В ожидании новых концертов: «Вагнеров» выводят из тени
Фото: rusdozor.ru

Спустя 15 месяцев после начала СВО на фоне довольно сложных взаимоотношений между Министерством обороны и ЧВК "Вагнер" в Госдуме решили наконец урегулировать статус частных военных компаний. При этом не совсем понятно, почему речь идёт не о легализации "частников".

Зачем оставаться наполовину беременной?

В Комитете Госдумы по обороне надумали как-то зафиксировать статус частных военных компаний в России. Потому как сложилась парадоксальная ситуация – ЧВК есть и вполне себе действуют, причём не первый год, но закона, регулирующего их деятельность, нет. То есть те же "вагнеровцы" взяли Бахмут, но на каком основании?  

Поэтому вопрос ЧВК уже давно пора решить именно в юридической плоскости, особенно на фоне нарастающего непонимания между Министерством обороны России и вышеупомянутым "Вагнером". Так, глава компании Евгений Пригожин однозначно заявил, что его бойцы не станут, как другие добровольцы, до 1 июля подписывать контракты с оборонным ведомством. При этом он также сообщил, что "оркестр" намерен вернуться в зону боевых действий с 5 августа.

О том, что законодатели таки созрели для предоставления ЧВК юридического статуса, миру сообщил председатель Комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.

Многое из того, что касается выполнения ЧВК задач в зоне СВО, уже урегулировано, но необходимо ещё определить основополагающие положения: что такое ЧВК, какую роль они играют и какое место занимают в нашей правовой структуре. Вот этим мы действительно занимаемся. Я полагаю, что в ближайшее время решим и предложим вариант,

– заявил депутат агентству "Интерфакс".

И добавил, что "речь не идёт о легализации, речь идёт о том, чтобы сформировать их правовой статус в соответствии с нашим законодательством".

После этих слов, само собой, возникает уместный вопрос – а ради чего тогда все эти думские движения? Ради того, чтобы ситуация снова осталась в состоянии, как говорят в народе, "наполовину беременной"? Что мешает легализовать ЧВК в России, как это сделали все страны мира, имеющие хоть какие-то амбиции на роль держав мирового уровня, – США, Великобритания, Франция, Израиль и даже ЮАР с Австралией? Этот вопрос Царьград попытался задать самому Андрею Картаполову, но его помощники сослались на чрезвычайную занятость депутата.

Вопросы решаемые, была бы воля

Поэтому мы поговорили о том, что мешает легализовать в России ЧВК, с почётным адвокатом России, членом Общественной палаты города Москвы Дмитрием Красновым.

– Как вы считаете, почему о придании российским частным военным компаниям чёткого юридического статуса задумались только сейчас?

– ЧВК "Вагнер" показала высокую эффективность и в Африке, и в боях на Украине. Её работа на украинском направлении позволила Вооружённым силам России после мобилизации провести слаживание новоприбывших, боевую учёбу, что очень важно для людей, которые либо держали в руках оружие достаточно давно, либо вообще никогда не воевали. Именно благодаря этой ЧВК мы достигли успеха в Бахмуте и сейчас имеем возможность успешно отражать атаки противника. Потому что, повторюсь, в период подготовки армии к наступлению врага "музыканты" взяли всю тяжесть военной обстановки на свои плечи.

Пришло время сказать этим людям большое спасибо и отметить их заслуги на самом высоком уровне.

– Тогда почему опять "речь не идёт о легализации"?

– Частные военные компании существуют во всем мире. В США, например, это Academi, когда-то называвшаяся BlackWaters, которая также продемонстрировала высокую эффективность и в Ираке, и в странах Африки и Азии. Такие компании воюют по всему миру: там, где нужно выполнять специальные операции, не демонстрируя присутствие своих вооружённых сил в той или иной стране.

Это же два различных юридических статуса – армия и ЧВК. За действия частной военной компании несут ответственность её собственники. И в определенных случаях более уместно задействовать ЧВК как суперспецназ, где сражаются люди, уже прошедшие различные военные конфликты, имеющие высокую степень подготовки и мотивации, а также более высокий уровень заработка.

Такие бойцы не связаны уставом воинской службы, который довольно долго и муторно меняется в связи с изменением боевой ситуации и применением новых вооружений, средств и видов вооружённых сил. Поэтому ЧВК хорошо показали себя и в плане быстрой реакции на изменение ситуации.

В наше законодательство были внесены изменения, согласно которым одинаково защищаются права и лиц, которые служат в вооружённых силах, и их семьей, и лиц, которые служат в ЧВК, и их семей. Всё, что касается материального обеспечения как вооружённых сил, так и ЧВК, тоже сводится в единую систему, которая позволяет и тем и другим взаимодействовать и награждать государственными наградами сотрудников частных военных компаний, давать им социальные пакеты, различные льготы после увольнения по прекращению контракта или получения ранений.

А вопросы возникают из-за того, что очень часто в СМИ мы видим перебранки между Пригожиным и Минобороны. Если бы их не было, я думаю, всех бы всё устраивало и никто не задавал бы такие вопросы: "А нужны ли России ЧВК?". Мировая практика показывает, что нужны.

Может, имеет смысл отладить взаимоотношения руководителей МО и ЧВК "Вагнер" на политическом уровне, чтобы сор не выносился из избы? Я понимаю, что армейцы хотят единоначалия, но какое может быть единоначалие, когда речь идёт о частной военной компании, которая финансируется из кармана конкретного человека?

– Кто в России наделён политической волей, чтобы урегулировать все возникающие конфликтные ситуации?

– С моей точки зрения, есть третья сила, которая даёт возможность конфликту не выйти из-под контроля, – это президент. Опять же и Пригожин, и Министерство обороны выполняют одно общее дело – защищают Родину и, невзирая на конфликты, действуют в одном направлении. У них общая цель: разгром наших врагов и победа России.

Думаю, что все вопросы решаются в рабочем режиме, президент держит руку на пульсе, и мимо его внимания ни одно решение подобного уровня не проскочит. Он прекрасно понимал, что делает, когда в своё время давал добро на создание ЧВК "Вагнер". И теперь это имя, наших бойцов боятся и уважают во всём мире.

Не принижая роли армии и военных, которые несут такую же тяжёлую службу, скажу: прекрасно, что есть такие люди, которые хотят воевать, умеют воевать и воюют эффективно. Все они русские люди, все они защитники нашей Родины, и есть только проблема правового урегулирования взаимоотношений, которая вполне решаема.

Что с того?

Действительно, и ВС России, и ЧВК "Вагнер" делают одно общее дело – бьются за победу нашей страны над русофобским прозападным проектом на Украине. И его западными кураторами. Ради достижения этой цели не должно быть никаких недомолвок и юридических недосказанностей, а личные амбиции больших людей надо задвинуть даже не на третий план, а намного дальше.

И если мировой опыт свидетельствует в пользу частных военных компаний, может, и России стоит перестать отрицать своих "частников", если мы хотим отстаивать свои интересы перед лицом глобального Запада?

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий