Многие эксперты до последнего считали, что США не решатся на этот шаг. Говорили, якобы на Украине инфраструктура непригодна для эксплуатации самолётов F-16 да и много чего ещё. Но на деле всё не так. Подробности читайте в материале Царьграда.
После многих месяцев отнекиваний и ужимок Соединённые Штаты признали очевидное: они готовятся передать Украине истребители F-16. Соответствующее заявление сделал официальный представитель Госдепартамента США Мэттью Миллер. В этом решении нет ничего неожиданного, и со стороны американцев оно логичное. Но ряд наших экспертов до последнего пытались иронизировать, придумывать за американцев отговорки, из-за которых поставки не могут начаться. Правда же состоит в том, что США и их союзники реально воюют с Россией. И будут использовать для этого всё, что есть в их арсеналах.
Лягушку варят медленно
Есть такой околонаучный афоризм: если лягушку бросить в кипяток, то она из него выпрыгнет и поэтому останется жива. А если под ней нагревать воду медленно, то она сварится и не заметит этого. Именно это и делают американцы каждый раз, когда хотят вывести противостояние на новый уровень.
Вопрос с передачей Киеву истребителей вышел на передний план после завершения сериала под названием "Германия не будет поставлять танки". С февраля американские высокопоставленные лица как по команде стали делать заявления, что Штаты не собираются поставлять украинцам F-16. Так, 25 февраля Байден сказал, что Киеву самолёты пока не нужны. Три дня спустя слова эти подтвердил замминистра обороны США Колин Кол:
Вашингтон не будет начинать обучение украинских пилотов на F-16, так как Украина может их никогда не получить.
21 апреля шеф Пентагона Ллойд Остин и председатель Комитета начальников штабов Марк Милли на пару заявили, что на текущем этапе для Украины важнее сосредоточиться на установлении контроля над своим воздушным пространством и развернуть мощные комплексы ПВО. Можно найти ещё десяток аналогичных заявлений. Крайнее принадлежит советнику президента по нацбезопасности Джейку Салливану. Оно было сделано 20 апреля – за два дня до того, как поставки этих самолётов "внезапно" стали приоритетом.
Прогноз Царьграда сбылся
21 апреля, выступая по итогам очередного "Рамштайна" – регулярных саммитов украинских союзников, где согласуются объёмы и характер военных поставок, – Марк Милли заявил, что главное для Киева – удержать контроль над собственным воздушным пространством. Вскоре мы стали свидетелями эпичной битвы между лучшим американским комплексом ПВО Patriot – MIM-104F ("Пэтриота"), вооружённым новейшими ракетами PAC-3 CRI, и российским гиперзвуковым комплексом "Кинжал", который, вероятно, был поддержан залпом баллистических ракет комплексов "Искандер".
Разбирая и анализируя этот инцидент, Царьград предположил, что уничтожение американского "Пэтриота" станет событием, которое подтолкнёт американцев к отправке на Украину F-16. Как видим, события последних дней подтвердили верность нашей гипотезы.
Дело в том, что сейчас в мире есть две концепции противовоздушной обороны:
- советско-российская, которая опирается на мощные зенитно-ракетные комплексы;
- западная, где ключевую роль играют ВВС, а точнее – связка истребителей, самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и летающих танкеров.
Но не всё так однозначно: Россия имеет боевую авиацию, а Запад пытается развивать свои наземные ЗРК. Однако мы превосходим их по наземным комплексам, а они нас – по мощи и эффективности авиации.
В последние месяцы наши ВКС начали активно применять планирующие бомбы с универсальными модулями коррекции и планирования (УМПК), которые за небольшую цену позволяют превратить обычную свободнопадающую бомбу в высокоточный боеприпас, которые к тому же можно применять из-за пределов досягаемости украинских зенитных комплексов. Результат: десятки уничтоженных складов, командных пунктов и мест размещения личного состава.
Украинская армия стала стремительно терять боеспособность. Им отправили "Пэтриоты", но получилось не очень. Остаётся или соглашаться на разгром союзника, или действительно передавать Киеву самолёты. Выбор американцы сделали. И скорость, с которой последовало решение, позволяет предположить, что F-16 изначально рассматривались в качестве основного варианта, а "Пэтриот" попробовали на всякий случай – вдруг прокатит.
