О масштабной операции ВСУ говорят уже полгода. Похоже, что час «Х» совсем близко
Украинское контрнаступление может начаться в ближайшие недели и даже дни. На этом сходятся многие военные эксперты как с российской, так и с украинской стороны. Представители Киева говорят об ожидании каких-то небывалых успехов вплоть до занятия Крыма, но большинство независимых специалистов относятся к таким прогнозам весьма скептически. Но активизацию в зоне боевых действий ждут очень многие.
29 апреля президент Украины Владимир Зеленский прямо анонсировал новостным агентствам контрнаступление ВСУ. По его словам, украинским войскам удастся оттеснить российские силы и вернуть контроль над Крымом. Интересно, что практически одновременно с заявлением Зеленского на портале France24 появилась публикация, где рассказывается о возможном сценарии операции. Авторы пишут, что наиболее вероятно стоит ждать наступления ВСУ на город Токмак в Пологовском районе Запорожской области. Этот небольшой город расположен между Запорожьем и Мелитополем и считается важным узлом.
Однако насколько сам Зеленский верит таким планам? Во время рассуждений о контрнаступлении глава киевского режима оговорился, что успех операции во многом будет обусловлен поставками западного вооружения. «Другим странам дешевле сейчас поддержать Украину, чем увеличивать риски третьей мировой войны», — повторил давний нарратив Зеленский. Мол, если мы не получим помощь, то всему мирозданию конец.
В принципе, всё то же самое, что представители Украины изо дня в день говорят в течение всего времени проведения российской СВО. Одновременно Зеленский заявил, что на самом деле вооруженное противостояние может длиться годами и даже десятилетиями. А значит, говорить о каких-то сроках масштабного контрнаступления сложно. То есть оно вроде как запланировано, но на какое время и какого исхода ожидают в действительности, неизвестно.
Более интересны прогнозы западных лидеров. Правда, их тоже вряд ли можно назвать оптимистичными для Киева. Например, министр обороны Великобритании Бен Уоллес предсказывал завершение украинского кризиса в 2024 года. Более определенным оказался госсекретарь США Энтони Блинкен, который говорил о начале украинского контрнаступления «в ближайшие недели». Заявление он сделал еще 7 апреля, прошел почти месяц. Так что само по себе определение сроков весьма расплывчато. Более определенно выглядят даже заявления некоторых астрологов, которые предрекают начало украинского контрнаступления на первую или вторую декаду мая.
Высказался насчет контрнаступа ВСУ основатель группы «Вагнер» Евгении Пригожина. В интервью военному корреспонденту Семёну Пегову, опубликованному на канале проекта WarGonzo, Пригожин назвал почти точную дату — до 15 мая. «Может быть, 9 мая они нам дадут передохнуть. Но до 15-го наступление будет просто сто процентов», — сказал он.
По мнению Пригожина, ранее украинские силы сдерживала плохая погода и, возможно, какие-то внутренние проблемы ВСУ. «У них идет хорошая, правильная боевая работа», — заключил Пригожин.
Впрочем, надо учитывать и то, что обычно крупные военные операции готовятся в строжайшем секрете. Собственно, об этом предупредил и министр обороны Украины Алексей Резников. По его словам, украинцам не стоит ждать начала операции и завышать планку на его счет — оно якобы начнется раньше, чем об этом станет известно общественности. «Никто не должен знать, что она началась. Чем дольше не будет знать враг, тем больше вероятности, что она пройдет успешно», — сказал Резников.
Член-корреспондент Академии военных наук Александр Бартош считает, что украинское контрнаступление может носить неожиданный характер:
— Зеленский сейчас находится под колоссальным давлением Соединенных Штатов и Евросоюза, которые требуют от него буквально незамедлительных успехов на поле боя. При этом ни американцы, ни европейцы не принимают во внимание огромные потери, которые уже понесли ВСУ и которые они понесут в случае контрнаступления.
Украинская сторона вынуждена реагировать на давление и поэтому осуществляет точечные операции. Однако это пока не массированное наступление пехоты и военной техники в ключевом направлении. Главное же направление для киевских сил — выход к Азовскому морю, к Мариуполю, получение возможности обстреливать Крым из своих дальнобойных артиллерийских систем. На такой шаг Киев пока не решается. Там понимают, что это чревато для стратегического поражения и потерей всяческого доверия со стороны западных покровителей.
«СП»: Зеленский контрнаступление всё-таки анонсировал.
— Зеленский называет самые разные даты. Главная цель — выиграть время. Но на что он рассчитывает? Украинская сторона заявляет, что не получила достаточно западной техники. А европейцы говорят, что дали всё что могли. Поэтому возникает такая коллизия.
Но скорее всего, Зеленского дожмут, и он даст приказ начать контрнаступление по масштабному сценарию.
Чем такая операция закончится, для меня особых сомнений нет. Думаю, атаки ВСУ встретят жесткий отпор российской армии.
«СП»: Всегда важен вопрос о сроках.
— Пока идут дожди, дороги размыты. Это создает большие проблемы для тяжелой бронированной техники, почва очень труднопроходимая. Поэтому можно ожидать первых ударов после первой декады мая.
В то же время я не исключаю, что ВСУ решат использовать фактор внезапности. Тогда они начнут контрнаступление до окончания сезона дождей. В надежде сразу прорвать российскую оборону, а уже потом по просохшей почве развивать продвижение на юг. Так что расслабляться российским военным нельзя.
«СП»: Что если контрнаступление — одни сплошные разговоры для сковывания российских сил.
— Украинская сторона действительно боится сильных ударов российской армии в сторону Краматорска и Днепропетровска с перспективой выхода на левый берег Днепра. Поэтому ВСУ вынуждены распылять силы. Какие-то силы они держат в направлении юга, а другие на направлении действия российских сил.
Есть и то обстоятельство, что массированного наступления российской армии тоже нет. Пока мы видим медленное продавливание в том же Артемовске. Но и вряд ли ВСУ будут пытаться сейчас отбивать территории в этом направлении. Это грозит большими потерями.
Сегодня ВСУ используют тактику сдерживания российских сил в районе Артемовска. Но одновременно готовят удар на юг. И к этому надо готовиться серьезно.