Люди спрашивают, зачем линия обороны выстроена у Керчи?
К беспрерывным, практически ежедневным налетам беспилотников жители солнечного полуострова успели привыкнуть. Однако судьба моста через Керченский пролив не перестает волновать. По факту это единственная связь с материком.
Альтернативная трасса на юге Запорожской и Донецкой областей — в пределах гарантированной досягаемости ракетных комплексов ВСУ. Морские паромы очень зависимы от погоды, а теперь вполне могут стать удобными целями для вражеских ударных дронов, которые уже летают мимо в Краснодар, как к себе домой.
В общем, мост для Крыма — без преувеличения дорога жизни. И когда на нынешней неделе над ним вдруг поднялись столбы тяжелого дыма, многие буквально охнули. Огромная автомобильная арка практически скрылась в белесых клубах. Кошмарная картина была видна с разных концов Керчи. Встревоженные горожане выкладывали в сеть шокирующие кадры.
Вскоре оказалось, что движение через пролив действительно остановлено. Только тогда глава республики Сергей Аксенов выступил с заявлением, мол, стратегический объект закрыт из-за проводимых учений.
Черные и белые дымы несколько часов подряд окутывали район мостовых автоподходов. К полудню дымовая завеса окончательно рассеялась, и народ с явным облегчением увидел — наш мост цел.
Эта земля очень красива, а трасса «Таврида» вообще полный восторг. Ты буквально летишь по отличному дорожному полотну мимо романтически громоздящихся предгорий. «Кондей» не нужен, полный кайф вдыхать чистый воздух, напоенный ароматом необыкновенных крымских трав. Кстати, ошеломительное впечатление на приезжих оказывают здешние автозаправки. Классный дизайн, чистота, вежливый и предупредительный персонал, обязательные детские площадки, хорошая кухня с местным колоритом. По сравнению с «Тавридой» даже самые дорогие АЗС провинциальной России нервно курят в сторонке.
Только вот зябко на душе от вопроса: неужели все это мы отдадим под гусеницы немецких «Леопардов»? Нет, вопрос не риторический, и задают его вовсе не диванные интернет-«всепропальшики». Сегодня его повторяет чуть ли не каждый, кто проезжает по восточному участку трассы.
Взгляните на карту. Вот полуостров Крым, а на крайнем его востоке вытянулся узкий участок суши под названием Керченский полуостров. Тут самое короткое расстояние между берегами Азовского и Черного морей. Именно по этой черте, четко с севера на юг пролегли линии 1.2-тонных тетраэдров. Сложное название для бетонных пирамид, с помощью которых рассчитывают остановить нацистские «Абрамсы» и «Леопарды».
Ряды противотанковых надолбов тянутся от горизонта до горизонта. На скорости едва успеваешь увидеть, что за ними ближе к Керчи выкопана сеть окопов и огневых позиций.
Рассказывая об этом, мы не выдаем военных тайн или секретной информации. Масштабные линии бетонных заграждений отлично видны каждому БПЛА. Тем более отчетливо просматриваются спутниковой группировкой НАТО.
Казалось бы, подобные укрепления вполне логичны у Перекопа. Конечно, нужны в сивашских степях на границе с Херсонщиной. Но если предполагается, что враг сможет дойти до керченских пределов — предельно ясно, до того он должен занять весь Крым. Дальше остается лишь пятикилометровый пролив и за ним побережье Краснодарского края.
Точно так же поздней осенью 1941-го механизированные части Эриха фон Манштейна захватили всю территорию Крымского полуострова за исключением Севастополя. На улицах Керчи первые танки с крестами появились 16 ноября. Окончательно освободить этот город-герой советским войскам удастся лишь в апреле 1944 года. По степени ожесточения и невероятным масштабам потерь кровопролитные бои за него сравнивают со Сталинградской битвой.
Получается, теперь «можем повторить»?
Наш минибус мчится по «Тавриде». Картина противотанковых пирамид, установленных за считанные километры до Крымского моста, реально потрясла воображение.
Единственное утешение обратного пути, из окон поезда бетонные «зубья дракона» на солончаках Керченского полуострова совсем незаметны. Типа можно не переживать. Пассажиры невольно торопят локомотив — быстрее, в Крым. Лучший фирменный состав из Москвы идет сюда без малого двое суток. Остальные тянутся еще дольше. И курортное лето пока отодвинуто надоевшими дождями. Хотя все равно поезда забиты, билетов не достать.
Даже в межсезонье люди едут сплошным потоком, словно не слышат реально прифронтовых крымских новостей. На днях тысячи молодых людей со всей страны прикатили в Судак, участвовать в открытии Академии творческих индустрий «Меганом». Добирались железной дорогой, автобусами, легковушками. Накануне по распоряжению Владимира Путина судакский арт-кластер «Таврида» преобразован в первый всероссийский молодежно-просветительский курорт.
Невероятно, что на летние месяцы билетный дефицит еще круче. Говорят, срабатывает эффект УРНП — «умом Россию не понять». Например, по июню остались одни верхние плацкартные полки. Нормальных купейных мест нет от слова вообще.
Заметим, один билет в купе «Москва-Симферополь» сейчас обходится в 10.000 рублей. Дорожный прайс высокого сезона вырастет минимум в полтора раза. Для сравнения, до боевых действий бюджетный авиаперелет сюда стоил около четырех тысяч. Но уже больше года самолеты сюда не летают.
И еще одна характерная деталь. Май заканчивается, а крымские маки продолжают цвести. Невероятно долго, бесконечно-яркой россыпью по предгорным полям. Местные толкуют такую примету очень по-разному.