Откуда возьмутся истребители
Украина запрашивает для себя полсотни F-16. Это много и может создать серьёзную угрозу нашей оперативно-тактической авиации и сковать её действия по уничтожению ВСУ. Также это число вполне подъёмное для коллективного Запада.
F-16 – самый массовый западный истребитель: всего произведено около 5000 машин. Они состоят на вооружении 25 стран; при этом в Соединённых Штатах сохранено их производство. Последняя партия передавалась американским ВВС в 2005 году, а крупные заказы на экспорт подписывались в 2018-м.
Как самолёт F-16 ничем фантастическим не является: нормальный многоцелевой истребитель четвёртого поколения, который может сбить, а может и сам оказаться сбитым. Если Вашингтон по каким-то причинам воздержится от прямых поставок, желающих передать украинцам свои F-16 достаточно.
В 2021 году, анализируя страны НАТО, имеющие общие с нами границы, Царьград обращал внимание на Норвегию как на чрезвычайно опасного соседа. Страна имеет мощные ВВС, в составе которых, помимо 31 истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II, имелось 57 истребителей F-16AM/BM, каковые норвежцы намеревались постепенно заменить на F-35. Тогда предполагалось, что норвежские F-16 могут быть переданы Румынии. Однако в текущих условиях очевидно, кто их получит.
Кроме Норвегии, свои F-16 украинцам могут передать Южная Корея, Польша, Дания, Бельгия и Нидерланды. Все они также стремятся заменить морально устаревшие истребители четвёртого поколения на современный истребитель-бомбардировщик. Для всех потенциальных участников истребительной сделки она выгодна: США получают гарантированные контракты на новые машины, страны-поставщики обновляют самолётный парк. При этом в теории украинские ВВС могут получить больше самолётов, чем имели до начала СВО.
F-16 УКРАИНЦАМ ТАКЖЕ МОГУТ ПЕРЕДАТЬ НОРВЕГИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ, ПОЛЬША, ДАНИЯ, БЕЛЬГИЯ И НИДЕРЛАНДЫ. ФОТО: BOGAC ERKAN/SHUTTERSTOCK.COM
Вопросы эксплуатации
Некоторые отечественные эксперты утверждали, что эксплуатация американских истребителей на Украине невозможна из-за уничтоженных аэродромов, требовательности к топливу и потребности в большом количестве спецоборудования. Давайте смотреть.
F-16 – самый распространённый самолёт НАТО, так что найти для него и ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности), и специалистов, умеющих с ним работать – проще простого.
Проблемы с обеспечением "шестнадцатых" топливом нет: с начала СВО Украина ежемесячно импортирует тысячи тонн топлива, и нет никаких причин, почему к составам с соляркой и бензином нельзя прицепить цистерны с авиационным керосином.
А вот тезис об уничтоженных аэродромах требует отдельного разбора.
Как разбомбить аэродром
Мы попросили раскрыть тему генерал-майора в отставке заслуженного лётчика Владимира Попова – человека, командовавшего полком фронтовых бомбардировщиков Су-24, а потому знающего, как нужно уничтожать вражеские аэродромы.
Если мы наносим удары по авиационной базе, первое, что надо сделать, – это вывести из строя взлётно-посадочную полосу (ВПП). Для этого применяются бетонобойные боеприпасы. Удар наносится под небольшим углом к полосе, примерно в 10 градусов, при этом самолёт заходит вдоль оси ВПП. Поражение наносится в конце, в центре полосы и в начале, чтобы разрезать ВПП на мелкие участки,
– рассказал наш собеседник.
После этого необходимо нанести удары по магистральной рулёжной дорожке, которую враг тоже может использовать для взлёта. Вслед за этим производится уничтожение центральной заправочной стоянки, склада боеприпасов, вышки управления полётами, радиоэлектронного оборудования.
Как отметил Попов, при правильном систематическом подходе бомбардировщики уничтожают даже шоссейные дороги в окрестностях атакуемой авиабазы: ведь на ней остаётся много ценного оборудования, а на дорогу с твёрдым покрытием можно сажать многие типы военных самолётов.
В результате уничтожение крупной, хорошо оборудованной авиабазы требует нескольких десятков самолётовылетов, не считая тех, что нужны для подавления вражеской ПВО и обеспечения действий наших бомбардировщиков.
