Ученые предрекают Земле природную катастрофу через два года
Гольфстрим не вечен. И в скором времени может исчезнуть. А с ним и привычная для человечества среда обитания. Европе покроется льдом, население там погибнет от холода. Ведь европейский климат очень зависим от теплого морского течения в Атлантическом океане. Заденет и часть России, расположенной в европейской части: Карелия, Мурманск. Катастрофа, согласно новейшим научным исследованиям, может случиться уже в 2025 году.
Речь идет об Атлантической меридиональной оборотной циркуляции (AMOЦ), включающей течение Гольфстрим. Это одна из основных океанских систем на Земле, которая перераспределяет тепло на нашей планете. Признаки приближения к переломному моменту были отмечены еще два года назад, когда стало известно, что Гольфстрим замедлился до рекордных за последнее тысячелетие значений. И АМОЦ из-за глобального потепления находится сейчас в своем самом слабом за последние 1600 лет состоянии.
Об этом пишет авторитетная английская газета The Guardian («Блюститель»), ссылаясь на данные ученых Великобритании и США. Те единодушно склоняются к тому, что разрушение оборотной циркуляции оставит без дождей Индию, Южную Америку и Западную Африку. При этом усилятся штормы, температура в Европе понизится, а уровень моря на восточном побережье Северной Америки повысится. Под угрозой окажутся тропические леса Амазонки и ледяные щиты Антарктики…
«Я думаю, что это будет очень большое изменение системы, которая функционирует уже 12 тыс. лет. Нам следует побеспокоиться», — уверен Петер Дитлевсен, профессор университета Копенгагена, руководитель данного исследования.
Единодушия у исследователей нет лишь в сроках предполагаемой катастрофы. Кто-то уверен, что она даст знать о себе в 2025-м, кто-то осторожничает, называя растянутый по срокам временной отрезок: между 2025 и 2095 годами, с наиболее вероятным пиком в 2050 году. Оговариваясь, что «непоправимое непременно случится, если глобальные выбросы углерода не будут сокращены».
Сторонники неизбежности коллапса Гольфстрима «просчитали» уже и последствия. Одним из которых, по их мнению, станет усиление зимнего периода в некоторых регионах планеты. Прежде всего, в Европе и Северной Америке, где зимы могут стать экстремально холодными.
Другим — повышение уровня моря. Опять же в старушке Европе и в США. А это в свою очередь приведет к катастрофическим опять-таки последствиям для населения прибрежных районов вышеназванных стран и континентов. Ударит коллапс AMOCа, кликушествуют западные ученые, и по тропикам, нарушив в них муссоны…
В общем, перспектива так себе. Чтобы не сказать мрачная. Особенно на фоне нынешней геополитической ситуации.
К слову, а геополитика влияет на климатическую составляющую Земли? Если да, то насколько? И действительно ли глобальное потепление — плод неустанной деятельности человека, а не самой природы? Насколько реальны предсказания современных мудрецов? Или они — не более чем очередная страшилка в пользу финансовых воротил, наживающихся на людских страхах?
Об этом и не только корреспондент «СП» поговорила с экспертами.
— Обнародованная на днях «история с Гольфстримом» на самом деле муссируется давно. Для специалистов она не нова, — сказал Андрей Киселев, старший научный сотрудник Главной геофизической обсерватории им. Воейкова, соавтор книги «Парадоксы климата». — Да, замеры показывают, что течение Гольфстрима, который считается обогревателем Европы, мало-помалу замедляется. Что, конечно, не может не сказываться на Европе, ведь он ее обогревает. Но та модель, согласно которой делаются выводы о «катастрофе в ближайшие годы», несовершенна. Требует проверок.
«СП»: Иными словами, в коллапс-2025 вы не верите?
— Всё, что касается океанов, растянуто по времени. Мгновенного результата ждать не приходится. Как и почувствовать «надвигающийся катаклизм». Климат, да, меняется. Но виноват ли в этом Гольфстрим? В природе все взаимосвязано. Все в комплексе. И это непременно нужно учитывать в исследованиях.
«СП»: Считается, что глобальное потепление — результат деятельности человека. У группы российских геофизиков (замечу, из разных научных институтов) своя гипотеза: не человек, а катастрофические землетрясения дали резкий старт потеплению в Арктике в 1979—1980 годы.
— Я — приверженец первого варианта. По той простой причине, что геофизики мыслят масштабами тысячелетий. А климатологи — десятилетиями. У них — глубинные гипотетические исследования. У нас — более приближенные к реальному текущему времени. Мы выстраиваем модели развития событий. У них это не принято. Отсюда разный взгляд и оценки.
«СП»: Геополитика, на ваш взгляд, сказывается на климатических процессах, происходящих на нашей, в сущности, маленькой планете?
— В какой-то степени, безусловно, сказывается. Вспомните Парижское соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу, которое подписали и стараются выполнять многие страны. Что касается военных событий с применением современных средств вооружения… Локальные войны — это по-человечески тяжело. И с точки зрения экологии последствия, конечно, сказываются потом не один год.
«СП»: Возвращаясь к Гольфстриму — если с ним случатся те нехорошие перемены, что нам обещают, человечество сильно пострадает?
— Как сказал в свое время академик Андрей Монин, «Вся история Земли свидетельствует о том, что вопрос о выживаемости людей на планете Земля никогда не стоял. То есть, несовместимых для жизни условий не было. Человек умеет приспосабливаться.
Продолжает тему океанограф Игорь Ашик, кандидат наук, замдиректора Арктического и Антарктического НИИ.
— На сегодня бить тревогу рано, — уверен Игорь Михайлович. — Да, климат теплеет. Площадь льда в Арктике и Антарктиде сокращается. Сейчас она на самом низком уровне за период в более чем сорок лет наблюдений за этим процессом. И причем тут Гольфстрим? К тому же данные о разрушении обратной циркуляции (AMOЦ — ред.) не подтверждены. Но главное не это.
Ошибочна на мой взгляд «привязка» Гольфстрима к Северному Ледовитому океану. А ведь именно на этом строится гипотеза о грядущей катастрофе. Гольфстрим, — течение вдоль побережья Северной Америки и не подвержен никакому влиянию вод вышеназванного океана.
Другое дело, что он разветвляется в районе острова Ньюфаундленд. И одна из ветвей «уходит» в северо-атлантическое течение. Воды именно его омывают Кольский полуостров, север Норвегии. Говорить о некоем негативном влиянии течения пока явно рано. Потенциально такая возможность есть. Но для серьезных выводов необходим продолжительный и регулярный мониторинг. Как в северной части Атлантики, так и в других регионах.
«СП»: Вы согласны с теми, кто в природных катаклизмах винит человека?
— На сегодня есть две точки зрения на этот счет: одна антропогенная, другая естественная. И та, и другая имеют свои плюсы и минусы. При этом обе недостаточно обоснованы. Человечество при всей его «продвинутости» еще недостаточно изучило происходящие в природе процессы. Потому и к заявлениям о катастрофе уже в ближайшие годы отношусь со скепсисом. Климат сейчас скорее стабилизируется, чем меняется. И в ближайшие 10 лет особых перемен, тем более, резких ждать не приходится. Оснований для паники нет.