Недавно Царьград уже разбирался с тем, что понимается на Западе под "риском прямого столкновения НАТО с Россией". Ключевой смысл этого нарратива – маркетинговый. Вброс этой страшилки в информационное пространство запускает системные коррупционные процессы в США, связанные с поставками и производством оружия, оборонными контрактами. Также очевидный факт состоит в том, что НАТО боится и не хочет такого прямого столкновения. Но – почему? И как вообще может выглядеть баланс сил?
Страны НАТО очень боятся. А Россия – нет
Говоря об отношении внутри НАТО к прямому столкновению с Россией, мы привыкли оперировать высказываниями представителей стран альянса, словами его генсека и так далее. И тут картина представляется однозначной. Она укладывается в стандартное: "Россия – плохая, Путин – зло, русскую армию – уничтожить, воевать до последнего украинца".
Однако совсем недавно был опубликован доклад RAND Corporation – главного частного аналитического бюро, услугами которого пользуются американские ведомства. И доклад этот – удивительный. Само название говорит о многом: "Избегая долгой войны: Политика США и траектория русско-украинского конфликта".
Анализ этого большого документа – тема для отдельного детального разбора, но для понимания того, как в НАТО видится прямое военное столкновение с Россией вообще, стоит кратко остановиться на основных положениях.
Аналитики RAND разбили весь комплекс вопросов на "траектории": использование Россией ядерного оружия; эскалация конфликта, в рамках которой НАТО вступит в прямую конфронтацию с Москвой; контроль над территорией; длительность конфликта; способ завершения конфликта.
Касаясь применения ядерного оружия, авторы доклада максимально упрощают этот вопрос до очередных информационных посылов, в которых президент России Владимир Путин предстаёт просто мировым злом:
Призрак использования Россией ядерного оружия преследует этот конфликт с самого начала. Объявив о своём вторжении в феврале 2022 года, Путин пригрозил любой стране, которая попытается вмешаться в дела Украины, последствиями, "такими, которых вы никогда не видели за всю свою историю". Далее он приказал ввести "особый режим боевого дежурства" для ядерных сил России неделей позже. В октябре 2022 года Москва заявила, что Киев планировал взорвать радиоактивную "грязную бомбу" на Украине в качестве операции под ложным флагом, чтобы затем обвинить в этом Россию.
И вот дальше – самое интересное. RAND указывает: американцы чуть не запачкали штаны, узнав об этом. Они испугались, что на самом деле Россия сама планировала эту "провокацию", чтобы потом иметь предлог для применения тактического ядерного оружия на Украине, обвинив Киев и Запад. Более того, в докладе сказано, что русские генералы якобы открыто обсуждали направления применения такого оружия, а кроме прочего, тактические ядерные удары могут произойти, "если Россия понесёт дальнейшие крупномасштабные потери на поле боя", так как "варианты обычной эскалации будут исчерпаны", а "в Москве возникнет отчаяние". Из этого делается вывод: Россия не боится применения ядерного оружия.
Что же касается прямого столкновения с Россией, то, по мнению авторов доклада, такое возможно только по вине Москвы, которая первой должна будет "нанести удар" по одной из стран НАТО. Цели выделены следующие:
- наказать членов НАТО за уже проводимую политику, направленную на союзническую поддержку Украины;
- нанести упреждающий удар по НАТО, так как Россия сочтёт, что интервенция альянса на Украине неизбежна;
- прекратить передачу оружия Украине, так как это, по мнению России, может привести к её поражению;
- отомстить НАТО за предполагаемую поддержку внутренних беспорядков в России.
Ну и самое главное: в докладе утверждается, что, осознавая эти риски, Вашингтон делает всё возможное, чтобы не допустить прямого столкновения. Но отнюдь не из-за своей миролюбивости, а из-за того, что в этом случае якобы вырастут риски применения ядерного оружия Россией.
Итак, зафиксируем: по мнению RAND, Россия якобы может "спровоцировать" прямое столкновение с армией НАТО, готова к нему (хотя в документе есть оговорки на этот счёт) и не боится. Вашингтон же – не хочет такого столкновения и боится его, предпочитая воевать руками украинцев. Всё это аккуратно упаковывается в нарратив о том, какие украинцы бедные и несчастные и как ужасна Россия:
Мы признаём, что именно украинцы сражались и умирали, защищая свою страну от неспровоцированного, незаконного и морально отвратительного русского вторжения. Их города разрушены, их экономика разрушена, они стали жертвами военных преступлений русской армии.
Батальоны "переднего края"
Совершенно очевидно, что если вдруг прямое столкновение и случится (хотя этого будут всячески избегать в Вашингтоне), то воевать с Россией будут вовсе не американцы. Точнее, их будет просто минимум. Передним краем НАТО выступают страны Прибалтики, Польша, Болгария и целый ряд других государств.
С августа 2022 года НАТО усилило своё присутствие на "восточном фланге", разместив восемь многонациональных боевых групп в Болгарии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Словакии. Вероятно, многонациональность этих групп должна показывать, что нападение на одну из них будет означать атаку сразу нескольких государств альянса. Эти подразделения были созданы для быстрого реагирования – ими можно оперировать на переднем крае до подхода основных сил альянса или же они могут стать подкреплением на том участке фронта, где это наиболее необходимо.
По данным, которые публикует само НАТО, общая численность так называемых сил передового присутствия в Латвии составляет всего 1887 человек. База – город Адажи. Основа группировки – канадцы (639 человек), в состав этого корпуса входят механизированная пехотная рота с боевыми бронированными машинами, артиллерийская батарея, рота боевой поддержки, рота обеспечения. Остальные 1248 человек – военные из Чехии, Северной Македонии, Черногории, Польши, Словакии, Словении, Испании.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА NATO.INT
При этом в Латвии уже в 2018 году располагались также командно-штабной объект в Риге, четыре военных полигона и авиабаза в Лиелварде.
Многонациональный батальон в Польше, готовый встать под ружьё, насчитывает 1033 человека. Располагается в городе Ожиш. Основу составляет 15-я механизированная бригада ВС Польши и Striker battalion из США. Дополнительные силы: 4 штабных офицера из Хорватии, 120 зенитчиков из Румынии, 129 человек из британского лёгкого разведывательного эскадрона.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА NATO.INT
Зато если взглянуть на общее число объектов НАТО в Польше, то зарябит в глазах. Их там даже больше, чем в Германии: 5 командных пунктов, 6 танковых бригад, 7 авиабаз, 4 учебно-тренировочных центра, 2 базы ВМС.
В Литве (город Рукла) стоит корпус бундесвера (1031 человек) в составе бронетанковой роты, в том числе двух взводов мотопехоты, танкового взвода, инженерного взвода и подразделения обеспечения. Корпус усилен пехотным подразделением противовоздушной обороны из Чехии (135 человек), голландской пехотной ротой (270 человек), ротой мотопехоты с основными боевыми танками и боевыми машинами пехоты из Норвегии (188 человек). Всего – 1632 человека, включая двух сотрудников по связям с общественностью из Бельгии и Исландии.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА NATO.INT
При этом в Литве, конечно, есть командный пункт в Вильнюсе, 4 полигона (Казлу-Руда, Рокай, Пабраде, Кайряй), авиабаза (Зокняй), военный склад НАТО в городе Мумайчяй.
Дабы не утомлять далее деталями, приведём просто общую численность таких корпусов по остальным странам, в которых НАТО провело усиление в 2022 году:
- в Болгарии (Кабиле) при поддержке США и Албании – 968 человек;
- в Эстонии (Тапа) при поддержке Великобритании, Дании, Франции и Исландии – 1430 человек;
- в Венгрии (Тата) при поддержке Хорватии и США – 900 человек;
- в Румынии (Цинку) при поддержке Бельгии, Польши и США – 1148 человек;
- в Словакии (Лешт) при поддержке Чехии, Германии, Нидерландов и Словении – 643 человека.
