Списан ли «Вагнер» со счетов, покажет продолжение СВО
Всё слышнее и настойчивее голоса, что с боевыми действиями на Украине пора заканчивать. То, что ведущие западные страны включены в некий «миропридумывательный процесс», причем не спрашивая мнения России, позволяет сделать вывод — им есть что предложить Москве такое, от чего мы не сможем отказаться и пойдем на подписание хотя бы перемирия.
Своим мнением на этот счет со «Свободной прессой» поделился известный украинский и российский политик Олег Царев.
«СП»: Олег Анатольевич, мир — это хорошо, тут всё ясно. Но переживет ли Украина перемирие, что с ней станется после того, как стрельба затихнет? Многие аналитики, в том числе и украинские, предрекают стране хаос…
— Правильный вопрос. Украину реально склоняют к миру. И она не только это переживет, для нее это жизненная необходимость. Но давайте посмотрим на это с точки зрения украинцев. На любой стадии — даже еще до начала СВО, когда выполнение Минских соглашений включило бы Донецкую и Луганскую области в состав страны на правах автономий — это было бы идеальной ситуацией в сравнении с тем, что Украина имеет сегодня. Исполнение Стамбульских договоренностей стало бы следующей возможностью остановить военные действия — и не было бы стольких погибших, и инфраструктура сохранилась бы в целости. Чем раньше будут остановлены военные действия, тем лучше для Украины, тем больше своего потенциала она сможет сберечь для мирной жизни.
Но всё сказанное относится именно к Украине, но не к команде Зеленского. Для них мир — это катастрофа. Как только боевые действия прекратятся, им начнут задавать очень неприятные вопросы, и главный — зачем всё это они устроили? И кто за все украинские потери будет отвечать? Всегда нужен козел отпущения — а тут он есть, и он всем известен. Благодаря действиям Зеленского страна была втянута в вооруженный конфликт и благодаря ему же она продолжается столько времени, принося неисчислимые беды. Киевская власть — как акула, которая может жить только в движении, остановился — смерть. И потому команда Зеленского вынуждена идти на все, лишь бы боевые действия продолжались. Пока страна воюет — они на коне. Когда наступит мир, их мало того, что уберут из власти, на них повесят ответственность за всё, что произошло со страной.
«СП»: Судьба Зеленского и компании все-таки волнует куда меньше, нежели судьба Украины. Страна в долгах, с побитой инфраструктурой, с колоссальными людскими потерями — причем не только военными, в массовое возвращение эмигрантов из Европы уже мало кто верит… Насколько это всё переживаемо?
— Что уже есть, то есть — и ничего с этим не сделаешь. Все зависит от того, каким образом наступит мир. Тут вижу два сценария: первый — если будут подписаны некие мирные соглашения, а второй — просто фактическая заморозка боевых действий без подписания каких-либо обязательств. Для Зеленского его подпись под каким-то мирным соглашением — катастрофа, а вот если страна пусть даже формально продолжает воевать, он сможет нагнетать шумиху и тем самым удерживаться во власти. Потому скорее всего он будет стремиться разыграть именно такой вариант. Но к возрождению Украины такой путь отношения не имеет. Дело в том, что до тех пор, пока не будут подписаны документы, официально и четко фиксирующие окончание боевых действий, в страну не придет ни один инвестор. Не будет иностранных компаний, не будет денег — а другого пути восстановить страну и наладить жизнь украинских граждан, попросту нет.
То есть главная интрига — удастся ли нынешним кураторам Украины продавить Зеленского на подписание мирных соглашений, тогда как он всеми силами будет пытаться выйти на «корейский вариант», когда ни мира, ни войны. Тогда Южная Корея так и не подписала мирный договор.
«СП»: Когда Запад давит на Украину с требованиями перемирия — речь идет о реальной ликвидации конфликта в Европе или о некой передышке, которая позволит тому же Западу (или НАТО) получить время для подготовки к полноценной войне с Россией? «Свободная пресса» еще год назад проводила параллели между СВО и войной с Финляндией в 1939-м — как прологом большой войны…
— Нельзя словом «Запад» объединять всех, кто участвует в украинском конфликте — там у каждого свой интерес, и иногда эти интересы противоположны. У США, точнее у команды Байдена, интерес в том, чтобы завершить украинский конфликт к президентским выборам. Ими и в нынешнем-то виде ситуация на Украине воспринимается как весьма негативный фон для предвыборной кампании, а если вдруг Россия начнет наступать, и получится то же, что было в Афганистане? Или, хуже того — Украина устроит нечто, способное вынудить Россию применить тактическое ядерное оружие. А поскольку США ни в коей мере не намерены раздувать конфликт, тем более до ядерного, команда Байдена в этом случае будет однозначно выглядеть проигравшей стороной. То есть Байден и компания — однозначно за завершение конфликта.
Совсем другой подход у Великобритании. Той нужно, чтобы конфликт продолжался как можно дольше и в идеале привел бы к распаду России. И часть осколков распавшейся России присоединить к своей уже сложившейся зоне влияния в Восточной Европе. Не получится так — то хотя бы сделать из Украины вторую Польшу, но «на максималках», то есть куда более антироссийское, русофобское государство.
Германия сейчас зарабатывает на поставках оружия, но понятно, что немцы надеются на окончание санкционного режима и на возврат прежних взаимовыгодных отношений с Россией — мы им сырье, они нам высокие технологии.
Так что все играют какую-то свою игру, но в этом оркестре все-таки главной темой звучит прекращение конфликта.
Что же касается сравнений СВО с «Северной войной», то можно найти кучу других аналогий, но ни одна из них не окажется полной. Та же война с Японией в 1904-м — мол, Российская Империя не сделала должных выводов и за это поплатилась поражением в Первой мировой…
Тут другое. Гражданская война, а по сути мы наблюдаем ее, может закончиться только полной победой одной из сторон. Корейский конфликт заморозили 70 лет назад — но не видно никакого примирения, ничего не поменялось, как будто вчера он завершился. Почти такая же ситуация с Китаем и Тайванем. Если мы не закончим окончательно конфликт сами, значит это придется делать нашим детям. Других вариантов я, к сожалению, не вижу.
«СП»: Теперь вопрос на совершенно другую тему. Как вы считаете, ЧВК «Вагнер» окончательно вычеркнули из российских планов проведения СВО или еще возможно возвращение «музыкантов» на линию боевого соприкосновения?
— Если бы у нас были какие-то провалы на фронте, то тогда — в этом я больше чем уверен — ЧВК вновь вернули бы в строй. Но поскольку ВСУ не в состоянии осуществить какой-то прорыв и дело идет к заморозке, шансы на подключение «Вагнера» к боевым действиям уменьшаются. Конечно, если бы группировка ЧВК численностью в 40−50 тысяч пошла в наступление, это позволило бы быстрее освободить территории Донецкой, Луганской, а то и Харьковской областей и здорово приблизило бы мир. Ведь чем активнее будут наступать российские войска, тем сговорчивее станет Запад. Ну и какими бы ни были мирные договоренности, ясно — границей станет линия фронта на момент подписания. И чем российских территорий окажется больше, тем лучше. Тем не менее я и не считаю, что по ЧВК «Вагнер» приняты какие-то окончательные и бесповоротные решения. Время покажет.