Госсекретаря Блинкена занесло на берега Скандинавии «идеальным штормом»
У России возможны трудности в проведении спецоперации на Украине, но она остается огромной арктической державой. А изменение климата открывает новые морские пути для торговли и… неприятностей для НАТО. По мере таяния полярных льдов арктическая держава намерена укреплять зону своего влияния. Кроме того, у Китая есть амбиции по созданию «полярного Шелкового пути». США надеются объединить еще недавно нейтральные Финляндию со Швецией под своей эгидой, открывая альянсу новые возможности на Крайнем Севере.
Так уж все совпало, что изменение климата ускоряет и усиливает конкуренцию в Арктике. Регион как никогда раньше, открыт для серьезных коммерческих и стратегических столкновений в тот момент, когда многие стремятся расширить тут военное присутствие. Неспроста госсекретарь США Энтони Блинкен принял участие в неформальной встрече министров иностранных дел стран НАТО в Норвегии, пишет Стивен Эрлангер в New York Times.
Независимый военный эксперт Александр Храмчихин считает, что ничего принципиально в положении дел в Арктике не изменилось:
— Они в НАТО всю жизнь чего-то опасаются от нас получить, говорят про какую-то мифическую «российскую агрессию» в этом регионе. Так было еще и до нашей спецоперации на Украине. Скорее всего, и дальше продолжат «опасаться».
«СП»: На Западе оценки наших сил разнятся. Есть там и скептики, которые считают, что опасаться Западу особенно нечего. Например, Роберт Далсьо из Шведского агентства оборонных исследований, называя себя еретиком, заявляет, что угроза сильно преувеличена. Напоминает, что Россия преимущественно сухопутная держава, и ее нынешний Северный флот значительно меньше, чем был в СССР. Тогда русские не напали на Запад со 150 кораблями, почему они нападут сейчас с 20-ю, недоумевает он?
— У них тоже ничего не увеличилось. Тем более, что Швеция и Финляндия вообще не выходят к Северному Ледовитому океану. Это Норвегия выходит. Да, они «опасаются российской агрессии», но наш Северный флот тут не при чем.
«СП»: Западные эксперты утверждают, что «модернизированный российский Северный флот» может якобы пройти через проливы между Гренландией, Исландией и Великобританией. Этот маневр в НАТО называют «красный правый крюк», чтобы перерезать подводные кабели и угрожать восточному побережью Америки, морским путям и даже мирным круизным судам с туристами на борту.
— Чисто теоретически возможно, что наши подводные лодки выйдут и что-то где-то перережут. Естественно, они «выйдут перерезать» не из Балтийского моря, там у нас нечему выходить, значит должен быть задействован Северный флот, но — так всегда и было! Опять же ничего принципиально нового в этом я не вижу.
«СП»: В свое время бывший главком НАТО в Европе, генерал Филип Бридлав призвал запретить России вход в Балтийское море из Калининграда. А нынешний визит Блинкена просто дежурный, а никакой не судьбоносный?
— Он проходит в связи с оформившимся вступлением Финляндии в НАТО и затянувшимся Швеции. Но принципиально ничего не меняется…
Да, у Америки по-прежнему 11 мощных авианосцев, в десяти авианосных ударных группах (АУГ). У нас — один.
В ВМС США семь флотов: Второй, Третий, Четвёртый, Пятый, Шестой, Седьмой, Десятый. Первого, Восьмого, Девятого, Одиннадцатого и Двенадцатого флотов на данный момент не существует в природе. Но нельзя сказать, что их «потопили инопланетяне», как в фильме «Морской бой». Например, Первый флот ВМС США существовал с 1946 по 1973 год в составе Тихоокеанского. В его зоне ответственности находилась северо-западная часть Тихого океана, с Аляской и Алеутскими островами, но в 1973 году он вошел в состав Третьего флота.
В составе ВМС США, по последним данным, находилось 289 кораблей и судов различных типов, гордо несших на борту обозначение USS, или United States Ship, тот есть «корабль Соединённых Штатов». Численность моряков у них 325 673 человек на службе и 98 481 в резерве.
А вот Военно-Морской Флот России включает в себя всего четыре флота: Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский, а также Каспийскую флотилию. Всего боевых кораблей и катеров — 220. Зато подводных лодок всех типов и классов, у нас, по разным сведениям, от 62 до 76.
ВМС США намерен иметь в своем составе 66 ударных подлодок и подводных крейсеров с крылатыми ракетами. Было 65 разнотипных подводных лодок и всего четыре с крылатыми ракетами. И число не увеличивается, военные корабли, так же как гражданские суда не вечны, ржавчина берет свое, ядерные реакторы изнашиваются. В конце концов, подводные лодки стоят дорого, пишет National Interest.
