Завод в Одессе, где изготавливали морские БПА, снесли за считанные часы. Но лишь после того, как получили пинок от президента
Привычно-фанфарно прозвучало вторничное сообщение Минобороны РФ о ходе нашей спецоперации на Украине: «Вооруженные силы России ночью нанесли групповой удар возмездия высокоточным оружием по объектам изготовления безэкипажных катеров в районе города Одессы». Таким, стало быть, оказался наш очень оперативный ответ на злодейский подрыв врагом автомобильной части Крымского моста, случившийся в самый разгар курортного сезона на полуострове.
Что именно в Одессе мы переправили к Бандере? Как следует из украинских источников — сосредоточенным ударом крылатыми ракетами «Калибр» и БПЛА «Герань-2» разгромлен судоремонтный завод «Украина» в районе Нефтегавани. Стоящий, между прочим, на улице, со своим названием чудом увернувшейся от «декоммунизации» по-киевски. И до сих пор называемой именем Героя Советского Союза Николая Гефта, бывшего инженера этого предприятия, в годы Великой Отечественной войны заброшенного в город командиром советской диверсионно-разведывательной группы.
Казалось бы, новость об уничтожении цехов столь ценного для противника оборонного предприятия не может не радовать. Но, как говорится, «осадочек» на душе остается. Вы только взгляните на хронику того, что и как именно только что произошло.
17 июля второе по счету частичное разрушение Крымского моста (первое — в октябре 2022-го) произошло двумя последовательными взрывами двух мощных украинских надводных беспилотников возле его 145-й опоры в 3:04 и 3:20 по местному времени. В проезжавшей по мосту в это время легковой автомашине погибли двое молодых людей, возвращавшихся с отдыха в Белгородскую область. Их 14-летняя дочь серьезно ранена и отправлена в больницу.
К вечеру того же дня Владимир Путин назвал подрыв Крымского моста «терактом» и «бессмысленным преступлением». Пояснив при этом, что мост давно не используется для транспортировки военных грузов. Одновременно глава государства пообещал, что поручил Министерству обороны РФ подготовить незамедлительный ответ Киеву на это преступление.
Спустя считанные часы, уже в 1:55 18 июля, спокойного сна одесситов лишил сигнал воздушной тревоги. Далее начался очень мощный и продолжительный по времени налет на город БПЛА «Герань-2». Как рассказывает очевидец, «более 20 беспилотников летели по всем направлениям, взрывы раздавались тоже повсюду. Работала ПВО, бахало постоянно. В 3:37 все, вроде бы стихло. Поступила информация, что от „Гераней“, вроде бы, отбились. Ожидали отбоя воздушной тревоги. Но в 4:13 на Одессу со стороны Черного моря одна за другой обрушились еще четыре крылатые ракеты „Калибр“. Их прилеты послышались в районе морского порта».
Слух не подвел нашего сильно не выспавшегося свидетеля налета. Как уже сказано, удар пришелся по цехам судоремонтного завода «Украина», с которого, как нам теперь объясняют, ВСУ получали свои морские беспилотники. В том числе и те, которыми в ночь на понедельник был частично выведен из строя Крымский мост.
Тут, вроде бы, самое время над заводскими руинами в Одессе с глубоким удовлетворением победно опустить занавес. Но как-то не получается. Во всяком случае — у меня. Потому что не дает покоя вопрос: если на подготовку столь масштабной операции нам понадобились считанные часы, выходит, все мы заранее знали. Или почти все.
Знали, что именно на заводе «Украина» выпускают ударные безэкипажные катера. Причем, скорее всего, штампуют уже без малого год. Ибо первый такой безэкипажный катер длиною в 5,5 метров и весом порядка тонны еще 21 сентября 2022 г. целым и невредимым был обнаружен на прибрежных скалах Севастополя на подходах к его Северной бухте. Вероятно, на его пути к цели произошел какой-то сбой в системе управления.
На всякий случай столь легко доставшийся нам трофейный морской полупогруженный беспилотник тогда, как ни странно, и не попытались разминировать. Чтобы затем отправить на изучение российским ученым и конструкторам. Достаточно легкомысленно, полагаю, в целях безопасности и чтобы особо не возиться, его подорвали на месте прямо под Севастополем.
Очень похоже, что командование Черноморского флота в том сентябре еще недооценивало масштабы новой угрозы. Которая вскоре перевела боевые действия на море в районе Крыма в новое качество. Почти заперла наши надводные корабли и вспомогательные суда в своих базах. Или — в лучшем случае! — на их внешних рейдах. Совершенно перекрыв для нас доступ в северо-западную часть Черного моря. К той же Одессе, Очакову, Кинбурнской косе и острову Змеиный.
А основная нагрузка в продолжающихся операциях по обстрелу целей на территории Украины «Калибрами» с той поры легла, главным образом, на четыре остающиеся в строю в этих водах подводные лодки типа «Варшавянка».