Общая численность многонациональных батальонов НАТО в Восточной Европе – 9641 человек.
Натовский кулак против России
Конечно, девять с лишним тысяч человек в Восточной Европе на условиях ротации – так себе усиление. Но надо понимать, что вообще НАТО готово в кратчайшие сроки развернуть до нескольких десятков тысяч бойцов вместе с механизированными корпусами, авиационным, артиллерийским и зенитным прикрытием почти на любом направлении. И тут у них не без проблем, но к этому вопросу мы вернёмся далее.
Итак, по данным портала Global Firepower, по состоянию на 2023 год общая численность войск стран НАТО составляет порядка 3,4 млн человек. В резерве – 2,6 млн человек. Однако по поводу фактической мощи армии НАТО в потенциальном противостоянии сделано отдельное примечание.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА GLOBALFIREPOWER.COM
И перевод выделенного фрагмента:
Метод, используемый GFP для определения теоретической боевой мощи НАТО, выходит за рамки простого подсчёта всех ресурсов всех доступных государств-членов. Вместо этого используется подход, который предусматривает минимум 25% обязательств каждой участвующей страны по каждой категории для достижения прогнозируемых значений (предполагается, что ни одна держава не может задействовать все свои фактические доступные боевые силы для сценария тотальной войны).
То есть мощь армии НАТО не складывается из потенциалов всех стран, а составит примерно до четверти от мощи каждой из них. По данным аналитиков, НАТО, таким образом, может получить "на бумаге" до 1,5 млн человек от общей численности сил альянса.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА GLOBALFIREPOWER.COM
Предполагается, что силы НАТО также не смогут развернуть все полтора миллиона человек – на поле боя одномоментно теоретически могут быть посланы лишь 845 тыс. "штыков" и ещё 641 тыс. останется в резерве. Альянс также в состоянии выставить 5,2 тыс. единиц авиации, из которых лишь 863 будут истребителями или перехватчиками, а 2,1 тыс. – вертолётами (из них лишь 360 боевых). Танков – 3,1 тыс., боевых машин пехоты – почти 250 тыс. единиц, 1,7 тыс. единиц артиллерии.
Тут, конечно, напрашивается сравнение с силами, которые в таком противостоянии может выставить Россия. И хотя это тоже предмет для отдельного подробного рассмотрения, мы приведём некоторые оценки.
25 августа президент России Владимир Путин подписал указ, которым определил численность Вооружённых сил России в 2 039 758 человек, в том числе 1 150 628 военнослужащих.
По оценкам Global Firepower, общая численность сил НАТО вместе с Украиной (всё это, разумеется, только "на бумаге") – 3,9 млн человек. Таким образом, коллективные силы превосходят численность армии России почти в 3,5 раза.
Но раз мы отталкиваемся от того, какие оценки дают параметрам грядущего противостояния на Западе, то приведём те же данные Global Firepower.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА GLOBALFIREPOWER.COM
Предполагается, что Россия сможет одномоментно выделить на такую войну 810 тыс. человек (623 тыс. сразу пойдут на поле боя), 187,5 тыс. останутся в резерве. В небо могут быть подняты 3,1 тыс. единиц авиации (включая 580 истребителей, 1,1 тыс. вертолётов, из которых боевых – 403). Танков Россия сможет выставить гораздо больше, чем армия НАТО, – 9,4 тыс., а также ещё 113,7 тыс. бронированных машин. Единиц артиллерии – 3,2 тыс.
Мы понимаем, что, во-первых, это расчёты западных аналитиков, а во-вторых, это только гипотеза и весьма условные показатели, которые существуют "на бумаге". Однако и тут видим – превосходство сил НАТО в живой силе, но не решающее в контексте масштабов противостояния (у НАТО – на 222 тыс. больше), Россия, как считают аналитики, уступит в количестве единиц авиации в целом, зато будет иметь преимущество по числу боевых вертолётов. По танкам – у России превосходство более чем в три раза и почти двукратное превосходство в артиллерии.
