Путин назвал оборонительный приоритет на Запорожье
Украинское «контрнаступление» за Запорожье застопорилось. Продвижения подразделений ВСУ почти нет — и в информационном пространстве говорят все меньше. Все «завоевания» Киева оказались фейковыми — например, в окрестностях Ровнополя (в 10 км к юго-западу от Великой Новоселки) и вдоль оперативной линии «Пятихатки — Жеребянки» (8 км к западу от берега Каховского водохранилища) ВСУ были отброшены подразделениями 19-я мотострелковой дивизии, морской пехотой и добровольцами, пишет американский Институт изучения войны (ISW).
Украинский сценарий «блицкрига» провалился полностью, и бои на Запорожье превратились в затяжные позиционные. Однако российскому командованию нельзя расслабляться: ВСУ, очевидно, перегруппируется, чтобы бросить в бой новые бронетанковые подразделения из тактического и стратегического резерва. Спешат к саммиту НАТО в Вильнюсе 11−12 июля.
На него приедет даже сам пан Зеленский, а ему нужно продемонстрировать хоть какие-то оперативно-тактические успехи. Чтобы униженно просить о новом вооружении. Хотя ему уже неоднократно было отказано: американцами — в ракетах ATACMS, а немцами — в ракетах Taurus.
Владимир Путин ни у кого ничего не клянчит, конечно. Сухо констатирует: Ореховское направление (где украинцы потеряли только за последнюю неделю как минимум 41 танк) будет «главным направлением атаки» для ВСУ в ближайшее время.
ISW считает, что тем самым Путин определил участок фронта, который наиболее важен для удержания. Именно здесь, на западе Запорожья возведены самые мощные оборонительные укрепления, к штурму которых ВСУ даже, по сути, еще не подошли.
Запорожская фортификация — самая совершенная и разветвленная в Европе
Российская оборонительная система в Запорожской и Херсонской областях всеми военными экспертами называется самой совершенной. Хваленое «контрнаступление» ВСУ пока что приблизилось лишь к первой оборонительной линии, которая протянулась от села Васильевка на юго-восточном берегу Каховского водохранилища до крупного села Новопетриковка на границе Запорожья и ДНР, пишет Центр стратегических и международных исследований (CSIS).
Эта линия обороны состоит из разветвленной сети заграждений и пехотных траншей, поддерживаемых скрытными артиллерийскими позициями менее чем в 30 километрах в тылу, непосредственно перед второй линией обороны. Самая западная часть линии обороны, в районе Васильевки, считается наиболее глубокой, укрепленной и эшелонированной. Однако ВСУ, воспользовавшись разведданными НАТО, наступают все же не здесь, а восточнее — в районе Орехова.
Вторая линия обороны простирается более чем на 130 километров от села Орлянское (в 10 км южнее Каховского водохранилища) до поселка Бильмак.
— Эта линия обороны могла бы сослужить России хорошую службу, остановив украинское наступление. Отвод российских войск на эту вторую линию обороны также мог бы послужить прелюдией к российским контратакам по флангам украинского наступления, — пишут эксперты CSIS в своем докладе.
Мощнейшие укрепление построены вокруг крупных городов вблизи линии соприкосновения. Ведь большинство из них занимают важные позиции на основных железных или автодорогах. Вдоль важных магистралей также созданы крупные и мощные полевые укрепления. Каждое из них могло бы замедлить украинский прорыв и сделать возможными быстрые и точные российские контратаки, пишет CSIS.
Причем расширение второй и третьей линий обороны до сих пор продолжается.
Если ВСУ попытаются создать Херсонский фронт, это обречено на провал
Даже пространства между отдельными укреплениями и линиями обороны нельзя рассматривать как незащищенные. Российская военная доктрина делает упор как на позиционную, так и на мобильную оборону. А это значит, что подразделения ВСУ (если он каким-то чудом прорвут одну из линий обороны) столкнутся с прицельным огнем с разных точек. Также сюда быстро перебросят российские бронетанковые резервы для уничтожения прорвавшихся подразделений.
Главная задача таких мощных укреплений — не дать противнику приблизиться к Мелитополю и Бердянску. Эти города — ключи к «сухопутному мосту» из Ростовской области в Крым. Так же рассматривает их и киевская военщина: замминистра обороны Анна Маляр прямо заявила, что ВСУ будут пробиваться к Бердянску и Мелитополю, не считаясь с людскими потерями.
Оборонительная система в Херсонской области также построена вокруг защиты подступов к Крыму. Однако здесь не пришлось строить такие же разветвленные укрепления, как на Запорожье. В Херсонщине российским войскам благоволит сам рельеф: вдоль Днепра на глубину до 10 км тянутся огромные болота.
Потоп после уничтожения ВСУ Каховской ГЭС смыл лишь первую, прибрежную, линию обороны. Однако осталось гигантское количество полевых сооружений, пишут CSIS: например, дороги в Херсонской области через каждые несколько километров перекрыты траншеями.
Солдаты из таких траншей могут поражать транспортные средства, пытающиеся приблизиться к укреплениям или обойти их, из безоткатных ружей, реактивных гранатометов или ПТУР.
— Оборонительные сооружения предназначены не просто для статичной обороны, но также для мобильной и позиционной обороны. Такая система укреплений замедлила бы любые попытки добраться до крупных логистических узлов и спровоцировало бы крах Херсонского фронта, — говорится в докладе CSIS.