Эффективность» администрирования в сфере здравоохранения республики наглядно показывает пример с реализацией мероприятий Федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения.В 2022 году было запланировано возведение 15 модульных фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. В итоге в эксплуатацию ввели лишь девять объектов. То естьвсего 60% от намеченного. Лицензию на медицинскую деятельность получили и вовсе только семь из медучреждений. На 30 мая 2023 г. в эксплуатацию введены уже 12 объектов. Лицензию получили лишь девять.

Приближение сентября, закономерно ускорило исполнение прошлогодних обязательств регионального правительства. Однако до сих пор не введены в эксплуатацию и не получили лицензию два ФАПа в Орджоникидзевском районе (в с.Орджоникидзевское и в с.Матур). При этом новые, построенные на федеральные средства ФАПы часто простаивают без работы – не хватает кадров.Одни и те же медработники вынуждены курсировать между несколькими пунктами. Прибавим сюда недостаточное оснащение учреждений медицинским оборудованием. По итогу имеем в селах дорогостоящие пустые «коробки», а люди по-прежнему не могут своевременно получить необходимую медпомощь.

Только две трети сельских населённых пунктов Хакасии имеют хоть какое-нибудь медучреждение. Причём примерно треть сёл считаются отдалёнными, то есть расположены на расстоянии более 25 км от районного центра.Время в пути до них превышает 20 минут. Из числа отдалённых сёл две трети не имеют ФАПов, т.е. фактически, около 3 тысяч сельских жителей Хакасии лишены возможности оперативно получить элементарную медико-санитарную помощь.

СОЗДАТЬ МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВО ВСЕХ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ ХАКАСИИ

В ближайшей перспективе запланировать строительство новой Центральной районной больницы в Боградском районе, участковой больницы в Вершино-Тейском поссовете Аскизского района, ФАПов (включая модульные) в деревне Дехановка Бейского сельсовета ив Куйбышевском сельсовете Бейского района, Советско-хакасском сельсовете Боградского района, селе Алтай Кировского сельсовета Алтайского района, Воротынском и Фыркальском сельсоветах Ширинского района, врачебных амбулаторий в селеЧерное Озеро Ширинского района и Вершино-Биджинском сельсовете Усть-Абаканского района.

Строительство 5 поликлиник: детская поликлиника в Абакане, поликлиника и здание патологоанатомического отделения ГБУЗ РХ «Абаканская межрайонная клиническая больница» в Абакане, женская консультация в Черногорске; поликлиника в Усть-Абакане (для взрослого и детского населения); поликлиники в Бограде (для взрослого и детского населения).

1 УБ, 10 ВА, 9 ФАП, 3 ФП на замену структурных подразделений с большим процентом износа (23 объекта), данная мера позволит сократить численность населения, недополучающего медицинскую помощь (на данный момент 1/3 сельского населения или 3000 человек). Также закрытие потребностей муниципалитетов, особенно повышение оснащенности медицинских учреждений.

Все перечисленные недоработки обуславливают еще одну важную проблему в сфере здравоохранения – отсутствие полноценной системы реабилитации пациентов и диспансерного наблюдения за ними. Эти инструменты жизненно важны, для людей, перенесших серьезные заболевания.Такие как инсульт, тяжелые формы COVID-19, травмы, ранения и т.д. Отсутствие выстроенной системы реабилитации неизбежно влечет за собой сокращение продолжительности жизни. Если говорить прямо – к преждевременным и необязательным смертям.

Строящееся реабилитационное отделение Белоярской районной больницы также может стать бессмысленной коробкой. На полноценное оснащение оборудованием средства не заложены. В сотрудничестве с федеральным центром оснастить реабилитационное отделение Алтайской районной больницы современным медоборудованием.

ЛЕЧЕНИЕ ОНКОЛОГИИ ТРЕБУЕТ НОВЫХ ПОДХОДОВ

 С учетом высокого уровня онкозаболеваемости в регионе, наиболее чувствительной проблемной точкой для Хакасии остается Республиканский клинический онкологический диспансер. До сих пор не решен вопрос безопасности функционирования радиологического корпуса. Он был введен в эксплуатацию, не смотря на отрицательное заключение «Главного управления государственной экспертизы». Это уже стало основанием для возбуждения уголовных дел в отношении некоторых должностных лиц региона. По мнению экспертов работа радиологического оборудования несет угрозу здоровью как врачей, так и пациентой учреждения. Онкобольные (а это примерно 80% пациентов диспансера) по-прежнему вынуждены искать возможность проведения лучевой терапии и диагностики в других регионах страны.

Еще одна неразрешимая «загадка» в истории развития онкодиспансера – перспектива появления в его структуре современного хирургического корпуса. По имеющейся в открытом доступе информации срок действия уже разработанной проектно-сметной документации подходит к концу. Почему заявка на строительство до сих пор не подана в Министерство здравоохранения РФ, почему корпус не вошел в перечень объектов национального проекта «Здравоохранение» – вопросы открытые, риторические.

