В соцсетях репостят сенсационную новость: президент Никарагуа Даниэль Ортега подписал указ, разрешающий строительство русских военных баз и размещение крылатых ракет на территории своей страны. Есть даже репосты на испанском языке. Мысль о размещении русского ударного оружия в непосредственной близости от берегов Соединённых Штатов постоянно витает как в нашем, так и в американском воздухе. Ситуация созрела. Подробности читайте в материале Царьграда.
Итак, что пишут и что не пишут о наших ракетах в Никарагуа? Надо расставить все точки над "i". Мы внимательно – насколько это возможно – изучили последние выпуски англоязычной, прежде всего американской, и испаноязычной, особенно никарагуанской прессы. Даже посмотрели последние выпуски никарагуанской газеты La Gaceta, которая публикует официальные документы: указы президента, решения правительства и Национальной ассамблеи (парламента). Ничего об указе, который якобы издал президент Даниэль Ортега относительно разрешения разместить русские крылатые ракеты, не нашли. Но не спешите с выводами.
Сообщение о подобном указе похоже на "слив" с целью прозондировать реакцию как с той, так и с другой стороны Атлантического океана. Либо же это фантазии некоего экзальтированного политолога. Но, что важно, в иных геополитических обстоятельствах ни такого "слива", ни таких фантазий не случилось бы.
Эта информация, будь то фейк или правда, ложится на подготовленную почву. Противостояние России и США, сконцентрированное на Украине, достигло того предела, когда стороны волей-неволей обдумывают симметричные и асимметричные шаги в попытке сдержать противника, предупредить его и реально подготовиться к вполне возможному будущему обмену ракетными ударами.
КНДР, например, вообще не сомневается, что ядерная война обязательно случится, о чём на днях прямо заявил корейский представитель на Международном военно-техническом форуме "Армия-2023". По мнению северных корейцев, это только вопрос времени и формы начала конфликта.
В этом контексте размещение Россией своих военных объектов и своих ударных систем в разных уголках света (включая Африку, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку) совсем не кажется фейком. Тем более что США уже имеют по всему миру сотни своих военных баз и объектов. И всё это не является сенсацией. А один только разговор о размещении русских крылатых ракет в Латинской Америке становится причиной истерики в США.
"Провокация" Ортеги
Единственное, что сегодня точно известно относительно некоего военного сотрудничества между Россией и Никарагуа, так это подписанный ещё в июне 2022 года президентом Никарагуа и одобренный Национальной ассамблеей указ, разрешающий пребывание иностранных кораблей, самолётов и военнослужащих, в том числе из России, соответственно, на территории и в территориальных водах Никарагуа.
Указ разрешает пребывание не только наших военных, а также военнослужащих из Венесуэлы, с Кубы, из США и стран Центральной Америки.
ПРЕЗИДЕНТ НИКАРАГУА ДАНИЭЛЬ ОРТЕГА (СПРАВА), ПРЕЗИДЕНТ ВЕНЕСУЭЛЫ УГО ЧАВЕС (СЛЕВА) И ПРЕЗИДЕНТ ЭКВАДОРА РАФАЭЛЬ. ФОТО: HAROLD ESCALONA/SHUTTERSTOCK
Согласно официальной никарагуанской версии, речь идет о:
- взаимовыгодном обмене и гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях;
- военной подготовке;
- обмене оперативным опытом и миссиях в морском пространстве против наркотрафика и транснациональной организованной преступности.
Помощник госсекретаря США по делам Западного полушария Брайан Николс назвал этот указ Ортеги "провокацией". В латиноамериканской прессе, находящейся под контролем США, писалось, что "указ Ортеги не подразумевает увеличение военного присутствия Росии в Никарагуа или угрозу США, но подразумевает разведывательные объекты, которые держатся в секрете".
Были и спекуляции о "созданной предположительно в мирных целях" станции нашей спутниковой системы навигации Глонасс, "которой управляет никарагуанская армия при участии русских".
Русские корабли уже в портах Никарагуа?
Оппозиционная никарагуанская газета Confidencial писала со ссылкой на "анонимного аналитика по вопросам региональной безопасности", что "русское военно-морское присутствие наблюдалось в никарагуанских портах Блуфилдс и Билви" на карибском побережье страны, "но русские заинтересованы в создании постоянных военно-морских баз в обоих портах".