Не нужно иметь допуска к секретным данным Генштаба, чтобы понимать, что ничего такого на Украине за последний год не происходило. Наличие у врага большого количества С-300 и "Буков" в сочетании с тем, что наши ВКС долгое время имели ограниченное количество планирующих бомб, привело к тому, что украинская аэродромная сеть как функционировала, так и функционирует по сей день.
Косвенно об этом свидетельствуют официальные данные нашего Минобороны, которое почти каждый день сообщает о новых и новых сбитых самолётах противника. Поскольку эти случаи фиксируются в разных районах бывшей Украины, очевидно, что украинские ВВС сохранили способность к тому, что называется "аэродромным манёвром".
БЕТОНОБОЙНАЯ БОМБА БЕТАБ-500ШП. ФОТО: WIKIMEDIА.ОRG/ВИТАЛИЙ В. КУЗЬМИН
Пойдут и гражданские аэродромы
Ещё одна сторона этого заблуждения – мнение, что американские истребители якобы невозможно использовать с украинских ВПП. Откуда оно берётся, понять нетрудно: сначала люди читают, что требования к качеству ВПП на американских авиабазах выше, чем у гражданских аэродромов, а потом вспоминают, что вообще-то МиГ-29 способен работать даже с грунтовых полос. Следующим шагом рождается предположение, что советская аэродромная сеть не подходит для натовских самолётов.
Это не так. По советским стандартам ВПП выстилаются железобетонными плитами ПАГ-14. Настил позволяет быстрее ремонтировать повреждённую полосу, но он не такой ровный, как асфальтобетонные покрытия американских баз. Соответственно, F-16, хоть и с некоторым риском для шасси, может взлетать и садиться на плитное покрытие.
Кроме того, ВСУ могут использовать для их размещения гражданские аэродромы, у которых вообще нет никаких проблем с качеством ВПП. Наконец, поскольку F-16 имеет относительно небольшую взлётную массу (от 13 до 21 тонны), должно быть возможным применение его и с автомобильных трасс. По крайней мере, и наши МиГ-29, и шведский Saab JAS-39 Gripen вполне способны работать с таких импровизированных полос. Так что ничего фантастического и для американца в этом нет.
Главный вопрос – люди
Пожалуй, единственным узким местом в поставках F-16 являются люди, прежде всего пилоты. Стандартный базовый курс обучения длится 9 месяцев и включает 310 часов теории и 672 часа занятий на симуляторе. После этого курсант должен совершить 130 вылетов, отрабатывая применение ракет и бомб.
Проблема нехватки лётчиков неизбежно возникнет, если только США не начали их обучение ещё летом и осенью прошлого года. Собственных специалистов по управлению F-16 у Украины нет, а пойдут ли на службу к Киеву иностранцы из числа отставных пилотов – большой вопрос. Это люди небедные, хорошо потрудившиеся в жизни, так что большинству из них такая "романтика" не нужна. Но, с другой стороны, какое-то количество скучающих любителей острых ощущений, скорее всего, найдётся.
В крайнем случае, Штаты могут направить на Украину своих пилотов, ограничив район их полётов территориями, подконтрольными ВСУ, чтобы в случае заземления истребителей Джоны и Билли не попали в русский плен. Именно таким образом действовал Советский Союз в ходе Корейской войны, когда отправил на помощь будущей КНДР 64-й истребительный авиакорпус.
Ставку делать на "космос"
По всему получается, что поставка F-16 – это не шуточки. Можно констатировать, что это ставит нас перед необходимостью радикального усиления Воздушно-космических сил (ВКС). В первую очередь необходимо увеличение числа самолётов системы ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения), самолётов-топливозаправщиков. И радикальное наращивание производства истребителей и ударно-разведывательных беспилотников, способных взять под наблюдение вражеские аэродромы в оперативном тылу.
Ранее на появление у врага дальнобойной артиллерии мы ответили массовым выпуском БПЛА "Ланцет", на использование HIMARS – насыщением войск ракетно-пушечными "Панцирями", на поставку западных ЗРК – массированным использованием планирующих бомб. Теперь перед российской оборонной промышленностью и армией стоит значительно более масштабная задача, от решения которой без преувеличения зависит судьба победы.