Во взаимодействии с Минздравом России необходимо внедрить в Хакасии систему бесплатного онкологического скрининга – регулярного обследования населения в целях выявления онкологических заболеваний на ранней стадии. С учетом текущей нехватки медицинских учреждений в республике предусмотреть возможность создания мобильных пунктов диагностики в сельской местности.

Необходимо провести экспертизу радиационной безопасности радиологического корпуса Республиканского онкологического диспансера. Проработать варианты строительства нового хирургического корпуса Республиканского онкологического диспансера с увеличением числа коек на 120 единиц. Подготовить проектно-сметную документацию для строительства центра детской хирургии и детского паллиативного отделения.

Пандемия коронавирусной инфекции вскрыла еще одно слабое место республиканской системы здравоохранения – дефицит инфекционных медицинских учреждений. До сих пор в Республиканской клинической больнице нет профильного отделения. Летальные по своим последствиям недоработки в сфере эпидемиологической безопасности до сих пор не исправлены.

Я обещаю добиться строительства инфекционного отделения Республиканской клинической больницы. Предусмотреть реконструкцию инфекционной больницы в Таштыпском районе.

Основным источником ресурсов для реализации перечисленных выше мероприятий является федеральный бюджет. До нормализации экономической ситуации в регионе на другие источники рассчитывать просто не приходится.

Важнейшая проблема отрасли здравоохранения в Хакасии – низкое кассовое исполнение бюджетных обязательств перед федеральным центром. На 2023 год по нацпроекту «Здравоохранение» исполнено в среднем 32%.В этой связи есть два направления, по которым нам предстоит двигаться: решение неэффективного использования даже тех средств, которые приходят из Москвы и активное включение региона в федеральные программы поддержки в системе здравоохранения.

Наша задача – качественно повысить финансовую дисциплину и выполнение всех взятых регионом обязательств перед федеральным центром. Как в сфере здравоохранения, так и по всем остальным направлениям.

Также важным подспорьем для поддержки региональных учреждений здравоохранения станет построение прозрачной и эффективной системы работы с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования. На данный момент в республике всего 34 организации, получающие финансирование в рамках квот по обязательному медицинскому страхованию. Часть из них отдается в коммерческие медицинские организации, при этом далеко не все они зарегистрированы в Хакасии.

Предлагаемые нашей командой стратегические решения не могут быть реализованы без существенного изменения системы администрирования отрасли и продуманного подхода к формированию регионального бюджета на ближайшие годы. Но ситуация в сфере здравоохранения региона настолько сложная, что мы не можем просто сидеть, сложа руки. По моей инициативе, были реализован ряд оперативных мер поддержки для жителей нашей республике.

ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

Во-первых, был продлен на 10 дней «Поезд здоровья РЖД» в Республике Хакасия. Результат – более 1000 жителей прошли диспансеризацию и получили оперативную медицинскую помощь.

Во-вторых, в Хакасию был организован визит врачей узких специальностей Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России). При поддержке Председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья БадмыБашанкаеважители республики получили возможность просто и быстро посетить высококвалифицированных врачей (уролога, травматологи-ортопедов и колопроктолога), которые осуществляли приемв Белоярской центральной районной больнице и в Усть-Абаканской районной больнице имени Н.И. Солошенко.

В-третьих, благодаря поддержке председателя федерального ФОМС Ильи Баланина в Хакасии началась проверка деятельности ТФОМС. Федеральное руководство фонда ОМС выявило в республике многочисленные факты невыполнения медицинских программ – как следствие жители не могут своевременно получать медпомощь.

Все перечисленные болевые точки нашей медицины – лишь вершина айсберга, который много лет обрасталновыми слоями нерешенных вопросов. Они наглядно демонстрируют причинно-следственную связь между недостатками администрирования в области здравоохранения и крайне печальными показателями по региону. За каждой трагической цифрой статистики стоят конкретные причины и фамилии конкретных управленцев.

При этом, уверен, что все перечисленные проблемы решаемы. Не за один день, но решаемы. Нужно лишь энергично работать.Еще раз благодарю наших высокопрофессиональных, всегда готовых прийти на помощь врачей. У вас у вас золотые руки и золотые сердца.

МЕДИЦИНА ДОЛЖНА СТАТЬ ДОСТУПНОЙ!

Все положения настоящего материала будут реализовываться не иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 Изготовитель: Индивидуальный предприниматель Ищенко Геннадий Александрович, 655001, Республика Хакасия, г. Абакан, ИНН 190113526490. Заказчик: Кандидат на должность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Сокол Сергей Михайлович. Тираж: 1 экземпляр. Дата изготовления: 30.08.2023. Оплачено из средств избирательного фонда Кандидата на должность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Сокола Сергея Михайловича.