Принятое на проходившем с южноафриканском Йоханнесбурге саммите БРИКС решение о расширении объединения нашло свое отражение во многих мировых СМИ. Высказываемые оценки разнятся от восторженных до скептических.
Что пишут в Европе
Немецкая газета Berliner Zeitung назвала расширение БРИКС личным поражением для главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. Как обратил внимание обозреватель Рамон Шак, в будущем около половины населения Земли, включая некоторые наиболее быстро развивающиеся экономики, образуют глобальный союз. По его словам, время, когда Европа могла указывать всему миру, подошло к концу. Журналист отмечает, что ЕС пора освободиться от власти США в сфере внешней и оборонной политики для соответствия новым реалиям и расстановке сил. Кроме того, позицию различных СМИ, называющих БРИКС "встречей развивающихся стран", он считает отсталой, отражением неоколониальной политики Запада.
Suddeutsche Zeitung отмечает, что с принятием шести стран альянс увеличится более чем вдвое и приобретет значительный геополитический и экономический вес. Вопрос теперь в том, как Запад отреагирует на это, особенно на принятие в ряды БРИКС Ирана и Саудовской Аравии. По мнению экспертов, опрошенных изданием, расширение объединения стало свидетельством того, что мир приходит в порядок. ЕС в целом и Германия в частности, по их мнению, должны сделать выводы из этого. "Очевидно, что мы больше не в состоянии устанавливать свои условия и стандарты. От нас будут ожидать предложений, чтобы в будущем нас воспринимали как привлекательного партнера", - цитирует газета Кэролайн Кантер, заместителя руководителя отдела европейского и международного сотрудничества Фонда Конрада Аденауэра.
Французская Le Figaro обращает внимание, что около 40 стран подали заявки на членство или выразили заинтересованность в присоединении к БРИКС. "Этот энтузиазм свидетельствует о растущем влиянии развивающихся стран на мировой арене", - пишет издание. В одной из статей газета пишет о дедолларизации как одной из целей объединения. И один из кандидатов - Алжир - уже предпринял определенные шаги в этом направлении. При этом приводятся слова главы банка БРИКС Дилы Руссефф, которая отметила, что "местные валюты не являются альтернативой доллару, они являются альтернативой однополярной системе, которая будет заменена более многополярной системой". Как пишет издание, этот переход не произойдет по мановению волшебной палочки и займет немало времени.
На этой же теме дедолларизации заостряет внимание автор Agoravox. По его мнению, странам БРИКС не стоит питать иллюзий по поводу скорого создания общей валюты, но это не значит, что стоит впадать в пессимизм. "В отношении БРИКС мы находимся в начале весьма прагматичного процесса, в котором все решения будут приниматься с учетом нового мирового порядка, при котором суверенитет отдельных государств будет уважаться, создавая примат дипломатического диалога над милитаристскими коалициями и санкциями, блокадами и интервенциями", - пишет автор статьи, отмечая, что и нынешние члены БРИКС, и те, кто в него стремятся, ждут окончания гегемонии США.
Британская The Guardian пишет о расширении БРИКС как о попытке группы крупных развивающихся экономик изменить глобальный мировой порядок и создать противовес США и их союзникам. "Однако неясно, каким образом расширение значительно усилит влияние группы на мировой арене. Аналитики говорят, что это будет зависеть от того, сможет ли она действовать в унисон, а группа новых членов сделала ее еще более разрозненной", - отмечает газета. По мнению экспертов, к которым обратилось издание, на данный момент расширение БРИКС скорее "символ широкой поддержки со стороны глобального Юга перекалибровки мирового порядка". При этом они открыто признают, что это политическая победа России и Китая.
Что пишут в США
Как и The Guardian американская New York Times называет расширение БРИКС "значительной победой двух ведущих членов группы, увеличивающей политическое влияние Китая и помогающей уменьшить изоляцию России". Газета обращает внимание, что группа неоднородна, не имеет четкого политического курса, "за исключением желания изменить нынешнюю глобальную финансовую и управленческую систему, сделав ее более открытой, более разнообразной и менее ограничительной". И менее зависимой от доллара и американских политиков. При этом отмечается, что другие цели членов БРИКС расходятся.
