В марте 2023 года в Москве состоялся учредительный конгресс Международного движения русофилов, собравший друзей России более чем из 40 государств. Наш сегодняшний собеседник Лоуренс Стейтлер представляет русофильское движение в Южно-Африканской Республике. О тяжёлом положении народов ЮАР, говорящих на языке африкаанс, исторической связи русского и бурского народов, перспективах русофилов во всём мире и будущем наших стран – в интервью господина Стейтлера "Первому русскому".
Потомственный русофил из Южной Африки
Царьград: Господин Стейтлер, рад вас приветствовать в Москве на Первом русском телеканале Царьград. Ещё на рубеже XIX–XX веков наши предки прекрасно понимали: русские и буры очень близки. Как христианские народы, хранящие традиции предков и противостоящие безродным колониалистам-англосаксам.
Тогда, в годы англо-бурской войны 1899–1902 годов многие русские добровольцы отправились в далёкий Трансвааль поддержать ваших прадедов. И после той войны одной из самых популярных, подлинно народных песен в России стала "Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне". Насколько борьба ваших предков важна и актуальна сегодня, в том числе и для других народов мира?
Лоуренс Стейтлер: Большое спасибо за приглашение. Важность отношений моих предков и русских людей, которые помогали бурскому народу в борьбе против англосаксов, против британского колониализма, невозможно переоценить. Мои предки, мой прадед и все буры Южной Африки боролись за свою суверенную свободу. Они верили, что у них есть право на самоопределение в родной стране. Но в то время Британская "империя" решила незаконно занять эти земли Южной Африки и избавиться от бурского народа.
Я считаю, что каждая нация имеет право на самоопределение, независимое существование и избрание своего правительства. Как и наши предки, мы считаем, что в наше время никакая другая нация не может навязывать свою идеологию и власть другой нации. Мои предки отважно боролись за это, и мы очень ценим помощь русского народа, который пришёл к нам на помощь. Поэтому мы и сегодня уверены, что у каждого народа должно быть такое право на своё суверенное правление и самоопределение.
КАДРЫ АНГЛО-БУРСКОЙ ВОЙНЫ 1899–1902/ЦАРЬГРАД
– Вы уже упомянули своего героического прадеда. Известно, что он побывал в Российской Империи, где был принят Императором Николаем II, нашим святым Государем-страстотерпцем. Расскажите о нём, пожалуйста.
– Мой прадед присоединился к бурским войскам в возрасте 22 лет, чтобы противостоять Британии, пришедшей захватить Южную Африку. Спустя короткое время он попал в британский плен и был отправлен в концентрационный лагерь. Это был принцип действия британцев: они захватывали буров и помещали их в концлагеря.
Британцы посчитали, что концлагерь в Гринпойнте, в Кейптауне, переполнен, и отправили около 620 заключённых буров, среди которых был и мой прадед, на корабле в концлагерь на Цейлоне – в сегодняшней Шри-Ланке. Но мой прадед решил, что не хочет оставаться заключённым в чужой стране, он хотел вернуться на родину, чтобы бороться за свободу. Поэтому спланировал свой побег.
Вместе со своим братом и тремя друзьями они спрыгнули с корабля и проплыли по морю больше 5 км. К счастью, в море им повстречался русский корабль "Херсон". Капитан судна Владимир Кисимов взял пленников на корабль, а также помог им скрыться от британских поисковых групп. Они переправились в Россию и получили приглашение от Царя Николая II, провозгласившего их гостями Царского двора. Из Санкт-Петербурга они направились в Голландию, чтобы встретиться с находящимся в изгнании южноафриканским президентом Паулем Крюгером, и уже оттуда отправились обратно в Южную Африку.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПРАДЕД ЛОУРЕНСА СТЕЙТЛЕРА БЫЛ ПРИНЯТ ИМПЕРАТОРОМ НИКОЛАЕМ II /ЦАРЬГРАД
Позднее, после окончания войны мой прадед стал членом парламента, представителем народа Южной Африки под властью Британской "империи". Как Вы знаете, в то время мы ещё находились под британским правлением. Он оставался членом парламента до 1939 года, почти до своей смерти. Это был великий человек, убеждённый консервативный христианин. Именно эти качества мы видим и в русском народе: единство семьи, традиционный уклад жизни, независимость и важность каждой личности в семье.
– Вечная память Вашему деду, настоящему воину, консерватору и христианину! Получается, вы – наследственный русофил. Как вообще история вашего прадеда сказалась на вашем мировоззрении? Как лично вы прониклись любовью к России?
– Да, действительно, я – потомственный русофил. В своё время русские люди по доброй воле приехали, чтобы помочь бурам в их борьбе за суверенитет и свободу. Да, мой прадед мог рассказать удивительную историю о своём опыте взаимодействия с русскими. Но и многие другие буры, и все народы Южной Африки, говорящие на языке африкаанс, как и другие люди, помогавшие им, также смогли найти в русском народе поддержку.