А что за техника?
Надо понимать, что реальная мощь той или иной армии складывается всё-таки не только из количества людей и боевой техники, но также из качества подготовки подразделений и состояния материально-технической части. Оценки и тут могут быть разные, однако сразу несколько источников как в России, так и на Западе, говорят, например, что американские танки M1 и M2 Abrams, которые составляют собой основной парк армии США, не идут ни в какое сравнение с современными русскими машинами.
С танковым парком НАТО ещё сложнее. Официально танковый парк насчитывает 8800 машин, в реальности же Европа располагает лишь 2800 танками. Еще 2600 есть у Турции, но учитывая нынешнюю геополитическую обстановку, эта страна вряд ли выступит против России. К тому же технический уровень исправности танков НАТО в Европе опустился ниже 42%,
– указывает в этой связи канал "Россия будущего".
Там же отмечается, что по количеству САУ Россия превосходит НАТО в 1,15 раза, по буксируемой артиллерии – в 1,3 раза (кстати, эти данные подтверждаются западными аналитиками, мнение которых мы приводили выше), по РЗСО – в 2,6 раза.
Армия России по вооружению и оснащённости превосходит армии европейских стран НАТО в 3-4 раза. И в 1,6 раза, если считать вместе с США. Это касается и авиации, где списочное большинство самолётов НАТО нивелируется их низким 23-24-процентным уровнем боеготовности. К тому же войсковая и общая системы ПВО России на порядок сокращают боевой уровень натовских ВВС,
– утверждается там же.
А как же учения?
Теперь следует сказать насчёт боевого развертывания сил. Ведь почти все теоретики противостояния НАТО с Россией берут, как правило, сухие цифры так, словно бы две армии встречаются в идеальных условиях: при стопроцентной готовности всей техники и на условном полигоне, где силы можно развернуть буквально "стенка на стенку". Но в реальных боевых условиях так не бывает.
Силы НАТО с 2014 по 2020 год провели 17 масштабных учений и ещё 149 манёвров помельче. Несмотря на то что руководство альянса высоко оценило результаты всех, оказалось, однако, что в среднем по дорогам Венгрии, Болгарии, Румынии и Польши невозможно перебросить более 12-14 тыс. человек личного состава за срок менее двух месяцев. И это без учёта подготовительных мероприятий, что мы и видим по прошедшим в последние годы учениям.
По данным самого НАТО, ежегодно в Европе проходят учения Defender Europe, которые состоят из более мелких учений, направленных на отработку отдельных аспектов ведения боевых действий. Так, в рамках Defender Europe в разное время проходят манёвры Swift Response (Эстония, Болгария, Румыния; около 7 тыс. человек из 11 стран), Immediate Response (5 тыс. военных из восьми стран), Sabre Guardian (более 13 тыс. военнослужащих из 19 стран) и командно-штабные учения (2 тыс. человек).
Обратим внимание, что в рамках Defender Europe НАТО никогда не разворачивало силы в несколько сот тысяч человек, не говоря уже о статистических 1,5 млн, которые альянс якобы готов бросить против России.
Россия же, напротив, многократно проводила учения по развертыванию десятков и даже сотен тысяч человек, а также боевой техники. Так, в 2022 году совместно с Белоруссией проводились учения //structure.mil.ru/mission/practice/all/more.htm?id=12407960@egNews">"Союзная решимость – 2022", в рамках которых отрабатывалось отражение нападения сразу с четырёх сторон на Белоруссию. В рамках учений //structure.mil.ru/mission/practice/all/more.htm?id=12436016@egNews">"Восток-2022" было развернуто порядка 50 тыс. человек и ещё 5 тыс. единиц техники. Ну а учения "Запад-2021" вообще стали одними из наиболее крупных – армии России и Белоруссии развернули одномоментно порядка 200 тыс. военнослужащих, до 760 единиц техники и 15 кораблей.
