Местных учат пилотировать F-16 для отвода глаз
Киев может получить от 48 до 60 самолетов F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол») в ближайшее время. Хотя министр ВВС США Фрэнк Кендалл убежден, что передача Украине натовских истребителей не переломит ход военных действий, дословно: «Это не изменит фундаментальным образом данное уравнение».
Резонный вопрос: а зачем, собственно, затевается вся эта игра, если не будет выхлопа. По одной из версий, американцы хотят что-то испытать, но боятся афишировать — на случай, если что-то пойдет не так.
Как бы там ни было, Кендалл сообщил, что на передачу ВВС ВСУ этих истребителей потребуется в лучшем случае несколько месяцев. Но за такой короткий срок подготовить летчиков нереально.
«Пилоту с опытом работы около 500 часов на западном истребителе, но который никогда ранее не летал на F-16, потребуется 69 дней, чтобы научиться всему, чтобы безопасно использовать самолет в миссиях „воздух-воздух“ и „воздух-земля“». Так на условиях анонимности сказал пентагоновскому ресурсу War Zone опытный инструктор.
Но таких пилотов на Украине нет. Тем не менее после того, как стало очевидно надвигающееся поражение ВСУ, США все-таки решили поддержать усилия Зе-команды по обретению истребителей F-16. Во всяком случае, так выглядит официальная западная версия военной помощи.
Ряд европейских стран по указке Вашингтона согласился взять на себя якобы обучение самостийных пилотов, даже если речь идет о ложной акции. Думается, уже отобраны натовские летчики, хотя вместо них для украинских СМИ будут фоткаться очередные «призраки Киева».
Интереснее, откуда и что отправят на Украину. По данным экспертов Королевского Объединенного института оборонных исследований (Royal United Services Institute, RUSI), информация об избытке относительно свежих F-16 не подтверждается. В последние годы и без Киева наблюдается значительный рост спроса на эти самолеты, как новые, так и бэушные.
Связано это не только с агрессивным американским протекционизмом, запрещающим многим странам покупать российские или китайские истребители, но и с нареканиями на F-35, которые должны были прийти на смену F-16. Короче, янки разыграли целый спектакль, чтобы не оказаться напрямую вовлеченными в конфликт. Типа, это европейцы настояли на передаче, а «добрый» дядя Сэм просто уважил их «суверенное» право.
В сказки о быстром обучении украинских пилотов, повторимся, никто из серьезных экспертов не верит. Скорее всего, задержка связана с техподдержкой F-16 на территории Украины. Вероятно, те самые страны, которые взяли на себя вопросы якобы подготовки самостийных летчиков, занялись и эксплуатационными проблемами на тайных авиабазах Повітряних Сил України.
Экс-замминистра обороны США Колин Каль ранее утверждал, что незалежной может потребоваться от 18 до 24 месяцев, чтобы разместить на своей территории инфраструктуру для подержанных F-16. И эта оценка, к слову, считалась оптимистичной. Теперь же Байден сообщил о считанных месяцах. Такое впечатление, что вопрос передачи американских «Соколов» Киеву был решен сразу после начала спецоперации. И все это время янки ломали комедию.
По мнению экспертов RUSI, не исключено, что Бельгия, эксплуатирующая сейчас 50 F-16, поделится частью машин с Украиной. Дело в том, что Брюссель до конца текущего года должен получить F-35 для защиты европейских институтов власти.
Из открытых источников можно узнать, что бельгийские Fighting Falcon модернизированы до уровня F-16 Block 50/52. Не супер-пупер, но и не полный отстой, каким выглядел первоначальный вариант. Скажем больше, аналогичным образом модернизированы «Боевые соколы» в ВВС других стран-участниц Европейских военно-воздушных сил (EPAF) — Дании, Нидерландах, Норвегии, Португалии.
В любом случае, эти самолеты проигрывают Су-35, что признают и западные эксперты. Другое дело, они интегрированы в натовскую систему опознавания ракетной опасности и целеуказания. Правда, не совсем ясно, насколько эффективно «Соколы» покажут себя вдали от границы альянса.
По другим данным, Бельгия все-таки воздержится от передачи F-16 Украине, по меньшей мере, в этом году. У нее есть непонятки с поставками F-35, тогда как Брюссель, считаясь столицей Евросоюза, требует усиленной защиты.
Копенгаген тоже готовится заменить свои F-16 на F-35. Во время визита на Украину в апреле этого года Троэльс Лунд Поульсен, исполняющий обязанности министра обороны Дании, уточнил, что страна «не будет делать это в одиночку», то есть она принципиальная сторонница военно-политической групповухи.
Согласно данным Flightglobal, Королевские ВВС в настоящее время располагают 43 F-16 и уже получили первые F-35, причем планируют начать их эксплуатацию в этом году. По оценке американских мозговых центров, имеющих инсайдеров в Пентагоне, именно Копенгаген — кандидат № 1 на передачу Киеву нескольких Fighting Falcon.
С другой стороны, по сравнению с Бельгией и Данией, Нидерланды уже перешли на F-35, а оставшиеся у нее 24 истребителя F-16 простаивают на единственной базе Фолькель. Речь, если разобраться, идет об авиахламе по меркам поколения 4++. И если они кого-то интересуют, то как учебные машины, правда, после соответствующей модернизации.
Впрочем, нищая София готова их купить за бесценок, пока не накопит денежек на F-16 Block 70 новой сборки. Понятно, что Болгарию никто не считает за серьезную страну, поэтому, по оценке RUSI, предназначенные братушкам самолеты отправятся на Украину. Таким образом, Киев в ближайшее время получит от 48 «Боевых соколов» не первой свежести.
Еще и Норвегия рассматривается как потенциальный поставщик Fighting Falcon в количестве 12 единиц, но опять-таки в весьма скромной комплектации и с приличным износом.
Тем временем украинские солдаты тщетно ищут у себя в войсках «Леопарды» и «Челленджеры», которые уже поступили в ВСУ. Они считают, что и «Боевые соколы» могут стать очередной морковкой перед их носом — только для того, чтобы захисники незалежностi верили в западную помощь и продолжали самоубиваться в бессмысленной для них военной кампании.