Резкое ухудшение состояние здоровья президента Турции Эрдогана непосредственно в прямом телеэфире породило массу подозрений по поводу того, что США сильно не хотят видеть его в президентском кресле после намеченных на 14 мая в Турции всеобщих выборов и даже готовы устранить его физически. В Эрдогане видят препятствие для обострения российско-турецких отношений, которые отличаются прагматизмом и чётким выполнением сторонами своих обязательств.
В прямом эфире
Накануне Эрдоган давал интервью местным телеканалам. Неожиданно прямой эфир был прерван: турецкому президенту стало плохо. После длительного перерыва Эрдоган вернулся в прямой эфир и сообщил, что заразился "желудочным гриппом". В информационное поле началось тиражирование сообщений, будто у Эрдогана случился инфаркт. Однако центр по борьбе с дезинформацией администрации президента Турции опроверг это: "Сообщения в соцсетях о том, что президент Эрдоган якобы пережил инфаркт и был госпитализирован, не соответствуют действительности". Чуть позже официальный представитель президента Ибрагим Калын написал в соцсети:
Наш президент, слава Богу, в добром здравии.
И сегодня Эрдоган уже принимает участие по видеосвязи в мероприятиях на АЭС "Аккую", в котором также по видеосвязи участвует президент России Владимир Путин.
Но что бы ни говорили официальные турецкие представители о здоровье Эрдогана, этот случай в прямом эфире, а также информационное сопровождение это инцидента в соцсетях вызывает массу кривотолков в контексте приближающихся в Турции выборов президента и выборов в парламент. Эрдоган претендует сохранить власть. Среди прочих ему противостоит главный соперник – единый кандидат от "Республиканского альянса" Кемаль Кылычдароглу, при котором, как утверждают многие мировые СМИ, турецко-российские отношения возьмут другой курс, сильно отличный от нынешнего.
Оппозиция успокаивает
Что Эрдоган персонально означает для России? Он – стабильность и понятный для России курс Турции. Он – гарантия работы "Турецкого потока" и поставок русского газа в Европу. Эрдоган и его политическое окружение понимают, что враг Турции – это не Россия, а США. При всех расхождениях с Россией по ряду ключевых вопросов внешней политики Эрдоган не раз демонстрировал Москве то, что он тот политик, который держит слово и выполняет обязательства, взятые на себя как устно во время закрытых встреч с Путиным, так и записанные в официальных договорах. И в этом смысле он понятен и выгоден России.
А что его главный соперник Кылычдароглу? Он опровергает утверждения, что курс Турции в отношении России при нём изменится. Кылычдароглу говорит, что "в интересах Турции, чтобы турецко-российские отношения оставались здоровыми и достойными". В своем письме, адресованном участникам экспертной встречи в Москве, которое цитирует РБК, он пишет:
Как будут развиваться турецко-российские отношения при нашем правительстве? С предсказуемостью, достоинством и уважением.
Кылычдароглу сообщил, что Анкара под его руководством продолжит полностью выполнять конвенцию Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы. Слова, слова…
На самом деле от результатов турецких выборов зависит не только внутренний курс Турции, но и вся архитектура международных отношений и военной обстановки на Ближнем Востоке, в частности в Сирии и Восточном Средиземноморье, стабильность судоходства в черноморских проливах. И, главное, от того, кто занимает пост президента Турции, в значительной степени зависит перспектива развития военного конфликта на Украине. И, конечно, персонально от личности президента зависит существование газопровода "Турецкий поток" и работа создаваемого на его основе газового хаба по распределению газа в Юго-Восточной Европе. На этом остановимся подробнее.
Газ – всему голова
Плохое самочувствие Эрдогана странным образом совпало с двумя обстоятельствами.
Первое из них – это объявление министром энергетики и природных ресурсов Турции Фатихом Донмезом о том, что операции по продаже-покупке газа через предложенный Россий газовый хаб в Турции планируется начать в 2024 году. То есть полным ходом идёт реализация решения президентов России и Турции о создании в Турции газового хаба, через который можно будет перенаправить в Европу газ, который предполагалось поставлять по "Северным потокам". Как сообщал вице-премьер России Александр Новак, речь идёт не только о создании в Турции торговой площадки, но и о развитии инфраструктуры и в целом увеличении поставок по южному направлению. Участвовать здесь могут и другие страны, поскольку газ в Европу по южному направлению поставляют также Алжир, Катар и Азербайджан. Иными словами, "Турецкий поток" и газовый хаб в Турции – это тот самый путь, по которому Россия обходит западные помехи и продолжает продавать свой газ в Европу. И Эрдоган этому содействует хотя бы потому, что Турции своего газа не хватит, и она намерена продолжать покупать газ у России.
Второе обстоятельство заключается в том, что буквально два дня назад Киев предложил поставлять российский газ в ЕС только через украинскую газотранспортную систему. А все остальные пути, по его мнению, должны быть перекрыты.
