Всё больше стран стараются выйти из-под американского диктата, ища альтернативу в БРИКС
Предполагал ли известный американский политолог и опытный антисоветчик Генри Киссинджер, что доживёт до того, что российские эксперты будут называть его выдающимся и здравомыслящим. Причём за то, что он действовал, исходя из реальной обстановки, а не витал в мире грёз.
Но всё по порядку. Американский политолог Эндрю Корыбко написал статью для китайского издания Global Times, в которой рассуждает о том, что Россия, проводя СВО исправляет «историческую аномалию», возникшую после распада СССР. Он указывает, что США воспользовались моментом, чтобы утвердить в мире своё господство. Сделать его однополярным.
«Америка долгое время плохо обращалась и беззастенчиво пользовалась развивающимися странами множеством разнообразных способов, в том числе с помощью методов информационной войны, политического вмешательства и кредитов, в обмен на которые страны были вынуждены брать на себя множество обязательств. Многие из них сильно обиделись на Соединенные Штаты, увидев, как ужасно американцы относятся к их любимой родине. Лидеры этих стран старались направлять это чувство обиды в русло укрепления стратегической автономии своих государств каждый раз, когда им предоставлялась такая возможность», — отмечается в статье. И подчёркивается, что СВО на Украине стала для них поводом продемонстрировать своё недовольство политикой США.
Главную роль тут, конечно, сыграли такие тяжеловесы как Индия и, особенно, Китай, инвестиции которого в инициативу «Один пояс, один путь» способствовали развитию целого ряда стран глобального Юга. А чем мощнее экономика, тем больше политический вес. И теперь страны группы БРИКС, куда входят Китай, Индия и Россия, начали реформировать мир.
В общем, то, что эта статья появилась в китайском издании, не удивительно. Китай в ней всячески нахваливают за мудрость и дальновидность, а США ругают за жадность, эгоизм и попытки насаждать американский образ жизни везде и всюду. Примечательно то, что автор статьи — американский политолог. Значит ли это, что Америка начинает потихоньку прозревать и осознавать, что принцип «куда хочу, туда и ворочу» во внешней политике уже не пригоден? Руководитель Центра Североатлантической безопасности, американист Владимир Батюк советует не спешить с выводами:
— Америка — очень большая страна, там живут разные люди есть те, кто признает реальность, понимает, что мир — полицентричный, что в нём действуют различные силы. И осознаёт, что с этим надо считаться. Один из таких всем хорошо известен. Это Генри Киссинджер, столетний юбилей этого выдающегося человека мы скоро будем отмечать. Есть и другие политологи, большая их часть относится к школе политического реализма. Но быть реалистом в современной Америке не очень-то хорошо. В среде политического истеблишмента, в так называемом глубинном государстве, бытуют совершенно иные представления.
«СП»: То есть, рассчитывать на то, что во внешней политике США возобладает здравый смысл, не приходится?
— Именно так. Слишком много людей заинтересованы в том, чтобы безумие продолжалось и дальше. Они на этом зарабатывают очень большие деньги.
«СП»: Как с ними взаимодействовать, если они находятся в параллельной реальности?
— Это сложный вопрос, который стоит сейчас перед всеми лидерами стран, не желающих идти вслед за Западом. То есть тех государств, которые могут себе позволить производить независимую внешнюю политику, будь то Россия, Китай Бразилия, Южная Африка или кто-то ещё.
«СП»: Стран, стремящихся выйти из-под влияния Запада действительно становится больше? Или реально на это способны только страны БРИКС?
— Среди таких стран уже много региональных лидеров вроде Турции и Саудовской Аравии. Ведь зачастую это не вопрос какого-то идейного выбора, а вопрос благосостояния населения этих стран. Либо они проводят самостоятельную внешнюю политику, либо по свистку из Вашингтона начинают гробить свои экономики разного рода санкциями, разрывая выгодные экономические связи. И очень многие страны просто не понимают, зачем они должны это сделать, — полагает Владимир Батюк.
И об этом, собственно, и пишет американский политолог. «Экономический подъем Запада полностью обусловлен эксплуатацией глобального Юга и несправедлив, поскольку Соединенные Штаты свободно нарушают нормы международного права. Между тем блок БРИКС использует свою экономическую мощь для ускорения реформ, направленных на то, чтобы сделать международные отношения более демократичными, равноправными и справедливыми», — говорится в его статье.
Вот только он упускает из виду, что гегемония США вовсе не является исторической аномалией. Историк и публицист Андрей Марчуков напомнил несколько примеров из мировой истории, когда одна из империй становилась более могущественной, чем соседние государства и навязывала им свою волю. Древний Рим, Византийская империя, империя Карла Великого, Британская империя, если брать юг — то это Османская империя, перед которой одно время трепетала вся Европа. Кто-то всегда был самым сильным и влиятельным, и этим без малейшего стеснения пользовался. Кроме, пожалуй, России. Был в истории период, когда нашу страну именовали «жандармом Европы». Но этот термин ввели в оборот наши явные недоброжелатели.
— На самом деле сначала Александр Первый, а потом и Николай Первый выстроили в Европе то, что сейчас мы называем «системой коллективной безопасности», которая была основана на право-консервативных ценностях, она противодействовала революционным веяниям, особенно в Западной Европе. Россия пыталась их пресечь там, чтобы они не перекинулись на её территорию. Это был союз, основанный на взаимодействии и взаимопонимании императоров России, Пруссии и Австро-Венгрии. В данном случае речь о гегемонии России не шла и, более того, наши императоры к этому не стремились. Вот после революции была идея распространить опыт социалистической революции, чтобы весь мир стал социалистическим. Но уже в начале 20-х годов прошлого века она показала свою жизнеспособность.
Также историк напомнил, что двуполярным мир стал уже после второй мировой войны, когда друг другу стали противостоять СССР и США, со своими союзниками, разумеется. А вот Великобритания ушла в тень. Она утратила свои колонии, и казалось, своё могущество. Но это было лишь иллюзией. Туманный Альбион сохранил своё финансовое влияние в мире. А ведь именно презренный металл заставляет вращаться жернова большой политики.
— Мы видим, что сейчас именно Великобритания стала локомотивом борьбы против многополярного мира. Её финансовые и политические круги являются заинтересованной стороной в том, чтобы мир был однополярным, с опорой на британские финансы и американское военное могущество. И наглядно мы видим это сейчас на Украине. Россия выступает за то, чтобы все страны имели равные права в отстаивании своих интересов. А США и Англия хотят подмять всех под себя и подчинить своим интересам всю Европу, считает Андрей Марчуков.