После Норвегии Блинкен посетит Швецию и Финляндию, требующие от Турции ратифицировать быстрое вступление в НАТО. Он намерен выступить с важной речью в Хельсинки, столице нового члена альянса. И, скорее всего, поставит крест на подписанном там Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.
Долгое время наши страны неохотно обсуждали Арктику как возможную зону военных действий. Но все быстро меняется. Российская спецоперация, плюс изменение климата — это «идеальный шторм», считает Матти Песу, аналитик Финского института международных отношений. Политический климат новой холодной войны, смешанный с реально тающим льдом, влияют на военное планирование, открывая новые экономические возможности для доступа к природным ресурсам, что делает регион интригующим.
Эксперт Информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков уверен, что визит Блинкена призван подкрепить активность США на северном направлении:
— Это и Северная Атлантика, и Арктика. Здесь, напомню, проходили военные учения американцев с их союзниками, странами НАТО, на которые они даже пригнали свою авианосную группу. Это как раз говорит о том, что регион американцы рассматривают как зону своих важнейших интересов. В одиночку им действовать сложно, хотят каким-то образом мотивировать и мобилизовать союзников.
Прием Швеции в НАТО стоит на повестке дня. В альянсе проще сколотить антироссийскую коалицию. Естественно, всю нынешнюю риторику следует рассматривать только в таком контексте.
«СП»: В глубокой древности викинги, предки — в том числе и шведов, славились весельными лодками драккарами. Во времена Карла ХII Швеция гордилась своей непобедимой пехотой, поверженной под Полтавой. А что сейчас с военными флотами Швеции и Финляндии?
— Безусловно, можно рассматривать военный потенциал этих государств, но самое главное, за что сейчас идет борьба у американцев, — это свобода доступа в регион.
Им нужны территории под военные базы и полигоны, под пункты хранения боеприпасов, вооружений и военной техники, в том числе для американского Корпуса морской пехоты. И, конечно, это те самые средства слежения за воздушной и морской обстановкой, то бишь разведывательные объекты, которые они размещают и на территории союзников и используют для своих целей. Финляндия стала полноправным членом НАТО. Этому аспекту будет уделяться приоритетное значение в деле противодействия России, повышения разведывательных возможностей альянса.
«СП»: Значит, в Финляндии скоро появятся мощные разведывательные объекты США и НАТО?
— Да. И нельзя забывать про стратегическую авиацию альянса. Это наиважнейший аспект. Американцы показывают, что они готовы развертывать там стратегическую авиацию, не говоря про их подводные лодки, которые давно находят пристанище на военных базах в Норвегии.
«СП»: А все эти россказни и страшилки по поводу крупного советского, а теперь и российского военно-морского нападения, описанного еще в увлекательном романе Тома Клэнси «Красный шторм поднимается», о Третьей мировой войне между Варшавским Договором и НАТО, который опубликован в 1986 году, затеяли просто для того, чтобы прикрыть строительство собственных военных баз?
— Естественно, чтобы мотивировать союзников, идет жуткая антироссийская пропаганда со штампами времен Холодной войны. Сплошной нарратив о «российской военной угрозе». Хотя ничего нового тут нет, но американцы считают, что раз тогда сработало, то должно и сейчас.
По крайней мере две в прошлом нейтральные скандинавские страны, которые кичились особым статусом «неприсоединившихся», бывшие вне блокового построения в Европе, сейчас под воздействием этой примитивной пропаганды резко поменяла курс на антироссийский. Мы видим это на примере их политического руководства, элит Стокгольма и Хельсинки…
Отовсюду слышится брюзжание: «Россия хочет сделать Арктику своей собственностью, пятым военным округом наравне с другими четырьмя», брызжет слюной упомянутый Роберт Далсьо. Но откуда исходит угроза странам Прибалтики и Скандинавии — не определились. Норвегия опасается, что с моря. Остальные, Прибалтика и Финляндия, что с суши — русские сначала к ним вторгнутся, а затем двинутся дальше на Запад.
Но ни о какой самостоятельности новых членов НАТО речи нет уже сейчас. Так Финляндия изначально хотела лечь под британский Норфолк, который даже предварительно посетил финский президент Саули Ниинистё. А НАТО настоятельно рекомендует поставить обе страны под командование альянса, расположенное в голландском Брунссуме. Если кто не в курсе, то именно Нидерландам, поручено «защищать Центральную и Восточную Европу, включая Польшу и страны Балтии». От нас защищать. Ну что-ж, может все не так уж и плохо. Лишь бы финнов не сделали главными, у нас с ними всегда складывается трудно — по меньшей мере, на хоккейной площадке.