Коллективный Запад в панике от растущего влияния БРИКС. На саммите G7, который состоится 19-21 мая в Хиросиме, лидеры "Большой семёрки" будут вбивать клин в единство БРИКС и разрушать фундамент строящегося многополярного мира. Смогут ли?
Против кого будем дружить?
Рассуждения об угрозе со стороны БРИКС гегемонии США и их сателлитов перекочевали со страниц западной печати в повестку главного "руководящего органа" коллективного Запада – саммита G7. Как сообщает японская Sankei Shimbun, на встрече "Большой семёрки" (Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США) на уровне глав государств и правительств, которая состоится 19-21 мая в Хиросиме, "вероятно, будет обсуждаться растущее влияние БРИКС в качестве противовеса Западу".
Чего опасаются те, кто присвоил себе право решать судьбы мира без участия этого мира? Проблема для Запада в том, что "входящие в БРИКС Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР рассматривают возможность создания собственной общей валюты, а ряд государств, желающих дистанцироваться от США и Европы, подают заявки на вступление в расширенный БРИКС". Судя по многочисленным публикациям в западной прессе, лидеров коллективного Запада сильно впечатлил апрельский визит в Китай президента Бразилии Лулы да Силвы, который заявил там о необходимости отказаться от использования американского доллара в расчётах между странами БРИКС и в целом в международной торговле. Отмена доллара как валюты торговых расчётов и как резервной валюты разных стран означает крах американоцентричной системы мира, в которой США используют доллар как инструмент управления всеми мировыми денежными потоками. При исчезновении доллара в его нынешней роли автоматически рушится гегемония США даже при наличии у них мощной военной силы.
Любопытно, что газеты Страны восходящего солнца, которая в этот раз принимает саммит G7, вслед за всей западной прессой выражают осторожное сомнение в том, что Западу удастся остановить уже прочную тенденцию отхода большей части стран мира от следования политике США.
Будет интересно посмотреть, сможет ли G7 сдержать центростремительную силу, которую наращивает глобальный Юг,
– ехидничает Sankei Shimbun. Дело в том, что в конце апреля 19 стран сделали официальные и неофициальные запросы о присоединении к расширенному формату БРИКС. Бангладеш, Египет и ОАЭ только что присоединились к Новому банку развития БРИКС, и многие другие страны готовы сделать то же самое.
При этом западные "демократии" непременно подчёркивают, что БРИКС, в котором ключевую роль играют Россия и Китай, мол, формируется как блок "недемократических" сил.
Среди стран – кандидатов на членство лидируют Саудовская Аравия и Иран, которые негативно относятся к западным ценностям, таким как демократия,
– пишет Sankei Shimbun. Правда, по западной "классификации степени демократичности" не совсем ясно, куда отнести стремящихся к членству в БРИКС Аргентину, ОАЭ, Алжир, Египет, Бахрейн и Индонезию и с десяток других государств, которые положительно смотрят на БРИКС как на фундамент создающегося нового мироустройства.
Расколоть БРИКС
G7 пытается организовать контрнаступление, расколоть растущее международное движение по укреплению и расширению БРИКС. На встрече министров иностранных дел стран БРИКС, которая пройдёт в ЮАР в июне этого года, будет обсуждаться вопрос о дальнейшем расширении этого блока. И потому G7 пытается действовать на опережение. На нынешний саммит "Большой семёрки" в Хиросиме приглашены члены БРИКС Индия и Бразилия, которым с большой вероятностью будут сделаны щедрые предложения, от которых, по замыслу Запада, эти страны не смогут отказаться и тем самым нанесут ущерб развитию торговых и финансовых связей в БРИКС. Пока не ясно, какую конкретно роль Запад попытается навязать Дели и Бразилиа, но логика развития геополитической обстановки подсказывает, что конечными целями G7 являются раскол БРИКС и недопущение его дальнейшего расширения.
