Что на самом деле дал жителям Хакасии объединенный Социальный фонд
Фото: СФР по РХ

Начало 2023 года стало знаковым для всей социальной системы России: в одну структуру объединились два крупнейших внебюджетных фонда – Пенсионный и социального страхования. О работе единого Фонда пенсионного и социального страхования в Хакасии рассказала управляющий региональным Отделением Людмила Иванова.

- Людмила Васильевна, как для нового ведомства началась работа в Хакасии?

- Напомню, что создание объединённого фонда совпало с новогодними праздниками. Тем не менее в республике Отделение Социального фонда к работе приступило уже в первые дни нового года. А начиная с 4 января, специалисты клиентских служб вели приём населения и оказывали необходимую помощь всем, у кого были неотложные вопросы по оформлению мер социальной поддержки. Это было тем более актуально, что стартовал приём заявлений на новое единое пособие. Через клиентские службы и портал «Госуслуги» за новогодние праздники от жителей республики поступило более 3 тысяч заявлений. Их необходимо было обрабатывать оперативно. Поскольку для принятия решения отводится 10 рабочих дней. И если бы не началась работа сразу, а только после продолжительных январских выходных, то уложиться в сроки было бы просто-напросто невозможно.

- А для чего была необходима такая реформа?

- Объединение двух фондов в один проводилось с целью упростить процесс предоставления мер социальной поддержки, сделать его более эффективным и удобным для граждан, чтобы услуги можно было получать в режиме «одного окна».

Если раньше назначением пенсий, социальных выплат, материнского капитала, пособий на детей занимался один фонд, а оплатой больничных, предоставлением родовых сертификатов, технических средств реабилитации, путёвок на санаторно-курортное лечение – другой, то сегодня весь объём социальной поддержки находится в компетенции одного ведомства.

- Где предпочтительнее было открыть клиентские службы: на базе ПФР или ФСС? И во всех ли территориях ведётся приём населения?

- Да, у нас был выбор открывать клиентские службы в зданиях Фонда социального страхования или Пенсионного фонда. Мы руководствовались в первую очередь тем, чтобы работа была организована с максимальным эффектом и удобством для населения. Далеко не второстепенным был вопрос транспортной доступности точек обслуживания, то есть относительно автобусных остановок, автовокзалов, чтобы на дорогу не уходило много времени. В интересах граждан было принято решение, что единые офисы будут работать по месту нахождения клиентских служб Пенсионного фонда. Чтобы услуги предоставлялись быстро и качественно, все специалисты, задействованные на приёме граждан, прошли соответствующее обучение и стажировку.

Офисы клиентского обслуживания ведут приём граждан во всех городах и районах республики. До объединения обслуживание населения по линии Фонда социального страхования было возможно только на четырёх территориях из тринадцати

- Сколько сегодня услуг оказывает Социальный фонд в Хакасии и как часто жители республики за ними обращаются?

- 44 государственные услуги, которые прежде оказывали два разных ведомства.

За оказанием этих услуг с начала года в клиентские службы поступило 101868 письменных и устных обращений. То есть в среднем 732 ежедневно. Кроме того, многие услуги предоставляются в проактивном режиме, а для получения некоторых выплат достаточно только представить заявление.

- То есть только заявление и всё, без документального подтверждения? Можете привести пример.

Это, например, относится к назначению единого пособия, которое введено с 1 января 2023 года. Его можно оформить через портал «Госуслуги». После того как заявление поступило Отделение СФР самостоятельно запрашивает необходимые сведения из соответствующих органов и организаций в рамках межведомственного взаимодействия. Представить дополнительные сведения нужно только в отдельных случаях, когда сведения о жизненной ситуации не отражаются в государственных информационных системах.

В перспективе жители республики смогут получать ещё больше услуг онлайн через электронные сервисы, а также проактивно.

- Проактивно, то есть совсем без заявления? А какие услуги жители Хакасии получают, за ними совсем не обращаясь?

- Да, это формат, в котором услуги предоставляются автоматически, без подачи заявлений.

Например, сегодня родителям не нужно никуда обращаться, чтобы оформить материнский капитал. Сертификат направляется автоматически после появления ребёнка в семье на основании сведений ЗАГС. СНИЛС на новорождённого также оформляется беззаявительно. В проактивном режиме реализованы многие перерасчёты и повышения выплат. Например, установление более высокой пенсии при достижении 80 лет.

- А если в силу большой занятости нет возможности идти в клиентскую службу, то через портал «Госуслуги» необходимые услуги получить можно?

- На портале «Госуслуги» жителям Хакасии доступны более 100 электронных сервисов СФР. Они охватывают практически все направления деятельности фонда, включая пенсии, больничные, социальные выплаты и пособия на детей.

Это, например, относится к назначению страховой пенсии по старости – основного вида пенсии, которую в Хакасии сегодня получают более 120 тысяч человек. Для её назначения во многих случаях даже не нужно заполнять заявление – достаточно просто подтвердить через личный кабинет имеющиеся данные о стаже и пенсионных коэффициентах, дать своё согласие, после чего пенсия будет назначена в течение нескольких часов.

Помимо этого, на «Госуслугах» представлены сервисы, позволяющие проверить электронную трудовую книжку и пенсионный счёт. Инвалиды и их представители могут получить технические средства реабилитации, зарегистрировать автомобиль для парковки на специальных местах и оформить путёвку в санаторий для лечения.

- А что касается работодателей, для них что-то изменилось после объединения фондов?

- Произошло снижение административной нагрузки. Раньше работодатели формировали отдельные расчёты по каждому виду социального страхования, отдельные платежи и предоставляли отчётность как в ПФР, так и в ФСС. Чтобы существенно упростить процедуру уплаты страховых взносов, был введён единый тариф.

Благодаря этому работодателям достаточно сформировать один расчёт и направить один платёж, который федеральное казначейство в установленной пропорции самостоятельно распределит по разным видам страхования, чтобы работодатели не тратили на это усилий и времени. Вместе с тем введена единая форма отчётности. Не четыре, как раньше, а всего одна.

Добавить комментарий