Прекратить прямые поставки российского газа в Европейский союз, кроме как через Украину. Мы предлагаем санкции, которые приведут к приостановке работы всех контролируемых Россией трубопроводных маршрутов, которые сейчас способны транспортировать российский природный газ на европейский рынок, за исключением любых потоков, которые направляются через украинскую газотранспортную систему,
– говорится в тексте плана по усилению санкций против России, разработанном группой, возглавляемой главой офиса "президента Украины" Андреем Ермаком и бывшим послом США в России Майклом Макфолом.
Идея группы "Ермака – Макфола" не нова, учитывая то, что киевский режим 22 сентября прошлого года уже пытался совершить подрыв "Турецкого потока". Причём неудачная попытка взорвать "Турецкий поток" была проведена практически одновременно со взрывом – 26 сентября – "Северных потоков". Это говорит о том, что обе диверсии были частями одного плана и что они имеют одного заказчика – США. Вашингтон всеми силами старается обрубить любые поставки российского газа в Европу. Цель – лишить Россию обходных путей получать доходы от продажи газа в Европу. Задача США и в том, чтобы стать эксклюзивным поставщиком своего СПГ и заодно предоставить Украине возможность кормиться за счёт нашего газа.
Кому выгодно?
Отвечая на вопрос, кому выгодно выбить Эрдогана из президентской гонки, нетрудно прийти к единственно правильному выводу – Соединённым Штатам и Украине. При этом наглость, с которой офис Зеленского предлагает отменить "Турецкий поток" (раз уж не удалось его взорвать), может иметь только одно объяснение: Киев уже уведомлен, что лидер Турции Эрдоган точно будет отстранён от власти. Кем уведомлен, понятно: американцами. Неслучайно же авторство инициативы о превращении газотранспортной системы Украины в монопольную разделяет заклятый "друг" России г-н Макфол.
Но поскольку президент Эрдоган не намерен закрывать "Турецкий поток" и, более того, активно реализует идею создания в Турции газового хаба, он – в парадигме американцев – должен быть устранён. И почему бы не физически, если шансы легально переизбраться у него довольно велики? Здесь возникает вопрос о довольно странном поведении Киева по отношению к Анкаре, которая в вопросе конфликта на Украине стоит на её стороне и поставляет ей разнообразное оружие. Но эта странность как раз и объясняется тем, что Вашингтон заверил Киев в том, что Зеленскому не придётся лицом к лицу объяснять Эрдогану такой свой кульбит, поскольку после 14 мая в Турции абсолютно точно будет другой президент. На исход выборов полагаться в таких случаях нельзя. А гарантировать это можно только в том случае, если есть планы физического устранения Эрдогана.
Мало ли примеров?
Вот поэтому внезапное ухудшение здоровья Эрдогана не может быть воспринято как следствие тривиальной инфекции. Потому многие и начали подозревать, что США могли отравить Эрдогана. Сам Эрдоган не раз говорил, что США несут ответственность за попытку военного переворота 2016 года, в ходе которого планировалось физическое устранение президента Турции. Думается, что официальная Анкара, хоть публично и заверяет общественность в хорошем здоровье президента, она так же, как и авторы сообщений в турецком сегменте интернета, серьёзно опасается происков со стороны США в стиле средневековых Медичи.
Спецслужбы США были неоднократно уличены в попытках убийства многих неугодных Вашингтону государственных лидеров самыми изощрёнными способами. Главный "чемпион" среди "объектов устранения" со стороны американских спецслужб является ныне покойный руководитель Кубы Фидель Кастро. Его пытались убить с помощью отравленных сигар, к курению которых он был пристрастен, а также с помощью отравленного акваланга: Фидель занимался подводной охотой. Между тем Фидель умер от рака. И, похоже, это не была естественная смерть.
Латинскую Америку США превратили в своеобразный полигон "эпидемии рака", которой были подвержены исключительно те государственные руководители, которые выступали с антиамериканских позиций. После Фиделя среди них самым известным является активный противник США президент Венесуэлы Уго Чавес, который умер от злокачественной опухоли. Издание Aporrea писало, что к смерти Чавеса могут быть причастны спецслужбы США, которые с 2003 года разрабатывали планы убийства семи президентов стран Латинской Америки, заразив их опасным вирусом. От рака умер президент Аргентины Нестор Киршнер. Раком переболели президент Парагвая Фернандо Луго, президенты Бразилии Луис Инасио Лула да Силва и Дилма Руссеф, экс-президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер. Уго Чавес ещё до своей кончины предупредил, что эти болезни могут быть "новым оружием империи по устранению неугодных лидеров".
Что с того
Пока нам остаётся доверять официальным сообщениям властей Турции о нормальном состоянии здоровья Эрдогана. Но элементарная здравая логика, основанная на многочисленных примерах из недавнего прошлого и на знании излюбленных американских приёмов устранения неугодных лидеров, заставляет Россию сильно насторожиться в преддверии намеченных в Турции на 14 мая выборов.