Спустя почти трое суток после окончания выступления ЧВК "Вагнер" мировая пресса продолжает активно обсуждать субботние события. С прискорбием сообщается, что Владимир Путин смог выйти победителем, однако сам бунт Евгения Пригожина стал очередным нарративом в обойме Запада, который на разный лад поёт песни о "слабости режима в Кремле" и "внутренних противоречиях". Царьград собрал наиболее интересные высказывания мировых СМИ.
"Разрушение непобедимого образа Путина"
Эту мысль пытаются протолкнуть многие СМИ на Западе. Американское агентство Bloomberg, например, пишет:
Быстрая цепь событий заставила США, Европу и Китай задуматься над политическими последствиями мятежа, который разрушил непобедимый образ Путина как лидера России. 24-часовой кризис высветил ожесточённые разногласия внутри России из-за неустойчивой войны на Украине, поскольку украинское контрнаступление продолжает попытки вытеснить силы Путина с Украины.
Тем не менее указывается, что Россия закрыла уголовное расследование в отношении Евгения Пригожина и "Вагнера" после того, как президент пообещал соблюдать соглашение, положившее конец "самой большой угрозе его 24-летнему правлению".
Washington Post, в свою очередь, делает акцент на обращении Путина, сделанном поздно вечером 26 июня:
Прозвучавшее после 22:00 по московскому времени обращение, похоже, было попыткой Путина восстановить контроль над потрясённой страной и развеять опасения, что мятеж выявил серьёзные недостатки в системе безопасности России. Оно также должно было успокоить критиков его шага по снятию обвинений с Пригожина в повстанческой деятельности, поскольку многие сторонники жёсткой линии говорили, что идти на компромисс с предателями неправильно.
Есть в статье и политические выводы, которые не сильно отличаются от того, о чём писал Bloomberg. Так, WP называет произошедшее "самой ожесточённой проблемой, с которой сталкивался Путин за более чем 23 года пребывания на посту верховного лидера России". Мятеж, по мнению газеты, "ставит вопрос стабильности системы", в которой "олигархи и чиновники постоянно борются за благосклонность президента".
Есть там и рассуждение на тему, как Пригожину удалось так быстро дойти почти до Москвы и почему Путин не отдал приказ на уничтожение "вагнеровцев": он "приказал избегать кровопролития".
"Лукашенко был вынужден"
По оценке немецкого Spiegel, президенту Белоруссии Александру Лукашенко пришлось взять на себя миссию по ведению переговоров с основателем ЧВК:
Лукашенко явно пользуется возможностью изображать из себя партнёра и посредника России в конфликте с Евгением Пригожиным. ...Он был вынужден предоставить свою территорию в качестве плацдарма для войны России против Украины, хотя белорусское население ни при каких обстоятельствах не желает быть втянутым в этот конфликт,
– уверен Spiegel.
И это ещё не всё. Издание считает, что теперь уже Лукашенко должен "опасаться за суверенитет своей страны", так как "Путин хочет в значительной степени интегрировать Белоруссию в свою империю". Сюда же немцы подтянули и слова Лукашенко о том, что "если Россия рухнет, мы погибнем под обломками", как иллюстрацию своего нарратива.
Бескровный мятеж
Французская Figaro обращает внимание, что Путин выступил с обращением после того, как провёл встречу с главами силовых ведомств страны в понедельник, 26 июня. Он поблагодарил их за смелость и самоотверженную работу во время мятежа. Изначальное требование Пригожина об отставке министра обороны и главы Генштаба "он выполнять явно не собирается", добавила газета.
Далее в статье идут уже хорошо знакомые нам утверждения, что мятеж – признак ослабления власти Путина, разногласий в России и проблем с проведением СВО. Но в связи с этим интересны комментарии самих читателей, которые кажутся просто удивительными на этом фоне:
Очень немногие наёмники "Вагнера" пойдут в русскую регулярную армию. Поэтому вполне вероятно, что большинство из них предпочтут поехать в Белоруссию. Так что это наихудший сценарий, вырисовывающийся для украинской нацистской хунты! Скоро у них будет контингент в 10-20 тысяч солдат в радиусе 100 км от Киева. И, прежде всего, тех же, кто их шинковал в Бахмуте!
Подобно бесстрашному капитану у руля своего корабля во время шторма, президент Владимир Путин сумел мастерски маневрировать Россией во время этого эпизода. Весь мир смог восхититься тем, что такое глава государства XXI века.
Президент Путин продемонстрировал олимпийское спокойствие во время этого короткого кризиса. Его сила без малейшего сомнения значительно усилилась после этого эпизода.
И ещё один комментарий, который нельзя обойти стороной. Его автор явно намекает на то, что, случись нечто подобное во Франции, в Париже народ уже давно перебил бы витрины магазинов и начал мародёрствовать:
Ни одна капля крови не пролита, ни одного стекла не разбито. У нас в Париже Путин мог бы ездить с лекциями по всему городу. Тема лекций – урегулирование внутренних кризисов.
Это испытание не для Путина, а для тех, кто колеблется
Аналитик польского портала defence24.pl и ведущий Polsat News В. Яцек Раубо отмечает, в свою очередь, что несмотря на то, что в связи с субботними событиями появились "вопросы относительно стабильности контроля над военизированными или вооружёнными формированиями", он не считает, что существует "лёгкий способ свергнуть Путина":
Он построил власть вокруг себя так, чтобы сохранить её даже в период напряжённости и кризиса. ...Это было испытание не для противников Владимира Путина, а для тех, кто колеблется в своих решениях. Подобные кризисные ситуации облегчают взгляд на людей, которые в момент испытаний могут либо вести себя нейтрально, либо присоединиться к более сильному.