Источник газеты указывал, что русские пока не смогли этого сделать, потому что им мешает конституция Никарагуа, но, пишут они, "у Ортеги большинство в парламенте, чтобы изменить это, если он захочет". Газета отмечает:
Русские всегда были заинтересованы в том, чтобы позиционировать себя и расширять своё присутствие в Никарагуа и остальной части Центральной Америки как в военной, так в дипломатической сфере.
Сколько летит ракета до Флориды?
Вопрос о размещении русских ракет в Западном полушарии касается не только Никарагуа, но и – прежде всего – Кубы. В этом смысле был весьма интересен визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова на Кубу в апреле этого года.
СЕРГЕЙ ЛАВРОВ НЕ ОТРИЦАЛ, ЧТО РОССИЯ ПЛАНИРУЕТ РАЗМЕСТИТЬ НА КУБЕ НОВУЮ ВОЕННУЮ БАЗУ. ФОТО: KAY NIETFELD/GLOBALLООKPRESS
До сих пор западные СМИ "обсасывают" следующее заявление нашего министра в Гаване:
Военное сотрудничество с Кубой развивается успешно, в соответствии с договорённостями двух сторон, и, насколько я понимаю, стороны удовлетворены путями, которые были достигнуты между двумя странами.
Это дало западным СМИ повод утверждать, что "Лавров не отрицал, что Россия планирует разместить на Кубе новую военную базу".
В этой связи американцы бросились к калькуляторам и сделали для себя неутешительное открытие: новая гиперзвуковая ракета "Циркон" летит со скоростью 11 000 км в час, а расстояние от Кубы до Соединённых Штатов составляет всего 180 км. То есть во Флориде да и в Вашингтоне даже испугаться не успеют.
АМЕРИКАНЦЫ СДЕЛАЛИ ДЛЯ СЕБЯ НЕУТЕШИТЕЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ, ЧТО ОНИ ДАЖЕ ИСПУГАТЬСЯ НЕ УСПЕЮТ. ПУСК ГИПЕРЗВУКОВОЙ КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ "ЦИРКОН". ФОТО: MOD RUSSIA.GLOBALLOOKPRES
Реальная угроза
При этом антикубинская испаноязычная пресса отмечает, что "в укреплении связей между Москвой и Гаваной не было паузы с начала русскими их операции на Украине, которую кубинский режим поддержал, несмотря на его якобы нейтральную позицию и неоднократные призывы разрешить конфликт путём диалога".
Что сказать? Западники всё понимают правильно. А к правильному пониманию ситуации их приводит испуг.
Латинская Америка, считавшаяся "личными задворками" США, выходит на авансцену мировой политики. Прежде всего, потому, что в нынешних обстоятельствах этот регион видится Штатам зоной, откуда им может исходить прямая и реальная угроза. С трясущимся подбородком американцы всматриваются в карту Карибского моря и гадают, какие именно ракеты Россия непременно разместит на Кубе, в Никарагуа или, может, в Венесуэле. Этому в канун нашей СВО были посвящены многочисленные публикации в американских "серьёзных" изданиях.
Например, весьма популярный либеральный американский журнал The National Interest, претендующий на звание аналитического издания, опубликовал статью, в которой в форме некоего прогноза написал, что Россия, памятуя Карибский кризис 1962 года, скорее всего разместит свои ракеты на Кубе. Совершенно понятно, что эти размышления не могли бы прийти в голову автору статьи сами по себе. Его публикация, скорее всего, является некоей квинтэссенцией того, что автор наслушался в кабинетах военных и политиков, которые уже строят планы, как они будут противодействовать русским в Карибском бассейне.
Что с того?
В 1962 году Советский Союз разместил на Кубе ракеты средней дальности в ответ на размещение Штатами соответствующих американских ракет в Турции. Это привело к так называемому Карибскому кризису. Однако именно этот шаг Москвы привёл к тому, что Белый дом осознал реальность разрушения Соединённых Штатов. И именно после Карибского кризиса США стали слушать аргументы СССР.
В конечном счёте это привело к разрядке напряжённости к подписанию в 1972 году Договора об ограничении противоракетной обороны (ПРО), который создавал систему гарантированного совместного уничтожения: ни СССР, ни США не могли атаковать друг друга, поскольку ответный удар гарантированно уничтожал страну-агрессора. Может, американцам снова надо почувствовать себя под прицелом, чтобы опять на долгое время отказаться от намерения угрожать нам? История показывает, что Вашингтон невозможно уговорить или убедить за столом переговоров. Его можно только напугать и принудить к адекватному поведению демонстрацией силы.