Прививка русофобии защищает американские лаборатории как нельзя лучше
Вашингтон полностью выполняет свои обязательства по Конвенции о биологическом оружии (КБТО), заявил представитель американского посольства в Москве. США не обладают биологическим оружием и не ведут его разработку где бы то ни было. Обвинения российской стороны в деятельности американских биолабораторий на Украине в посольстве назвали «вопиюще ложными».
Представитель дипмиссии также напомнил, что тема затрагивалась на прошлогодней официальной консультативной встрече стран-участниц КБТО в Женеве. На этом, заключил представитель посольства, США считают разговор с Россией по этому вопросу «завершенным и закрытым».
Упомянутая встреча, как известно, не принесла результатов. «Мировая общественность» по-прежнему закрывает глаза на деятельность американских биолабораторий, чем только усугубляет ситуацию.
«Планы Пентагона по продолжению исследований двойного назначения на украинских биообъектах и в других странах мира со сменой названия программы — результат „невнятной“ реакции мирового сообщества из-за боязни ряда стран идти на конфронтацию с американскими властями», — отмечается в заявлении Минобороны России в ходе недавнего брифинга.
Единственная страна, которая отреагировала и потребовала от США открыть для инспекции все свои лаборатории, подобные украинским, — Китай. Остальные продолжают хранить молчание, как будто речь вовсе не об оружии массового поражения, и их это не касается.
Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил депутатам пригласить в парламент посла США Линн Трейси, объяснив это тем, что замгоссекретаря США Виктория Нуланд так и не ответила на приглашение комиссии по парламентскому расследованию деятельности биолабораторий США на Украине. В тот же день Госдума утвердила итоговый доклад комиссии, в котором сообщается, что США создали на территории Украины более 50 лабораторий, где проводились исследования и эксперименты над украинцами.
Напомним также, что Виктория Нуланд в прошлом году проговорилась, когда, выступая на слушаниях в сенате, заявила, что в настоящее время Соединенные Штаты «работают с украинцами над тем, как можно предотвратить попадание любых материалов, касающихся этих исследований, в руки российских войск».
Правда, затем пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки назвала заявления России о биолабораториях ложным и заявила, что США в полной мере выполняют свои обязательства в рамках КБТО, не разрабатывают эти виды вооружений и не располагают ими где-либо. А представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд заверила, что на Украине не было лабораторий, где велись военно-биологические разработки.
То есть продолжают идти в отказ. А слова американского дипломата о том. что «тема закрыта» можно считать косвенным признанием?
— Официальные лица в США, если в их адрес звучат обвинения, довольно часто предпочитают игнорировать их или реагировать максимально скупо, чем оправдываться, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Линия Вашингтона здесь, по сути, не меняется — признавать сам факт сотрудничества американских структур в сфере биологических исследований с партнерами в других государствах (включая Украину), но отрицать военный характер таких программ. Скажем, в июне 2022 года Минобороны США заявило о помощи «украинским мирным лабораториям, объектам здравоохранения, а также центрам диагностики заболеваний».
«СП»: Американцы ранее много раз отрицали наличие лабораторий. А Виктория Нуланд подтвердила. И некоторые другие чиновники также проговаривались. Как это понимать? Левая рука не знает, чем занимается правая? Или просто заврались?
— Собственно, Виктория Нуланд на слушаниях в Комитете Сената США по международным отношениям просто упомянула о «биологических исследовательских центрах», которые есть на Украине, — не заявив об их принадлежности американской стороне или военном характере работ. В свою очередь, ее обмен репликами в ходе этих слушаний с сенатором-республиканцем Марко Рубио был связан со стремлением развернуть эту тему против России — доказать, что в случае инцидентов с использованием биологического или химического оружия за этим «будут стоять русские». Поэтому та реплика Виктория Нуланд с общей линией Вашингтона по этой теме не расходилась.
«СП»: Почему мир молчит? Речь идет об ОМП, вообще-то. Всем все равно? Что должно произойти, чтобы и другие страны обратили внимание?
— Ожидаемо, что реакция в мире на подобные обвинения в адрес США будет зависеть от того, как именно те или иные официальные лица, политики и СМИ настроены к Вашингтону или, по крайней мере, к нынешнему американскому руководству. Партнеры Соединенных Штатов и нейтральные государства (в том числе, сотрудничающие с Россией) предпочтут эту тему не трогать. Жесткие оппоненты США могут ее и подхватить. Собственно, обвинения в адрес Вашингтона по поводу поддержки им создания биолабораторий в других странах в предыдущие годы уже озвучивались — например, представителями Ирана. Скажем, в апреле 2020 года, когда тема эпидемиологических рисков обсуждалась особенно активно в условиях пандемии коронавирусной инфекции, глава иранской Организации гражданской обороны Голямреза Джалали публично упомянул про «25 американских лабораторий», которые, по его сведениям, были расположены вблизи границ Ирана, России и КНР и «способны манипулировать вирусами, превращая их в биологическое оружие».
Что касается широкой зарубежной аудитории — надо учитывать, что за последний год именно Россию в медиапространстве многих стран неоднократно обвиняли в намерении пойти на некие максимально опасные шаги, правда, в основном, в атомной сфере. Можно вспомнить, например, июльское интервью посла Украины в Японии Сергея Корсунского, который обвинил Россию в «непонимании уровня проблем», связанных с попаданием Запорожской и Чернобыльской АЭС в зону боевых действий. В странах, в медиапространстве которых было активно представлено восприятие России как государства «опасно играющего с опасными вещами», такой образ нашей страны стал, в известной мере, «прививкой» от готовности поверить уже в заявления Москвы по теме биолабораторий на Украине. То есть, если человек, проживающий там, где сложились такие представления, не настроен к властям США негативно или максимально недоверчиво, он скорее оценит заявления Москвы в духе реплики Виктории Нуланд на тех самых слушаниях, утверждавшей, что россияне пытаются «обвинить другого в том, что они планируют сделать сами».
«СП»: Пока что единственный, кто проявил заинтересованность в расследовании этих дел, — Китай. Это искренняя заинтересованность или попытки отомстить за обвинения в создании коронавируса?
— Да, для Китая внимание к этой теме может быть связано, во многом, с информационной войной между Вашингтоном и Пекином вокруг темы происхождения коронавируса и в принципе с охлаждением отношений между этими государствами. Например, еще в марте 2022 года официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь упомянул о контролируемых США лабораториях в других странах мира и призвал Вашингтон как сторону, «которая обладает наибольшим количеством информации» о них, «как можно скорее раскрыть соответствующие данные».
Вполне вероятно, что, если в отношениях между США и КНР наступит «оттепель», официальный Пекин постарается на время избегать обращения к данной теме. Впрочем, чем ближе президентские выборы в США, тем больше факторов, которые будут ограничивать свободу маневра для Белого дома в вопросах преодоления разногласий с Пекином — в частности, представители Демпартии США, чтобы получить поддержку более консервативного электората в своей стране и сыграть на поле республиканцев, вероятно, будут чаще использовать антикитайскую риторику.