Как сообщает Евгений Пригожин, уже 1 июня текущего года ЧВК "Вагнер" завершит отвод своих сил из Бахмута и выйдет в тыл для переформирования, пополнения личного состава и военной техники. Перед уходом сотрудники компании оборудуют оборонительные позиции, а затем передадут их частям Минобороны. Время праздновать закончилось, пришло время перемен. Что будет дальше?
Новость об уходе "вагнеровцев" вызвала определённую тревогу у общественности. Люди задаются риторическим вопросом: есть ли жизнь после Бахмута? Иными словами, что будет после взятия города и временного отсутствия на линии боевого соприкосновения "стальной пехоты"?
Задача – сдюжить без "Вагнера"
Действительно, что, если украинская армия решится начать полномасштабное контрнаступление в районе Бахмута? Новые части, ещё не сработавшиеся друг с другом, позиции для ВСУ знакомые, определённые продвижения на флангах были.
Я бы не использовал фразу "если решится", потому что уже сегодня идут со стороны противника наступательные действия. Украинские военные пытаются занять высоты вокруг города, чтобы наносить удары по гарнизону. Не должно быть иллюзий по поводу "если". Это будет в любом случае,
– заявил в комментарии "Первому русскому" экс-министр госбезопасности ДНР Андрей Пинчук.
В то же время эксперт говорит, что ему известны подразделения, которые размещаются сейчас в Бахмуте. Они разные по качеству, но в основном это опытные батальоны. Впрочем, их ждут очевидные проблемы, а именно: любая смена позиции приводит к необходимости с чистого листа свыкаться с местностью. Не пристреляна артиллерия, не знакомы координаты. Речь даже не о подготовленности, а о том временном лаге, который будет присутствовать в эту "пересменку". Но и без неё обойтись крайне тяжело.
С точки зрения практики ротация подразделений осуществляется всегда. Люди не могут непрерывно воевать. Так как планируются оборонительные действия в Бахмуте, и взять его обратно украинцам будет очень сложно, думаю, фронт не посыплется после отхода "Вагнера". Могут и подразделения Минобороны туда зайти, и Росгвардия, чеченские подразделения. Не вижу здесь ничего критичного – плановая, нормальная работа,
– отмечает глава Центра изучения военных и политических конфликтов военный эксперт Андрей Клинцевич.
Украина очень хотела подрезать нам фланги – у неё ничего не получилось. Они толком никакой населённый пункт не смогли взять, только пару полей, когда наши подразделения отошли на более выгодные рубежи, чтобы лучше обороняться, говорит аналитик. В то же время вероятность контрнаступления ВСУ со взятием Бахмута многократно возросла. Особенно в свете того, что на Владимира Зеленского с декабря 2022-го давит Запад, изначально скептично относившийся к раздуваемой шарманке про "фортецю Бахмут".
"Контрнаступ" становится всё рискованнее
Значимость взятия города "Вагнером" не в том, что в родную гавань вернулся очередной населённый пункт. Сковывая значительные силы ВСУ, ЧВК позволила остальным отрезкам длиннющего фронта подготовиться к встрече незваных гостей.
Все эти долгие дни, пока наши ломали хребет противнику в Бахмуте, они давали нам драгоценное время. Время осознавать, время принимать решения, время производить действия – чтобы новое наступление нашего коллективного врага не оказалось таким результативным, как предыдущие. Как мы воспользовались этим временем – бой покажет,
– написал в своём телеграм-канале командир батальона "Восток" Александр Ходаковский.
Даже западные пропагандистские СМИ признают: за прошедшие месяцы русская армия смогла возвести мощные оборонительные линии на Запорожском направлении, которые преодолевать для ВСУ будет в разы сложнее, чем в прошлом году. Британская разведка назвала оборону на Запорожье ни много ни мало одной из самых масштабных систем военных оборонительных сооружений в истории. Вывод же группировки войск с Херсонского плацдарма позволил стабилизировать фронт от Кинбурнской косы до Васильевки длиной почти 400 километров. Так что встретить врага мы готовы. К тому же, скорее всего, принять на себя удар первыми является планом нашего командования, полагает Андрей Клинцевич.
Наступательные части у русской армии уже есть, просто они находятся в резерве и не вводятся на полную мощность, поскольку мы хотим дождаться наступления Украины, ослабить их. Их торопят на Западе, нам спешить некуда. Ослабив ударные части ВСУ, мы на плечах ослабленной группировки сможем перейти в наступление и развить успех,
– считает эксперт.
Когда пойдёт в наступление Россия?
Тем не менее пассивно ждать "контрнаступа" – не самый правильный вариант. Части Минобороны вполне могли бы организовать ряд тактических наступлений для решения самых насущных задач. Со взятием Бахмута у нас открывается три оперативных направления, объясняет Андрей Пинчук. Первое – это Часов Яр, город, который украинцы эвакуируют и куда оттягиваются ВСУ. Второе – Константиновка, третье – Славянск.
По-хорошему, "Вагнер" свою функцию выполнил, и дальше нужно двигаться частям МО, используя опорную точку – Бахмут. Тогда вопросы про "посыплются – не посыплются" не будут стоять на повестке дня. Зачем по второму кругу устраивать эту историю с Бахмутом? Он никогда не являлся самоцелью. Это же не центр Земли, даже не областной центр. Там сотни таких бахмутов на Украине вплоть до Львова и Ивано-Франковска. Бахмут хорош тем, что формирует развилку трёх направлений. При нормальном подходе там надо формировать ударные кулаки и двигаться дальше. Мы ж не слышали год назад, что "цель СВО – взять Бахмут",
– говорит бывший министр госбезопасности Донецкой Народной Республики.
Вне всяких сомнений, надо формировать новые котлы. Сейчас у нас есть два полукотла – это Северский выступ, есть возможность его выпрямить, а также Авдеевка, если говорить про ближайшее будущее. Для нас тоже это позволит часть сил наступательных перебросить на иные направления, утверждает Андрей Клинцевич.
Возникает логичный вопрос: почему же "Вагнер" не бросили на штурм укрепов у столицы ДНР, а отправили на вроде бы второстепенное направление – Бахмут?
Авдеевка, вне всяких сомнений, важна, поскольку фронт надо отодвигать от Донецка, а именно из Авдеевки регулярно обстреливают столицу ДНР. Но где тонко, там и рвётся, а где порвалось – в районе Попасной, – там начинали дальше продавливать. Авдеевка – очень крупный укрепрайон, его готовили с 2014 года, там огромный коксохимический завод, содержащий ёмкости. Предприятие ограничивает нас по разным средствам поражения. Потому что химическое облако может просто накрыть Донецк. Украинцы этим пользуются. Мы в лоб не штурмуем, обходим по краям,
– подчёркивает военный аналитик.
Что с того?
Взятие Бахмута – победа, которую не стоит недооценивать. Благодаря падению этой "фортеци" и более ранним действиям ЧВК в Соледаре, Попасной, Светлодарске фронт в Донбассе выровнялся. Над Горловкой больше не нависает украинская "клешня", а русская армия получила возможность развивать успех сразу на трёх направлениях, используя Бахмут как опорник. Так что в ближайшее время следует ожидать украинского контрнаступления, но ждать его, лёжа на печи, не стоит. Гораздо продуктивнее – организовать частные удары в Авдеевке и районе Северска, чтобы отвлечь всё внимание командования ВСУ на попытки потушить там пожар.