Мы всегда были русофилами, с самого начала XX века, поскольку знаем истинную душу русского народа. Вне зависимости от того, о чём пишут СМИ или заявляют на политических аренах, мы знаем, что находится в сердцах русских людей. Уже тогда, в 1900-х годах мы увидели, что русские люди были готовы помочь бурам в их борьбе за свободу и суверенность. И мы невероятно благодарны за это.
Поэтому несмотря на политические волнения, которые случаются год за годом, ещё 120 лет назад мы, буры, увидели, что сближает нас с русскими людьми. Это то самое страстное, независимое и суверенное мышление. Поэтому да, я – русофил.
– Сегодня со стороны Запада против России развязана масштабная информационная война. Как вы на другом конце Земли ощущаете её воздействие?
– Да, это самая настоящая информационная война... Мы в большинстве своём понимаем, что вся информация о России, которая попадает в общественный доступ, имеет субъективный статус. Она выдается определённым источником и служит средством достижения определённых результатов. У нас в Южной Африке уже много лет есть это понимание, но необходимо помнить, что мы прошли через свои собственные смены политических режимов, через различные трудности и всё ещё работаем над тем, чтобы улучшить нашу страну.
При этом мы знаем, что информацию, которая публикуется в большинстве СМИ в чью-то пользу или против кого-то, нужно воспринимать с известной долей скепсиса. В СМИ может не быть и доли правды, а истина и факты известны только людям на месте событий. Я верю русским людям, поскольку мы знаем их с 1900-х годов. Мы знаем этих людей! Людей, которые пришли нам на помощь в англо-бурской войне. И никто не сможет убедить нас в обратном. Мы знаем правду!
"Убей бура, убей фермера": христианская стойкость бурского народа
– Не могу не задать больной вопрос: каково вообще положение буров в современной ЮАР? Может ли Россия как великая держава как-то поддержать ваших братьев?
– Да, мы видим вашу поддержку и благодарим вас за готовность помочь. У меня нет всех решений, но я точно знаю, что бурскому народу и многим другим народам, которые говорят на африкаанс в ЮАР, а также русским людям важно защищать то, во что они верят, что правдиво и справедливо для них. А мы по-прежнему верим, что каждая нация имеет право на свою собственную веру, на самоопределение в соответствии с их собственными законами.
Как и русский народ, мы очень хорошо понимаем консервативный уклад жизни, христианские нравственные устои, на которые не имеют права посягать другие нации. Поэтому мы считаем, что лучшей помощью и поддержкой для нас сейчас будет общее понимание между нами и русскими людьми того, что происходит в Южной Африке.
Необходимо осознавать, что есть и другие нации, которые так же ценят суверенность и права людей. Мы преодолеем все наши трудности в Южной Африке, но важно знать, что у нас за плечами стоит крепкая дружба. Насколько мы понимаем, она у нас уже есть. Тогда мы будем уверены, что мы не одни в нашей борьбе за наш общий нравственный и консервативный уклад жизни, который должен быть у нас по праву.
– Есть данные, что в последние десятилетия буры в ЮАР подвергаются серьёзным притеснениям. Это так?
– ЮАР – это очень пёстрая в расовом отношении страна. Народы, говорящие на африкаанс, составляют около 12–13 миллионов человек, для них африкаанс – родной язык, но не все являются этническими бурами. Буры составляют около 3,5–4 миллионов.
Есть две огромные проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Во-первых, серьёзное общественное давление, которое вызвано определёнными политическими движениями, настаивающими на устранении африкаанс из нашего общества. И хотя африкаанс в ЮАР – официальный государственный язык, его хотят убрать из школ, библиотек и университетов. А если мишенью становится человеческий язык, то говорящие на нём люди как бы устраняются из общества. Это первое, с чем мы сталкиваемся.
Это очень серьёзный натиск, с которым нам приходится постоянно бороться. У этой политики есть другой аспект. Для большей части фермеров-африканеров, этнических буров африкаанс является родным языком. И сейчас в Южной Африке наблюдается рост преступности, жертвами которой становятся многие жители ЮАР, но в особенности этнические буры.
На самом деле, это довольно деликатная тема. Я не уверен, знаете ли вы о том, что определённые политические партии и лидеры в ЮАР публично провозглашают, что они хотели бы "убить буров, убить фермеров". Это строки из песни, которую поют некоторые политики и их последователи, и общество принимает этот нарратив, и даже суды в ЮАР не признают, что эти заявления напрямую разжигают национальную вражду.
Конечно, я не эксперт-политолог, но в каком обществе считается нормальным петь об убийстве части этого общества: "Убей буров, убей фермеров"? Последствия не заставят себя ждать, потому что преследование фермеров неминуемо снизит производство продуктов питания, и от этого пострадают все.
Но ещё страшнее то, что такая политика подразумевает возможность самого настоящего геноцида, направленного на определённую часть общества – буров. Южноафриканский политик Юлиус Малема не раз публично выступал с подобными лозунгами в эфирах государственных телеканалов. И это не нормально. Ни одно общество не должно принимать и публично поддерживать желание истребить какую-то часть этого общества.