Этот тезис подтверждается высказываниями ряда западных деятелей. Канадская CBC приводит, в частности, комментарий Роланда Пэриса, советника премьер-министра Канады Джастина Трюдо по международным вопросам. Он сказал, что на саммите в Хиросиме лидеры G7 попытаются "направить движение этих крупных развивающихся стран (Бразилии и Индии) в сторону большей изоляции России или, по крайней мере, сделать так, чтобы они не поддерживали Россию":
G7 подтвердит свою сильную позицию по России и Китаю, а также обратится к таким странам, как Индия и Бразилия, чтобы удержать их в рамках западного курса… и убедить их максимально поддерживать эти стратегические цели.
Вопреки западным прогнозам Россия после начала СВО на Украине отнюдь не растеряла друзей и союзников, но приобрела ещё больший авторитет как сила, бросившая вызов гегемонии США. Не случайно Sankei Shimbun признаёт, что "хотя спецоперация России на Украине и конфликт между США и Китаем углубили раскол в международном сообществе, многие страны с формирующимся рынком и развивающейся экономикой воздерживаются от критической позиции в отношении Пекина и Москвы, с которыми их связывают тесные отношения в сфере поставок ресурсов и продовольствия". Другими словами, угрозы санкций в отношении стран, которые торгуют с Россией, не возымели никакого действия. Наоборот, глобальный Юг стремится дистанцироваться от доллара, который используется Вашингтоном как орудие давления, и войти в сферу влияния БРИКС как платформы, позволяющей пережить нынешнее турбулентное время и с уверенностью планировать будущее. Индия, например, после введения антироссийских санкций стала крупнейшим импортёром российской нефти, реэкспортируя этот энергоноситель в другие страны.
Перспективы БРИКС и G7
Логика стремящихся в БРИКС стран понятна. Из аморфного объединения с неясными перспективами на заре своего создания БРИКС стал реальной силой и альтернативой построенной Западом системе, работающей исключительно по западным правилам. Соединённые Штаты не могут не быть обеспокоены тем, что пятёрка стран – членов БРИКС в настоящее время обеспечивает 31,5% мирового ВВП, в то время как доля G7 упала до 30%. Ожидается, что к 2030 году БРИКС будет обеспечивать более 50% мирового ВВП, а предлагаемое расширение почти наверняка ускорит этот процесс.
На фоне консолидации и расширения БРИКС сплочённость "Большой семёрки" просматривается с трудом. В канун саммита G7 Reuters приводит высказывание анонимного высокопоставленного представителя администрации США, который попытался представить "Семёрку" как коллектив единомышленников. По крайней мере в том, что касается их политики в отношении Китая, который США рассматривают как одного из основных своих геополитических противников и против которого Вашингтон пытается настроить всех своих союзников.
Саммит G7 продемонстрирует, что лидеры объединены общим подходом к общению с Китаем, основанным на общих ценностях, даже при признании того, что каждая страна будет сама строить свои отношения с Пекином,
– сказал представитель администрации США.
Но то же агентство Reuters напоминает о разногласиях между странами "Большой семёрки" по поводу политики в отношении Китая, которые возникли после недавнего визита президента Франции Эммануэля Макрона в Пекин. Макрон призвал Европейский союз уменьшить свою зависимость от США и предупредил ЕС, чтобы он не втягивался в кризис из-за Тайваня, вызванный "американским натиском и чрезмерной реакцией Пекина". Впрочем, Китай – это не единственный пункт разногласий в "Большой семёрке". Достаточно вспомнить то, как тот же Макрон возмущался в связи с перекачкой американцами крупнейших промышленных производств из Старого Света в Новый.
Что с того?
Как отмечает китайский портал Silk Road Briefing, "всё идёт к тому, что БРИКС будет более настойчиво настаивать на реформах многочисленных глобальных институтов, в которых, по мнению членов БРИКС, они недостаточно представлены". К ним относятся структура ООН, Всемирный банк, МВФ, ВТО и ВОЗ. "Можно ожидать, что поначалу это будет происходить медленно, но затем перерастёт в усиление давления на G7 с целью отказа "Семёрки" от контроля над этими институтами".
Геополитическое поле битвы до конца этого десятилетия будет становиться все более пристрастным, и возникнет опасность глобального раскола, если Запад не сможет найти способы приспособиться как к Китаю, так и к России, а также к новому глобальному порядку, который формируется в настоящее время,
– пишет Silk Road Briefing. Пожалуй, согласимся с таким прогнозом.