Издание отмечает, что заинтересованность десятков стран в присоединении к БРИКС должна стать тревожным сигналом для Запада.
Аналогичную точку зрения можно найти в Wall Street Journal, которая расширение объединения называет победой России и Китая, которые хотят укрепить блок для противостояния с Западом.
Responsible Statecraft пишет, что принятие решения о приеме новых членов стало неожиданностью, на Западе предполагали, что страны БРИКС на саммите лишь определят критерии приема. Отмечается, что расширение БРИКС привлечет в блок богатые энергоресурсами и зажиточные страны Персидского залива, повысит представительство Африки и Латинской Америки и продемонстрирует огромное разнообразие внутриполитических систем среди членов. В то же время прием Ирана продемонстрировал, что США больше не решают, какие страны принимать в те или иные объединения, что стало еще одним признаком того, что эпоха однополярности подходит к концу.
Что пишут СМИ стран БРИКС
Китайская Global Times называет принятие решение о приглашении в БРИКС шести новых членов с трех разных континентов "исторической вехой", "новой отправной точкой многостороннего сотрудничества, которая сыграет положительную роль для более равноправного и справедливого глобального управления". Расширение БРИКС не только продемонстрировало энергичную тенденцию механизма БРИКС, намного превзойдя ожидания некоторых западных стран, таких как США, но и послужило мощным ответом на гегемонию Запада, отмечает издание ссылаясь на мнение экспертов. "Это важный шаг вперед для семьи БРИКС, поскольку мы ожидаем, что более сильный голос БРИКС будет услышан в глобальном управлении, сыграв важную роль в том, чтобы международные отношения стали более демократичными, справедливыми и разумными", - заявил директор Института развивающихся стран Китайского института международных исследований Ван Юмин.
Indian express в редакционной статье пишет о превращении БРИКС в бренд, который положит конец длительному политическому пренебрежению Глобальным Югом. "Хотя бренд БРИКС, возможно, и не разрушит нынешний глобальный порядок, он привлек множество стран, которые хотят продемонстрировать свою стратегическую автономию и противостоять давлению Запада", - отмечает газета. В то же время издание признает, что часть новых членов объединения имеет тесные связи с Западом и не будет обострять отношения с ним.
Бразильская O Globo обращает внимание на сложные взаимосвязи между членами БРИКС, как старыми, так и новыми, и западными странами, в первую очередь США. Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопия и Иран на Западе не признаются демократическими (исключение представляет только Аргентина), однако это не мешает Западу поддерживать с большинством из них торговые отношения. Более того, Вашингтон заявил, что хочет сохранить "прочные отношения" с Бразилией, Индией и ЮАР.
А южноафриканское издание The Citizen указывает, что слишком долго Глобальный Север диктовал свои условия Глобальному Югу, и расширение БРИКС призвано изменить ситуацию. Благодаря изменившемуся статусу новые участники объединения смогут усилить свое дипломатическое влияние, откроют выгодные инвестиционные возможности. Газета признает, что по мере расширения блока принимать решения будет все сложнее, поскольку у каждой страны есть свои интересы.
Между тем
Приглашение в БРИКС получили шесть стран, однако остается под вопросом, присоединятся ли они к блоку в таком составе или их будет меньше. Нынешний президент Аргентины Альберто Фернандес уверен, что членство в объединении пойдет на благо стране, что это необходимая политическая и экономическая площадка перед лицом нестабильного и несправедливого мира. Однако, как обращает внимание издание Pagina 12, в стране в октябре пройдут выборы главы государства, и если на них победит Патрисия Буллрич или Хавьер Милей, членству Аргентины в БРИКС не бывать. Оба кандидата не скрывают своих связей с США.