– Известно, что сегодня некоторые буры принимают Православие, в вашей стране уже действуют несколько приходов Русской Православной Церкви. С чем вы связываете эту тенденцию?
– Определённо в нашем нестабильном современном обществе люди стремятся найти опору для себя в традиционных ценностях. В условиях, когда точки опоры, на которых строится наше общество, находятся под угрозой исчезновения. Когда традиционные семейные ценности и богобоязненное общество, за которое мы боролись, а также наша независимость и ведущая роль каждой семьи – все основы здорового государственного устройства находятся под ударом.
Именно поэтому многие буры сегодня стремятся вернуться к основополагающим ценностям христианской веры – к православному учению. К базовым христианским смыслам, которых должен придерживаться каждый народ. Начиная с 10 заповедей... Поэтому сегодня мы имеем дело с движением людей к истокам – к православной вере. И действительно, в последнее время в ЮАР открываются и уже действуют русские православные храмы. Потому что люди находятся в поиске такой веры и жаждут обрести для себя традиционные ценности.
Россия должна выстоять. Ради будущего всех народов
– Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно создание Международного движения русофилов, в учредительном конгрессе которого вы приняли участие? Чего вы ждёте от него в дальнейшем?
– Да, я проделал долгий путь в Москву, чтобы лично принять участие в конгрессе Международного движения русофилов. Однако дело не в том, что я могу привнести в деятельность этого движения, главное – то, что я могу обрести там для себя.
Движение русофилов продвигает те смыслы, в которые верю я как глава своей семьи, а также многие буры и другие народы Южной Африки. Это традиционные семейные ценности, которые необходимы для нашего общества, связующие фундаментальные основы, нравственные устои и суверенитет, а также тот факт, что каждая нация и каждый народ имеют право жить с опорой на те нравственные уклады, в которые они верят. В движении русофилов я нахожу для себя эти основы и эти точки соприкосновения.
Если я не буду активно пытаться сохранить эту упорядоченную систему консервативных, мирных, фундаментальных ценностей для своих детей, то с таким же успехом я мог бы отдать их на воспитание волкам. Чрезвычайно важно для каждого лидера, каждого деда, каждого отца и каждого сына встать на защиту устоев, важных для сохранения здорового общества.
Именно это я и обрёл для себя в Международном движении русофилов. Ведь это движение касается не только одной России, а всех людей, которых объединяют общие принципы, за которые они готовы постоять. А если мы не готовы постоять за то, что нам важно, то мы можем легко это потерять.
– Какой, на ваш взгляд, должна быть роль России в справедливом мироустройстве?
– Я не просто считаю, но твёрдо верю, как и мои последователи, а у меня довольно много единомышленников в ЮАР, разделяющих мои взгляды, что Россия – последний бастион тех традиционных нравственных ценностей, которые мы считаем истинно основополагающими для верного развития общества. И я верю, как и мои последователи и многие буры, что этот бастион должен оставаться непоколебимым.
Мы в ЮАР представляем собой маленькую этническую группу, поэтому не так подвержены тому международному давлению, которое сейчас оказывается на Россию в многочисленных СМИ. Уверены, что сейчас вашей стране необходимо выстоять. Чрезвычайно важно, чтобы все те ценности, которые мы так оберегаем, были надежно защищены, и я думаю, что Россия может сыграть в этом немалую роль.
Мы сможем черпать этот ресурс только из сильного источника, поэтому надеемся, что Россия сможет отстоять свою позицию, ведь мы не единственный народ в мире, который надеется, что этот бастион будет противостоять всем нападкам, деградации общества и разрушению нравственных устоев, распаду традиционного уклада. Тогда как всё, что нам нужно, это ценности, в которые мы верим и которые надеемся сохранить и передать нашим детям и внукам.
– И в заключение немного футурологии. Как вам кажется, каким будет мироустройство второй половины XXI века – времени, когда нас уже не будет, но будут жить наши дети, внуки и правнуки?
– Для меня это довольно простой вопрос, я вижу наше будущее довольно ясно и осознаю, какую роль сыграли в нём мы. И поэтому верю, что, даст Бог, истина и правое дело восторжествуют. Я верю, что у каждой нации будет право на самоопределение и общества будут построены на фундаментальных ценностях, которые позволят им процветать.
Эти ценности широко известны, они описаны во всех древних священных текстах. Во всех религиях можно обнаружить те же самые принципы, которые изложены в христианских учениях. Такие как 10 заповедей и всё, что из них следует. По моему мнению, если будущее будет таким, как мы себе представляем и надеемся, то у каждой нации должно быть право на суверенитет и независимость, у всех и каждого будет право на жизнь, на которое никто не сможет посягнуть и навязать свой уклад жизни.
И я считаю, что в жизни общества нет места притеснителям, которые присваивают себе права других людей и навязывают им свою идеологию. Общества должны быть построены на ценностных ориентирах, которые учитывают права всех членов общества, а не только отдельных индивидов.