Почему рядовые бойцы отказываются выполнять приказы Киева
Зеленский находится на грани из-за массового дезертирства и неподчинения рядовых военнослужащих ВСУ приказам командования, считает экс-советник главы Пентагона полковник Дуглас Макгрегор.
«Лидерство Зеленского ставится под большое сомнение. Украинские офицеры расстреливают солдат, отказывающихся идти в бой. Есть огромное количество дезертиров, сдающихся в плен целыми взводами», — заявил полковник в своем блоге на YouTube. Макгрегор отметил, что украинцы охотно уходят к россиянам, которые обращаются с ними хорошо. Это помогает военнослужащим ВСУ избежать выполнения бессмысленных приказов киевского руководства и выжить.
Макгрегор известный «хайпожор» в вопросах Украины. Но то, что случаи сдачи в плен бойцов ВСУ участились — факт. Известно и то, что Зеленского не уважают в армии. Но может ли дойти до бунта?
— Давайте не будем строить воздушные замки, — говорит экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин. — В ближайшее время ВСУ из-под контроля Зеленского не выйдут. Недовольство командованием и дезертирство случалось в ВСУ с самого начала текущей кампании, но это частные случаи, не переходящие в тенденцию. Украинские пленные действительно содержатся в хороших условиях, так что сдаваться военнослужащие противника не боятся, пытки им не грозят.
Но надо признать, что качество личного состава ВСУ постепенно падает из-за потерь опытных бойцов. Да и мораль у насильно мобилизованных на улицах ниже, чем у националистов. Однако, развала фронта противника в этом году ожидать не стоит. Для победы придется сделать еще очень многое.
— Я полагаю, что заявления Макгрегора свидетельствуют не о разложении украинской армии, а о намерениях западной элиты иметь запасной вариант в случае, если Зеленский выйдет из-под контроля, — говорит председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины. Лариса Шеслер. — Дезертирство и определенная усталость украинских солдат наблюдается давно, но все же нельзя считать, что это приобретает фатальные формы.
Российские телеграмм-каналы сообщают о сдающихся в плен группами численностью до взвода. Но в украинской армии сегодня воюет до полумиллиона солдат, так что масштабы явления не позволяют говорить о кардинальной смене настроений в ВСУ.
«СП»: Информация об этом довольно противоречива. Но радикальный антивластный настрой в отдельных частях и подразделениях, скорее всего, есть. Он и был изначально. Когда Зеленский пришел к власти, военные его откровенно не любили. Что-то изменилось?
— Многие военные не считают Зеленского плохим главнокомандующим. Да, он ничего не понимает в военном деле, но он явно не трус. Если в начале своей каденции он воспринимался военными как безграмотный выскочка-популист, то сейчас многие хорошо понимают, что именно Зеленскому удается выдавить из западных партнеров максимум поставок оружия и военного оборудования. Безусловно, то, что он при постановке военных целей руководствуется политическими, а не военными соображениями, и готов для этого уложить под Бахмутом огромное количество солдат многими командирами воспринимается резко отрицательно. Но в целом, на мой взгляд, ему удается сохранить позиции и авторитет даже в военной среде.
«СП»: Макгрегор отметил, что украинцы охотно уходят к россиянам, которые обращаются с ними хорошо. Это помогает военнослужащим ВСУ избежать выполнения бессмысленных приказов киевского руководства и выжить. Много ли таких? Свои их воспринимают как предателей или тихо завидуют?
— Ряды ВСУ неоднородны, как и все общество Украины. Там есть и «упоротые патриоты», а есть и практичные, осторожные обыватели. В сложных ситуациях они готовы идти в плен, и часто идут на контакты с российскими военными, чтобы найти место для безопасной сдачи.
По некоторым оценкам, число военнопленных колеблется от 10 до 15 тысяч. Да, это значительное число, но говорить о сдаче украинцев в плен как о значимом факторе в ходе военных действий, пока не приходится.
«СП»: Какая в ВСУ доля мотивированных бойцов на данный момент, по-вашему? Говорят о почти повсеместном противостоянии рядового состава и офицеров — это соответствует действительности?
— Среди рядового состава количество мотивированных бойцов сравнительно невелико. Трудно ожидать от мужчины, которого скрутили возле магазина и отправили на фронт, энтузиазма и готовности к самопожертвованию. Офицеры и младший командный состав, которые прошли подготовку на базах НАТО, безусловно мотивированы намного сильнее. Им уже давно и основательно промыли мозги западные психологи, а все, кто не поддался этой обработке, просто вылетели из армии.
«СП»: А чем все-таки мотивированы командиры? Все прямо такие патриоты или как?
— Националистическая и фашистская идеология чрезвычайно сильный инструмент для переформатирования взглядов. Да, действительно, подавляющее большинство кадровых военных на Украине — законченные русофобы и нацисты, и вполне убеждены в том, что русские — врожденные рабы и дегенераты.
«СП»: Насколько вообще сегодня монолитны ВСУ, возможен ли такой вариант, что отдельные части начнут воевать друг с другом?
— Всевозможные конфликты и противоречия в украинской армии — вещь понятная и объяснимая, но все же их уровень и накал не позволяет говорить о существовании серьезных конфликтов внутри самой армии, и, тем более, между ее частями. Украинская армия — очень серьезный противник, и рассчитывать на то, что она сама развалится под грузом внутренних междоусобиц — очень вредное заблуждение для российского общества.