За чей счет Зеленский собирается закатить «авиабанкет» с американскими истребителями
«Истребительная коалиция», которую пытается сколотить Киев из натовских стран, разваливается. Никто не хочет платить миллиарды долларов за поставки оружия ВСУ для террористических атак по России. Натовские генералы уже полгода лишь обещают Киеву передать самолеты и обучить пилотов — а на самом деле и сами переругались по этому поводу.
ND-Online: производитель F-16 перегружен, и не может обслуживать огромное число старых бортов
Правительство Украины ультимативно требует от Запада все новых видов вооружений. Киевскому режиму сначала нужны были советские истребители, а теперь требуют современных универсальных F-16 американского производства.
Президент Владимир Зеленский пытается сколотить «истребительную коалицию» из стран, которые бы передали ВСУ американские самолеты. Еще несколько месяцев назад Киеву пообещали самолеты — но дальше обещаний Запад не пошел, чтобы держать Зеленского на коротком поводке.
Передать F-16 украинцам могут страны, которые отказываются от устаревших истребителей в пользу более современных F-35. Натовские страны ориентируются на позицию США, а Джо Байден мечется, как загнанная лиса. То наотрез отказывает Зеленскому передавать истребители, то дает какие-то двусмысленные намеки.
На полях саммита G7 в Японии Байден заявил, будто бы США готовы обучить украинских пилотов. Правда, о поставках техники американцы по-прежнему молчат.
F-16 выпускал Lockheed Martin, однако самолет снят с производства еще в 2018 году в пользу F-35. Но многие страны, включая Бахрейн, Словакию, Болгарию, Тайвань, Иорданию и Марокко, до сих пор по-прежнему получают от Lockheed Martin обновления имеющихся у них машин.
В эксплуатации у разных стран более 3800 истребителей. Однако Lockheed Martin из-за нехватки мощностей отстает от графика в обслуживании самолетов, которые постоянно устаревают, пишет немецкая журналистка Рене Хейлиг в издании ND-Online.
Получить новые самолеты Украина не может, поскольку их просто нет в природе. Зато ВСУ хотят сплавить устаревшие истребители многие страны — Польша, Норвегия, Бельгия. Нидерланды, Дания — чтобы потом получить новенькие.
ВСУ на такой «обмен» не согласны. Киевский режим требует, чтобы ему передавали не отдельные самолеты, а целые боевые эскадрильи — это по 12 самолетов в каждой. Пресс-секретарь ВВС Украины Юрий Игнат, который не вылезает из кадра, жалуется на НАТО: якобы сначала обещали передать «несколько десятков истребителей», а потом дали задний ход.
The Defense Post: только подготовка украинских пилотов для F-16 займет полгода
Игры в кошки-мышки с Киевом — элемент еще и политической игры внутри НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг скоро покинет пост, и на освобождающееся место нацелились многие страны. Все большую роль в НАТО хочет играть, например, Дания, которая и разыгрывает «истребительную» карту. Крошечная страна с оборонным бюджетом в €2 млрд уже отправила киевскому режиму военной помощи на €250 млн.
5 июня в Вашингтон летит на аудиенцию к Байдену премьер-министр Дании Метте Фредериксен, чтобы, по официальной версии, обсудить «укрепление трансатлантической безопасности». В преддверии визита раздает интервью министр обороны Дании Троэлс Лунд Поульсен: он обещает, что обучение украинских пилотов и техников может начаться «в течение лета». При этом Министерство обороны Дании заявляет, что обучение должно длиться не менее 6 месяцев. Таким образом, даже если какие-то страны и согласятся передать F-16 киевскому режиму, то истребители смогут летать лишь осенью, пишет The Defense Post.
Поэтому Зеленский так и топает ногами. И пытается надавить на НАТО, чтобы в кабины F-16 посадили пилотов-наемников из других стран, а техническое обслуживание самолетов передали гражданским компаниям.
Но открыт главный вопрос — кто будет оплачивать этот «авиабанкет» Зеленского?
Генерал Марк Милли: F-16 не станут «решающими» для ВСУ
После виртуальной встречи контактной группы по Украине в конце прошлой недели министр обороны США Ллойд Остин и глава Объединенного комитета начальников США Марк Милли дали понять: «истребительная сделка» может стать самой дорогой в истории. Только платить за нее Америка не собирается.
Генерал Милли сказал, что развертывание только одной эскадрильи F-16 обойдется в $1 млрд. На техническое обслуживание, вооружение и запчасти надо заложить такую же сумму. А киевский режим хочет получить как минимум 4 эскадрильи, то есть 48 самолетов.
США уже и так проспонсировали киевский режим на $75 млрд, и в преддверии президентских выборов расколовшийся Конгресс больше не хочет выделять огромные деньги.
Свою роль в «истребительной сделке» США видят только в одном — выдать экспортную лицензию, без которой третьи страны не могут передавать ВСУ американские истребители.
Министр Остин заявил однозначно: платить за все будут европейцы. Государства — члены НАТО должны позаботиться об обучении пилотов, предоставлении самолетов, а также их вооружении и техническом обслуживании.
Не желая платить за киевские авантюры, члены «истребительной коалиции» уже посыпались. Немецкий канцлер Олаф Шольц уже заявил, что F-16 у его страны просто нет, чтобы передать их Зеленскому.
Не случайно возникла дискуссия о поставке Киеву немецких крылатых ракет Taurus. Немцы устанавливают ракеты только Tornado Panavia. Эти истребители-бомбардировщики в настоящее время выводятся из эксплуатации. Однако Taurus могла бы быть адаптирована к F-16.
Впрочем, если даже Taurus киевский режим получит лишь летом, когда ни о каком «контрнаступлении» уже и говорить не придется, то F-16 вообще добрались бы до Киева непонятно когда.
Неслучайно генерал Милли заявляет, что даже F-16 не станут «решающим оружием» для дальнейшего хода конфликта. Так же, как ранее к HIMARS и Storm Shadow, российская армия легко адаптируется к устаревшему натовскому оружию.