Украинские депутаты готовятся забрать у России всё ценное
Верховная рада задумала прибрать к рукам всё российское имущество на Украине. Звучит странно и несвоевременно. Но, тем не менее, соответствующий законопроект нардепы обещают подготовить оперативно.
«В ближайшее время депутаты планируют разработать законопроект о конфискации всего российского имущества, которое есть на территории нашего государства», — говорится в заявлении председателя парламента Руслана Стефанчука, которое опубликовано в Telegram-канале Верховной рады.
Решение было принято на Согласительном совете в понедельник, 28 февраля. И, по словам спикера, одобрено всеми руководителями фракций и групп. Тут, правда, он слегка лукавит, поскольку заседание совета прошло без участия представителей партии «Оппозиционная платформа — за жизнь!»
Как пояснила, в свою очередь, «Украинской правде» депутат от «Голоса» Юлия Клименко, речь, прежде всего, идёт об изъятии активов российских юридических лиц. Конкретизировать, каких именно, она не стала, заметив лишь, что, с её точки зрения, «закон ещё сыроват». Впрочем, парламентарий обещает его доработать и представить на следующее заседание Рады. Лидеры фракций, по её словам, договорились собраться в ближайшее время. Но точная дата пока не обозначена.
Обсудить, помимо «конфискационного», планируют восемь законов. Кроме того, как сообщил экс-спикер ВР Дмитрий Разумков, направлено обращение к Евросоюзу относительно немедленного принятия Украины в ЕС по специальной процедуре. А также — в Генассамблею ООН с требованием исключить Россию из Совбеза этой международной организации.
Что касается изъятия активов российских компаний, то идея сама по себе не нова. Национализацией всего российского имущества на Украине начали грозить задолго до начала спецоперации Москвы по принуждению «незалежной» к миру на Донбассе.
Первыми забрать собственность «государства-агрессора» и его резидентов предложили нардепы от «Радикальной партии» Олега Ляшко, ещё весной 2015 года. Инициатива даже была оформлена в виде законопроекта и зарегистрирована на сайте Верховной рады. Однако реализована не была.
Хотя, по данным газеты «Взгляд», в украинских СМИ тогда ходили слухи о некотором чёрном списке из 20 россиян, активы которых могут быть национализированы. Среди имущества, на которое на тот момент «положили глаз» украинские власти упоминались принадлежавшие резидентам РФ торговые комплексы, отели, банки, алюминиевые комбинаты, ГОКи, глинозёмные, нефтеперерабатывающие и трубные заводы.
То есть, тогда украинским «отрядам экспроприаторов», действительно, было, где разгуляться. Ведь, не секрет, что до госпереворота 2014 года на Украине работали «Сбербанк», ВЭБ, ВТБ, «Альфа-банк». Их «дочки» занимали 12% украинского банковского рынка.
Имелись активы у Росатома — ему принадлежал контрольный пакет завода «Энергомашспецсталь» в Краматорске. НК «Роснефть» владела сетью заправок и Лисичанским НПЗ. У «Русала» Олега Дерипаски в Николаевской области был глинозёмный завод, в Запорожье — алюминиевый.
И это лишь малая часть российской собственности, которая работала, в том числе и на экономику Украины.
Все изменилось после «Майдана». Когда в адрес российских компаний со стороны пришедших к власти националистов стали поступать прямые угрозы, инвесторы наши начали уходить.
Одной из первых территорию «незалежной» покинула нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», продав сначала свои НПЗ, а потом и все автозаправочные станции новым владельцам. И, в общем-то, исход продолжался все эти годы…
Поэтому, что и каким образом собираются конфисковывать украинские депутаты, это ещё большой вопрос?
— На самом деле, крупнейшие российские компании, которые работали на Украине, уже ушли оттуда, — комментирует инициативу Верховной рады директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России, доктор экономических наук Алексей Зубец.
— И российские банки, которые были главными финансовыми операторами, на сегодняшний день там не присутствуют. Выдавили, по-моему, всех. Что касается страховых компаний, то они были проданы иностранным инвесторам. И тоже давно прекратили свою деятельность. Возможно, конечно, что какая-то часть этих инвесторов является реинкарнацией российских собственников. Но это надо проверять и доказывать, что крайне сложно.
Вообще вся эта затея с конфискацией как-то не вовремя у них возникла. Киев ни сегодня завтра будет блокирован. И вводить в этих условиях какие-то санкции против российского бизнеса просто нелепо.
К тому же, совершенно непонятно, как они собираются осуществить задуманное. Как будут эту собственность искать, потом конфисковывать, а главное, что делать с ней станут. Ведь, понятно же, что на той территории, которая будет находиться под контролем России, ни о чём подобном речь идти не может. Это больше похоже на пиар-акцию, я думаю. Но никто не будет пытаться ее реализовывать. Тем более что большая часть украинских депутатов и представителей власти, как известно, давно покинули столицу. И собрать в этих условиях Раду — так, чтобы обеспечить там кворум, — мне представляется, весьма проблематичным.
«СП»: — А что — гипотетически — они могли бы конфисковать?
— Теоретически могут конфисковать российский газ в трубе. Поскольку газотранспортная система по-прежнему работает. Газ идет в Европу. Но почему бы не конфисковать этот газ? Только тут, естественно, европейцы будут сопротивляться, потому что этот газ им самим необходим. Ну, и потом мы можем просто перекрыть вентиль.
Но если мы говорим по факту, то никто, конечно, ничего изымать не будет. Они лишь могут декларировать, что «теперь это всё наше».
Что ещё, скажем так, в доступе… Это железнодорожные вагоны, принадлежащие РЖД. Или, к примеру, какие-то российские грузы, которые идут по железной дороге. Ведь торговля у нас была до последнего времени и довольно большая. И что-то, возможно, могло остаться на территории Украины. Посмотрим. Но, честно говоря, я думаю, что они этот закон не то, что осуществить, принять не успеют.
Генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом», член президиума Совета по внешней и оборонной политике Александр Лосев считает, в свою очередь, что украинские парламентарии не о том думают:
— Им жить физически осталось на Украине совсем чуть-чуть (хотя кто-то, конечно, успеет сбежать). Но они пытаются что-то награбить. И потом ещё успеть легализовать, пока какие-то остатки легитимности у них сохраняются — по крайней мере, в глазах Запада. В наших глазах легитимности нет. Именно поэтому звучат такие предложения. То есть, мы имеем дело с обычными мародерами. Ничего не изменилось — что махновцы, что петлюровцы, что бандеровцы. Все они одинаковые.
И вопрос не в том, какие активы российские там остались. Вопрос — что будет дальше с Украиной. Ведь через некоторое время весь народ там станет нищим. Потому что когда наши войска дойдут до границ с Польшей, Словакией, Венгрией, кто будет принимать их гривны? Иметь на руках украинские гривны, это всё равно, что иметь рейхсмарки в августе 45-го. Вот они моментально становятся нищими — всё население. Кто-то, возможно, успеет обменять на евро или что-то ещё, но это тоже бесполезно, поскольку мы уже их не примем.
Я думаю, что те, кто сейчас представляет украинские режим, они тоже это прекрасно понимают. Оттого стараются быстренько награбить и потом сбежать в Польшу, пока российские войска не заблокировали этот проход. Но успеют они разве что мебель вынести из нашего посольства. И всё.