Другое польское издание Wprost, сокрушаясь, что не сбылись надежды на начало гражданской войны, поскольку сам Пригожин дал команду развернуть колонны, не доехав 200 км до Москвы, обеспокоено сообщениями о скоро появлении в Белоруссии полевых лагерей для "Вагнера":
Первый рассчитан примерно на восемь тысяч человек, а его площадь составит 24 тыс. м. Анонимные источники подчеркнули, что строительство лагеря идёт полным ходом. На территории Белорусии планируется построить несколько таких объектов.
На это же обращает внимание Gazeta.pl, приводя слова одного из рабочих, задействованных на стройке будущего лагеря, что завершить работы строителям поручено уже в ближайшее время. Кроме того, в интервью польской "Газете" журналист-международник Кристина Курчаб-Редлих высказала мнение, что позиции Пригожина остаются "намного сильнее, чем это казалось тем, кто угрожал ему скорой смертью":
Иначе он бы не появился так открыто в Минске. Он не сумасшедший и не самоубийца.
"Все сплотились вокруг Путина"
В статье испанской El Mundo отмечается, как и во многих прочих европейских СМИ, что власть Путина "пошатнулась". Зато читатели в комментариях высказываются иначе:
Они сохранили всё оружие "Вагнера" и, возможно, 10 000 солдат, они остановили восстание тех, кого боится Запад, включая США. В других частях Европы Литва и Польша укрепляют восточный фланг просто из-за того, что один человек теперь переехал в Белоруссию. Когда Путин "выслал" его телефонным звонком, все сомкнулись вокруг Путина, никто не отвернулся от него, я до сих пор не вижу тут слабости. Остановка переворота (который был не для смены режима) менее чем за 24 часа против 10 000 солдат – для меня это демонстрация силы.
"Россия вздохнула с облегчением"
Оценки из Азии и Востока совершенно не похожи на западные. Ливанское издание Al Binaa пишет, что Владимиру Путину удалось положить конец мятежу ЧВК, "не проливая русской крови и избавив страну от этой горькой чаши". Многочасовая эйфория Запада и украинского режима исчезла, только чтобы вернуться в атмосферу разочарования, сказано в статье.
Путин намеренно оставил дверь приоткрытой для отступления вагнеровского командира Пригожина, таким образом, избежав конфронтации между "Вагнером" и русскими войсками,
– считает издание.
Ливанцы не согласны с западным мнением, что Путин якобы потерял контроль над ситуацией и не мог противостоять ЧВК:
Наоборот, президент Путин, имеющий опыт и умение справляться с такой нештатной ситуацией, не хотел бомбить и ликвидировать вагнеровские силы при продвижении к Москве, хотя мог бы это сделать при помощи авиации. Но он не стал, а предпочёл прибегнуть к урегулированию кризиса без кровопролития, тем более что силы "Вагнера" сыграли важную роль в боях на Украине,
– добавляет издание.
"Мятеж как повод вбить клин между Москвой и Пекином"
Китайское издание Global Times выпустило большую статью о мятеже в России. Разобрав все его аспекты, журналисты переключились на нечистоплотные методы информационной войны, которыми пользуется Запад:
Несмотря на то что Кремль за короткий промежуток времени в минувшие выходные подавил восстание "Вагнера", западные официальные лица изменили свою первоначальную сдержанную позицию и начали очернять авторитет путинской администрации, поскольку некоторые говорили, что восстание "Вагнера" обнажило хрупкость правительства Путина. Некоторые западные СМИ даже использовали этот инцидент, чтобы подвергнуть сомнению китайско-русские отношения.
Инцидент произошёл и закончился так быстро, что некоторые западные чиновники даже не поняли, что происходит. Смолчав во время кризиса, теперь они ещё больше усилили критику России, досадуя на такой исход мятежа, добавляет китайская газета. Также действия ЧВК используются Штатами и Европой для того, чтобы вбить клин между Москвой и Пекином.
Некоторые западные СМИ также отметили, что этот инцидент явно ослабил позицию Путина, а ключевые вопросы, такие как будущее солдат "Вагнера" и судьба Пригожина, остались без ответа. В статьях некоторых СМИ, таких как Bloomberg и Wall Street Journal, делались попытки связать это с Китаем, утверждая, что более слабая администрация Путина "не годится" для Пекина, а смятение России создаёт момент неуверенности в Китае,
– подчёркивает Global Times.
Что с того?
К разнице мнений на Востоке и Западе мы уже привыкли. Обратите внимание на то, как расставило акценты ведущее китайское СМИ. Что же касается западных изданий, то очевидно, что любая русская проблема на их страницах гипертрофируется. За малейший повод нужно ухватиться, чтобы вновь и вновь говорить, как плоха Россия.
Удивительно, но на фоне этого в ряде СМИ комментарии самих читателей говорят о том, что они не согласны с написанным.
И главный вывод состоит в том, что все западные журналисты прекрасно всё понимают. Они знают, что власти Путина ничто и не угрожало. Но удержаться от заголовков типа "Путина вот-вот свергнут" они просто не могли. А теперь, когда их мечты рухнули, пропаганду надо усиливать, раздувая нарративы о "хрупкости режима Путина".