Морская переправа вновь остановлена. Тем временем Росгвардия города-героя всерьез готовится отражать вражеский десант
Ежедневные сообщения Минтранса РФ о ситуации в проливе стали одной из самых актуальных информационных тем Крыма. «Паромы снова стоят», «Из-за непогоды 300 грузовиков ждут переправы». «Море спокойно, видимость хорошая, штормовое предупреждение в проливе отменено», — такими заголовками ежедневно пестрят здешние информационные ленты.
Еще бы, работа паромной переправы в буквальном смысле обеспечивает существование двух миллионов жителей полуострова.
Каждые сутки по морю доставляют больше трех сотен фур-«длиномеров». И все они везут жизненно важный груз — продукты и товары первой необходимости. Если будешь «не первым», пропуск на паром можешь не получить. Тогда приходится добираться объездной материковой трассой.
Минимум двое суток нужно, чтобы преодолеть 400 км узкой «духполоски» через южные районы ДНР и Запорожской области. На последнем заседании Совбеза РФ вице-премьер Марат Хуснуллин доложил президенту Путину, что от Ростова-на-Дону до северной границы Крыма построили и отремонтировали 300 км дорожного полотна. По словам правительственного чиновника, это «независимая транспортная магистраль, альтернативная дороге через Крымский мост».
На самом деле, после теракта 8 октября никакой «дороги через Крымский мост» для грузовиков вообще нет. Последние полгода сюда не пускают транспорт весом больше полутора тонн. То есть, под запрет попали даже самые маленькие «Газели». Едут только легковушки и междугородние автобусы. Как подтвердил на днях все тот же Хуснуллин, «грузовым машинам доступ сюда закрыт, безопасность моста для нас важнее».
Да, на материковой трассе Мариуполь-Мелитополь-Бердянск подлатали асфальт, местами вообще уложили новое полотно. Однако там два десятка своих мостовых переходов, причем на каждом — блокпост и обязательная проверка. Плюс вереница обычных придорожных блокпостов. Естественно, дикие пробки, изматывающая нервы тянучка.
Хотя это мелочи жизни по сравнению с ударом «Хаймарсами» по спящему Мелитополю. Ночная атака случилась на прошлой неделе. Стратегическая материковая автотрасса проходит буквально рядом. Сообщают, российской ПВО удалось сбить все шесть ракет, запущенных украинским режимом. Сработали хорошо, но осадок остался. Во всяком случае, уже следующим утром целая группа грузовых фур отказалась ехать в Крым сухопутным путем.
Водителей можно понять, своя жизнь дороже чужого добра в кузове. Крымские шофера уже переживали налет HIMARS в Горловке. Они навсегда запомнили этот кошмар.
А вот и новая напасть. Вечером 29 марта ракета украинского оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Гром-2» долетела до Симферополя. Наше ПВО в последний момент перехватило удар. Дальнобойный баллистический снаряд упал на пшеничное поле рядом с Гвардейским — крупнейшей авиабазой Черноморского флота.
Как утверждается, стреляли из одесского полигона «Алибэй/Тузлы». По сети гуляют снимки 10-метровой воронки. «Гром-2» — разработка днепропетровского КБ «Южное». Производят там же, на заводе «Южмаш». Осенью 2022-го этот ракетостроительный концерн подвергся российскому ракетному обстрелу. Однако основное производство спрятано в подземельях советских времен, способных выдержать ядерный взрыв.
В 11:05 минувшей субботы в окрестностях Феодосии расчет ЗРК С-300 сбивает очередную ракету «Гром-2». Она летела на высоте более 15 км. Уточним, сюда от Одессы расстояние по прямой составляет 415 километров. То есть, теперь у них получилось на четверть дальше, чем первый симферопольский удар.
«Нынешняя попытка, как и 29 марта в Гвардейском, является пристрелкой возможностей новейшего ракетного комплекса по атакам вглубь России на большой дальности», — утверждают военные аналитики Tg-канала «Рыбарь».
Не надо быть большим стратегом, чтобы понять, какая цель станет следующей. Достаточно взять школьную линейку и провести пологую траекторию между Симферополем и Феодосией. Третьей точкой вполне может оказаться Крымский мост.
Получается, единственным более-менее безопасным маршрутом осталась Керченская морская переправа. Единственная проблема, паромы крайне зависимы от погоды. А всю последнюю декаду море было очень переменчивым.
Хроника пролива, словно фронтовые сводки. 1 апреля — ураганный ветер и полутораметровые волны. Четыре сотни грузовиков скопились у прибрежного кубанского поселка Ильич, паромная группа на мертвой швартовке.
Весь День дурака огромные суда стоят, зато по проливу лихо шныряют керченские кайтсерферы, на досках под парашютом-парусом. Эти сумасшедшие ребята — единственные, кого можно увидеть на воде в такую чертову непогоду.
После 22.00 буря внезапно стихает. Колонны фур сразу потянулись под загрузку на паромные эстакады. До 3 апреля море спокойно, штормовых предупреждений нет. Очередь на переправе постепенно рассосалась.
Через двое суток до Крыма донесся южный циклон из акватории Средиземного моря. В Керчи объявлено очередное штормовое предупреждение. Утром, 6 апреля весь полуостров радостно выдохнул: «Переправа работает штатно, видимость хорошая, волна 20−70 см».
Трое суток подряд казалось, что весна наконец-то разобралась с надоевшими штормами. Увы, рано радовались. Ранним утром 10 апреля движение паромов приостановлено из-за густого тумана. Портовики говорят об угрозе на весь понедельник. По оценкам Росгидромета, во второй половине дня ожидается усиление ветра до 17−20 м/с. Опять практически шторм.
Федеральный Минтранс не устает повторять рекомендации водителям — мол, отслеживайте метеопрогноз и актуальную обстановку в Керченском проливе. Ведомство настойчиво советует-таки пользоваться альтернативным сухопутным маршрутом через новые регионы.
Одновременно свое ошеломительное сообщение выложила администрация города Керчь: «Просим соблюдать спокойствие и не поддаваться панике!..»
Речь о масштабных учениях войск Росгвардии, которые пройдут с 11 по 13 апреля на территории соседнего Ленинского района. Причем стрельба будет такой, что канонаду гарантированно услышат жители самой Керчи.
Осведомленные источники выложили сразу два сценария учений. Во-первых, отражение морского десанта. Второй темой станет оборона региона от вражеских войск, двигающихся по косе Арабатская стрелка. Юго-восточная оконечность косы как раз выходит на территорию Ленинского района Республики Крым.
Десант или бои на «Арабатке» — в любом случае предельно ясно, что командование предусматривает возможность прорыва ВСУ к побережью Азовского моря. Значит, материковая «дорога жизни» может остановиться в любой момент? При таком трагическом раскладе последней надеждой крымчан останутся мост и пять действующих паромов.