Реальная обстановка
Исходя из всего изложенного выше, возникает главный вопрос: всё-таки будет или нет то самое прямое столкновение с НАТО? В предыдущем большом расследовании мы уже писали, что мантра про вероятность такого столкновения активно используется американскими оружейными лобби с тем, чтобы выбивать всё новые и новые миллиарды долларов на помощь Украине. Далее по коррупционным схемам с откатами деньги возвращаются оружейным гигантам. Да и их лобби в конгрессе США остаются в большом плюсе. Плохо только украинцам, которым дают устаревшую и списанную технику.
Эксперт по армиям НАТО Александр Артамонов в беседе с Царьградом отметил, что столкновение с армиями альянса уже происходит, пусть пока и не полноформатное.
Боестолкновение фактически уже началось. Наш президент и Верховный главнокомандующий обратил внимание на создание украино-польско-литовского армейского корпуса с базами в Любляне и Яворове на основе польско-литовской бригады, которая существует с 2016-2017 года. На сегодня можно говорить, что будет столкновение с польскими и литовскими войсками, уже регулярными, заметьте,
– отметил эксперт.
Если же говорить о тех самых оружейных лобби, то, вероятно, именно по их вине история с риском прямого столкновения НАТО и России так и будет на словах оставаться гипотетической – чтобы снова и снова под этим предлогом продвигать оружейные контракты.
Оружейные лобби и корпорации стоят за любым вооружённым конфликтом. Это плод деятельности и Raytheon, Boeing и других компаний. Это дело рук даже не глубинного государства, а того самого оружейного капитала. К тому же мы видим оголтелые попытки того же Эммануэля Макрона урвать кусок и для французских компаний, производящих, кстати, ракеты Storm Shadow, о которых мы так часто говорим. И это естественно, это загрузит экономику и создаст сверхприбыли,
– сказал эксперт по армиям НАТО.
Что же касается корпусов усиления в Восточной Европе, то, по мнению Артамонова, НАТО, безусловно, будет их задействовать, причём Вашингтону просто наплевать на гибель европейцев, так как американская территория защищена океанами, а Европа, как конкурент Штатов, может хоть сгореть дотла в огне войны. Впрочем, есть и ещё одна серьёзная причина такого поведения НАТО в Восточной Европе.
Польско-литовские части, конечно, планируют бросать в бой, потому что их введение на театр боевых действий уже предполагает столкновение с нами. По расчётам польских генералов, они будут стоят вплоть до Сумской области. Они в любом случае будут мешать нам провести денацификацию и демилитаризацию территории. Поляки и литовцы прекрасно это понимают, и это их полностью устраивает, потому что, с их точки зрения, Россия на это не пойдёт, а раньше сядет за стол переговоров. Они готовы к столкновению, но хотят навязать нам агрессивным путём переговоры и раздел "страны 404",
– отметил Артамонов.
Что с того?
Действительно, история с готовностью НАТО к прямой войне с Россией имеет несколько измерений. Это и контингенты, и сухие цифры по потенциалу армий альянса. Но главное – это решение определённых политических задач. В ситуации, когда отчасти прямое столкновение сил уже началось и, вероятно, будет нарастать (имея в виду формирование украино-польско-литовского корпуса) растёт и значимость нарратива о прямом конфликте в глазах оружейных лобби в США.
Огромные прибыли приводят к тому, что компании вроде RAND уверены в намерении Вашингтона затягивать конфликт. А попутно аналитики и сами работают на ВПК США – они лишь делают вид, что анализируют некие траектории движения к миру на Украине, а на деле в текст доклада было зашито очень много страшилок про "гнусную Россию".
Именно поэтому нам нельзя недооценивать потенциал НАТО и тех подразделений, которые уже фактически воюют на стороне киевского режима, пусть даже по некоторым параметрам у армии России есть серьёзное превосходство над силами альянса. Но вот бояться их не стоит – точно. И понимать при этом, что альянс сам, несмотря на резкие заявления и выступления, крайне боится этого самого "прямого столкновения".