Вы не находите это просто поразительным: после того, как враг раз за разом принялся крайне взрывоопасной продукцией одесского завода «Украина» с разной степенью успешности наносить удары по бухтам Севастополя (29 октября 2022 г., 22 марта и 16 июля 2023 г.), по нефтяной гавани Новороссийска (17 ноября 2022 г.) и по нашим разведывательным кораблям, выполнявшим задачи в районе Босфора (по СРК «Иван Хурс» 24 мая и СРК «Приазовье» 17 июня) мы до нынешнего вторника так и не предприняли ни единой попытки уничтожить предприятие, где это оружие производится? Ожидали, пока громыхнет и под Крымским мостом? Или пинка от разгневанного по этому поводу президента?
Если операция по уничтожению завода у российских военных заняла все несколько часов, выходит, вся необходимая разведывательная информация в наших штабах имелась давно. Она была проверена и перепроверена по всем специальным каналам. Оставалось только ввести координаты целей в электронные мозги «Калибров». И отдать приказ командирам подводных лодок на выход на боевые позиции.
Есть, правда, одно предположение, которое совершенно снимает с Министерства обороны Россию всякую вину за то, что мы так непростительно затянули с уничтожением одесской «Украины». Сильно подозреваю, что дело в так называемой зерновой сделке, что на днях приказала долго жить. Но до того на радость нашим противникам во многих частях света сильно связывала нам руки в Черном море.
Особенно в том, что касалось организации наших ракетных ударов по Одессе, откуда и шел к Босфору основной поток украинского продовольствия. По крупнейшему морскому порту этого города мы показательно не били все время, пока сделка была в силе. И пока, надо полагать, в Москве питали иллюзии, что западными «партнерами» и Киевом и российские интересы будут хоть когда-либо и хоть как-то учтены сообразно этому соглашению.
Последние надежды Кремль, похоже, окончательно покинули лишь в начале нынешнего месяца. Следствием этого стал массированный удар, как минимум, 24-мя «Геранями-2» в ночь на 11 июля. Результатом стало, по сообщению украинской стороны, «возгорание двух припортовых терминалов, в том числе зернового». И лишь после этого в ночь на вторник, 18 июля, мы успешно ударили по цехам, в которых Одесса производила так досаждающие нам безэкипажные катера.
Означает ли это, что разгром судоремонтного завода «Украина» гарантирует нас от новых атак с того же направления? Нет, конечно.
Во-первых, неизвестно, сколько морских беспилотников в бывшей «жемчужине у моря» наши враги успели наклепать до того, как это, наконец, допекло Россию до самых печенок.
Но в ноябре минувшего года, когда сам Владимир Зеленский объявил «всенародный» сбор средств на создание «нового флота морских беспилотников», речь шла о, по меньшей мере, первой сотне плавучих боевых роботов. Стоимостью около 10 миллионов гривен, или 16,3 млн рублей, каждый.
Времени прошло достаточно, чтобы эта самая первая сотня оказалось готовой к действию. Из нее израсходована пока в лучшем для нас случае лишь пятая часть. Остальные, выходит, наверняка на складах Сил специальных операций ВСУ ждут своего часа.
А, во-вторых, судя по имеющейся информации, на самом деле в отношении этих морских беспилотников о собственном производстве в незалежной можно говорить очень условно. Речь о самой настоящей «отверточной сборке» из поступающих в Одессу со всего света комплектующих.
Ибо в самом оружии, о котором идет речь, собственно украинского кот наплакал. Разве что легкобронированный корпус в качестве защиты от стрелкового оружия. А в остальном…
Эксперт Морского института США Генри Саттон полагает, что новые ударные средства ВМСУ состоят из бензиновых двигателей канадских гидроциклов Sea-Doo (или GTX, или FishPro), которые могут разогнать эти суда до 70 миль в час. Ударные взрыватели, расположенные на носу беспилотников, как-то очень похожи на взрыватели советских авиационных бомб ФАБ-500. В качестве управляющего программного обеспечения выступает софт с открытым кодом ArduPilot. Электроника от китайской компании Fujian Jinhua.
Словом, как полагают специалисты, такое достаточно примитивное, но очень эффективное оружие особенно опасно тем, что заняться его изготовлением под силу даже отдельной группке террористов. А государство Украина, да еще при поддержке Запада, подобное производство и за пределами Одессы определенно сможет наладить на «раз-два».
Наша задача своевременно выявлять места, где это будет организовано. И бить по ним немедленно. Не оглядываясь ни на какие грядущие «зерновые сделки».
А в это время
Безэкипажные катера (БЭК) — принципиально новое средство вооруженной борьбы на море. Оно способно радикально повлиять на ход морских конфликтов уже в ближайшем будущем, отметили авторы Telegram-канала «Взгляд человека в лампасах». «Технология удаленного управления кораблями создает сценарии, которые еще недавно невозможно было даже представить. И чем более дешевой и распространенной эта технология в итоге окажется, тем больше будет опасность для ВМС любой страны», — отмечают эксперты в Telegram.
При этом, БЭК вовсе не всегда будут похожи на те образцы, которые атаковали российские корабли «Иван Хурс» и «Приазовье». БЭК может выглядеть как небольшой траулер, рыбацкая лодка, баркас, шаланда, шлюпка или яхта.