Дух султана Мурада, под началом которого османские орды шли покорять сербские земли на Косово поле, вернулся в многострадальный край в виде казарм турецкого контингента НАТО, переименованных в его честь, и оружия для албанских боевиков. Запад передаёт Косово Анкаре. Царьград выяснял зачем.
Возвращение султана
Осенью этого года в Косове ждут турецкого генерала. Впервые за всю историю оккупации этого сербского края НАТО военный контингент альянса, размещённый там (KFOR), возглавит турок. Ранее на эту должность назначали исключительно представителей европейских стран. Кстати, турецкий контингент KFOR прибыл в край в июне этого года на фоне начавшихся волнений сербов на севере Косова. Официально – для усиления.
Ранее от подобных показательных шагов Запад воздерживался. Во избежание нагнетания напряжения на и без того взрывоопасной территории. Потому как у косовских сербов отношение к туркам исторически сложилось не самое лучшее – после кровавой битвы на Косовом поле началось подчинение османами сербских земель. Непокорных сербов убивали или выгоняли, принявших ислам арнаутов – албанцев – турки селили вместо них. И те самозабвенно помогали новым хозяевам резать и выгонять православное славянское население.
Повышать градус Запад начал в ответ на неуступчивость Белграда в косовском вопросе, а также после начала фазы активных контактов многовекторного сербского руководства с Россией и Китаем. В ответ в Косово в 2020 году был направлен небольшой контингент "коммандос" из Албании. Неприятно было для Сербии, но не фатально. Другое дело сейчас, когда на сербскую территорию зашла мощная Турция, крупный геополитический игрок.
Турецкие военные вольготно расположились в бывших казармах Югославской народной армии в Призрене, которые переименовали в честь султана Мурада Первого. Того самого, который вёл османов в бой с объединённой армией сербских государств на Косовом поле. И впоследствии был убит сербским героем Милошем Обиличем. То есть налицо амбиции и жажда реванша у гостей, чьи предки ушли из этих земель по итогам Первой балканской войны начала XX века.
Это (название казармы. – Hед.) является сильной ассоциацией для всех нас. Турция – великая держава и имеет значительное политическое и экономическое влияние на Западных Балканах, и мы должны следить за тем, чтобы у нас были наилучшие отношения с Турцией. Но мы смотрим на проблему Косова и Метохии совершенно по-разному,
– прокомментировал поведение турок в крае министр обороны Сербии Милош Вучевич.
Турецкое оружие к услугам НАТО и боевиков
Но не только возрождение имени турецкого завоевателя из тьмы веков обеспокоило сербов. Не успев появиться в пределах насильно отторгнутого от Сербии южного края, турки начали постепенно наращивать своё присутствие в нём. Настолько, что по численности превзошли даже американцев. Напомним, что долгое время США имели в Косове самую крупную военную базу на юге Европы – Кэмп-Бондстил.
Но теперь их группировка в составе KFOR заметно уступает турецкой: так, по состоянию на июль текущего года из 4511 солдата оккупационного натовского контингента американцев в нём 679 человек, а турок – 780. А к концу года Анкара планирует нарастить своё присутствие до тысячи бойцов. И тут уже турецкий командующий не кажется чем-то выбивающимся из общей тенденции.
Анкара предоставила KFOR свои "Байрактары". Об их количестве не сообщается, но группировка уже выступила с официальным заявлением, что благодаря этому воздушное пространство над краем находится полностью под её контролем.
И если бы Турция поставляла беспилотники только натовцам. Ещё шесть "Байрактаров" она продала так называемым Силам безопасности Косова (FSK). Которые, по сути, существуют в крае незаконно – вопреки резолюции 1244 Совбеза ООН, согласно которой ни албанская, ни сербская, ни какие-либо другие этнические общины края не имеют права создавать свои вооружённые формирования. Но эту часть резолюции традиционно "не замечают" ни Вашингтон, ни Брюссель, тренируя и оснащая вооружённые силы албанских сепаратистов по стандартам НАТО.
Помимо этого, у Приштины (столица Косова) теперь есть собственное министерство обороны, а также план по постепенному переводу FSK в полноценную армию. Для нужд которой, помимо "Байрактаров", Анкара готова предоставить и другую технику. Какую – косовское "министерство" пока не афиширует, отстреливаясь от медиа пресс-релизами: "инвестиции в вооружения продолжаются в соответствии с переходным планом".
Однако сербский телеграм-канал "Исток_инфо" сумел разузнать, какое именно оружие режим Эрдогана приготовил косоварам: шесть зенитных ракетных комплексов Hisar А+, сотню БПЛА Kargu-2, 12 бронеавтомобилей Vuran, 30 ПЗРК Sungur, 60 БМП ACV-15, плюс миномёты M2 Mortar.
Турки помогут за…
Обозреватель Царьграда балканист Алексей Топоров полагает, что Запад отдаёт Косово под контроль Эрдогана, чтобы тот начал новую войну с Сербией за этот край.
Запад устал от Косова и желает иметь спокойный тыл на Балканах, чтобы сконцентрироваться на противостоянии с Россией на Украине. Но полукриминальные, диковатые албанские элиты постоянно подводят,
– прокомментировал эксперт. И продолжил:
Так, задачей премьера Косова Альбина Курти в мае этого года было припугнуть сербов, чтобы сделать их сговорчивее по косовскому вопросу и выбить из официального Белграда остатки прорусских симпатий. Но он чуть не спровоцировал полноценную войну.
По словам Топорова, в результате Приштина получила то, чего никогда не бывало ранее, – санкции от ЕС, дружное осуждение Вашингтона, Брюсселя и, чего тоже никогда не бывало ранее, Берлина. Последний в официальном заявлении своего представителя на Западных Балканах даже упомянул про страдания сербов.
Так появилась идея фактически отдать Косово под управление Турции. Потому как, с одной стороны, это закрепляет западную идею об отделении Косова от Сербии – если турки зашли куда-то, выкурить их оттуда без войны не получится. Опыт Северного Кипра и сирийского Африна наглядно показывает это,
– отметил собеседник Царьграда. И оценил замысел:
И Сербия на войну с Турцией вряд ли решится. А, с другой стороны, Эрдоган пользуется уважением и авторитетом практически во всех балканских государствах. И способен утихомирить разбушевавшиеся албанские элиты.
При этом, по его словам, война в Косове, равно как и волнения в крае, не в интересах самого турецкого лидера, который грезит идеями неоосманизма. Но понимает, что военным путём этого не добиться. Поэтому он попробует снизить напряжённость на севере Косова путём уступок сербской общине.
А поставки оружия Приштине идут в русле западной идеи, поддерживаемой Турцией, согласно которой этот край – независимое государство. С собственной армией. И тут сербам остаётся только одно – стоять на своём. И модернизировать собственную армию.
Что с того?
Таким образом, Запад ввёл нового серьёзного игрока, чтобы показать Белграду: с Косовом надо попрощаться. С одной стороны, это печально. С другой, мы помним, как правившая шесть веков на Балканах Османская империя за считаные годы разлетелась в пыль. Потому причин для уныния нет. Будет трудно, но Бог в правде, а Косово – это Сербия.
"Азов"* – украинский нацбат, признан в России террористической организацией и запрещён