Россия подобрала ключ к украинской ПВО
Фото: tsargrad.tv

И Россия, и Украина с точки зрения атак дронов находятся в похожих условиях. Засечь и ликвидировать беспилотник системой ПВО не так просто, как кажется. Но наши дроноводы ключик к защите врага подобрали. Сумеем ли мы теперь обезопасить себя от таких же знатоков?

24 июля украинские войска атаковали российскую столицу с применением беспилотников. Удар пришёлся по дому, расположенному на Комсомольском проспекте, неподалёку от здания Минобороны России, а также по высотке бизнес-центра на улице Лихачёва. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, обошлось без значительных разрушений и пострадавших. Сообщается, что обнаруженные возле одного из зданий обломки беспилотника предположительно были самолётного типа.

Неделей ранее противник нанёс удар по Крымскому мосту. В результате теракта 17 июля погибли мужчина и женщина, жители Белгородской области. А их 14-летняя дочь была сильно ранена. Сейчас движение на мосту ограничено, крымские власти предлагают жителям и гостям Крыма воспользоваться иными вариантами маршрута. В МИД России заявили, что к атакам на мост в Крыму могут быть причастны западные страны.

Между тем глава  Минобороны Украины Алексей Резников заявил в интервью CNN, что Киев продолжит наносить удары по Крыму и Крымскому мосту в целях снижения обороноспособности Вооружённых сил России и якобы "спасения жизней украинцев". По его словам, это "нормальная тактика", так как расчёт идёт на то, чтобы перекрыть снабжение российских сил боеприпасами, топливом и продовольствием. Он не исключил того, что Украина усилит атаки на Черноморский флот.

Ответом на террористическую атаку в Крыму стали удары по морскому порту в Одессе 19 июля. В Минобороны отметили, что ракетными ударами России были уничтожены хранилища украинского топлива, а также места изготовления безэкипажных катеров. Именно их украинские боевики использовали для совершения противоправных действий. А после этого старта началась целая серия ударов, и накануне украинские источники вновь кричали, что подобного возмездия от России ещё не было... Но хватит ли этого, чтобы остановить террористов?

Об этом ведущий "Первого русского" Никита Комаров поговорил с журналистом, политологом Алексеем Чадаевым в эфире программы "Царьград. Главное".

ВСУ действует по плану

Никита Комаров. Алексей, по поводу теракта на Крымском мосту, который произошёл 17 июля, у меня сложилось впечатление, что участились украинские атаки по территории Крыма. Это и беспилотники, и ракетные удары. Их интенсивность возросла. По заявлениям главы Крыма Сергея Аксёнова, кое-куда даже и попадают. Это действительно так, что их активность возросла? И если да, то с чем вы это связываете?

Алексей Чадаев. Я думаю, что при планировании крупных операций, а контрнаступление ВСУ – это крупная операция, даже если какие-то части плана и терпят неудачу, то другие продолжают реализовываться по графику.

Самый первый удар, с которого началось, был по Чонгарскому мосту. А дальше — удары по мосту, по складам в Крыму. Это было привязано ко второму этапу контрнаступа, когда согласно их плану они уже должны были достаточно далеко продвинуться на юг в Запорожье. То есть взломать линию Суровикина. Возможно, даже взять Токмак, подойти к Мелитополю. Этим планам сбыться было не суждено. Тем не менее ту вторую часть, которая была запланирована, они продолжают отрабатывать.

Россия подобрала ключ к украинской ПВО

ФОТО: ЦАРЬГРАД

—  Теоретически это может быть т.н. "план Б"? Когда контрнаступление провалилось, в том числе по причине нашей более-менее хорошей подготовки и плотности нашей артиллерии? На что, естественно, необходимы боеприпасы. И снабжение было организовано на приличном уровне. Может быть, что они поняли, в чём заключается наше преимущество, и решили нанести удар по снабжению, по тыловым базам?

—  В натовской концепции есть такое понятие, как изоляция районов боевых действий. В соответствии с ней, конечно, в первую очередь надо выбивать именно логистику. То есть склады, подвоз боеприпасов, топлива и всё такое.

У них ничего не получалось до того момента, пока не появились вот эти дальнобойные ракеты Storm Shadow. А их наша ПВО сбивать пока не научилась. В отличие от тех беспилотников, которые в основном до цели не долетают.

ПВО против дронов

—  Давайте поговорим о противовоздушной обороне. Реалистично ли построить её эффективность так, чтобы прикрыть все основные районы? Чтобы их беспилотники во всяком случае не долетали до Москвы?

— Буквально накануне атаки на Крымский мост я опубликовал меморандум с некоторыми базовыми положениями об организации противодронной обороны. Там говорится о том, чем она отличается от обороны противовоздушной. Так вот классическая противовоздушная оборона плохо работает против дронов. Дело в том, что классическая ПВО рассчитана на ситуацию, когда объектов в небе мало, они все крупные и дорогие. Например, самолёт.

В этом случае атака беспилотников потенциально опасна тем, что объектов может быть много, но все они маленькие и относительно дешёвые. Вот как сервер можно перегрузить DDOS-атакой, точно так же и ПВО можно перегрузить большим количеством дронов.

Россия подобрала ключ к украинской ПВО

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Когда летит десяток или несколько десятков — это ещё полбеды. А вот когда полетят сотни — это, конечно, будет совсем другой уровень сложности.

Второе — противодронная оборона, в отличие от классической ПВО, не объектовая. То есть она не может быть тотальной. Наша ПВО предназначена для того, чтобы закрыть всё небо над собой. Но в случае с дронами так не получится, потому что, условно, их могут запустить из-за ближайшего забора. И как бы ты ни закрывал небо, дрон пролетит на высоте 15-20 м — и всё равно долетит до цели.

Поэтому в первую очередь думать надо о прикрытии объекта. Не важно, нефтяной терминал это, склад с боеприпасами или город-миллионник, они должны иметь средства обнаружения, средства контроля воздуха вокруг себя и средства поражения. Это так называемые "воздушные мины" — дроны-перехватчики и иные средства.

Что касается средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), я в это не очень верю. Потому что РЭБ — это про то, как перебить сигнал от оператора к устройству. А дроны становятся всё более автономными от оператора. Условно говоря, в него заложили программу — и он летит по этой программе вне зависимости от того, есть оператор на связи или нет. Поэтому нужно развивать в первую очередь средства физического захвата или уничтожения дронов.

—  А если объектов, которые необходимо прикрыть, много? Нефтебазы, крупные логистические узлы, склады с боеприпасами, мегаполисы и так далее? Реально на всех этих точках построить противодронную оборону так, чтобы противник не смог достичь результата?

—  Для таких объектов нужен распределённый принцип организации обороны. Когда данные по отслеживаемому объекту автоматически передаются с одного сектора наблюдения другому.

Россия подобрала ключ к украинской ПВО

ФОТО: ЦАРЬГРАД 

То есть через единую сеть мониторинга, датчиков и следящих устройств, которые в состоянии обмениваться друг с другом информацией. В этом случае, соответственно, управление средствами поражения также может быть передано от одного центра управления к другому.

Ракетные удары по Крыму

—  Упоминались ещё ракетные удары. Речь о западных крылатых ракетах Storm Shadow и Skalp. Прямо говоря, они нам доставляют проблемы. Может быть, здесь применима классическая система ПВО или нужны какие-то ноу-хау, на ваш взгляд?

—  Здесь я не специалист. И мои рассуждения могут быть более дилетантскими. Про дроны я понимаю гораздо лучше. Но если говорить о ракетах Storm Shadow и Skalp, то это ракеты, которые пускают с самолётов. То есть с воздуха.

В этом смысле в первую очередь надо систематически выбивать парк самолётов-носителей в воздухе и на земле. То есть то, на что они могут быть подвешены. Это более активная оборона, чем пытаться защищаться от ракет средствами ПВО.

Ответ России на атаки

—  Безусловно, игра идёт не в одни ворота. Наша армия каждый день наносит массированные удары по инфраструктурным объектам и складам с боеприпасами на территории Украины. Причём довольно успешно. На днях по порту Рени в Одесской области были нанесены удары. Насколько я понимаю, там использовали дроны-камикадзе. Алексей, вы замечаете повышение эффективности ударов нашими беспилотниками по объектам противника в последнее время? Вот, сообщалось, что все "Герани-2" долетели. С чем это связано? Не с истощением ли противовоздушной обороны врага?

—  Я вижу, что наши дроноводы научились наряду с "Геранями" запускать также большое количество похожих на них ложных целей. А они точно так же перегружают украинскую ПВО. То есть летит "Герань", которая несёт боезапас. А рядом с ней — ещё с десяток простеньких дронов, внешне неотличимых, стоимостью, условно, 30 тысяч рублей. По которым ожесточённо лупят украинские ПВОшники.

—  Я вспомнил, что и противник это подтверждал. Выкладывали кадры, как они сбивали эти ложные цели. Эти дроны стоят порядка 30-50 тысяч, а на них расходуется ракета ПВО стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. Спасибо вам большое, Алексей!

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий