Киевские генералы рвутся в бой, политики склоняются к столу переговоров
Основной целью российских высокоточных ударов стали города на оккупированной ВСУ части ДНР. Именно здесь киевский режим постепенно концентрирует силы и средства, очевидно, в несбыточной надежде на «контрнаступ».
Киев принял решение о принудительной эвакуации части жителей из Славянска. Очевидно, ВСУ опасается, что после освобождения Бахмута российские войска из двух основных направлений дальнейшего наступления — на Константиновку и на Славянск и Краматорск — выберут второе.
Российская фронтовая авиация и артиллерия продолжает систематические удары вдоль всей линии соприкосновения, констатируют и польские эксперты из Центра восточноевропейских исследований (OSW). Причем кроме оккупированных городов ДНР целью остается правобережная (западная) часть Херсонской области.
Даже украинские источники (в объективности которых, конечно, трудно не сомневаться) насчитывают около 140 ударов в сутки. OSW объясняет это тем, что именно на оккупированной части Херсонщины киевский режим пытается концентрировать подразделения для возможного удара на Южном театре военных действий.
ВСУ пытаются прощупывать российскую оборону на левом берегу Днепра на разных участках — от Днепровско-Бугской лиманной системы на юге до Каховского водохранилища на севере.
ВСУ будут «наступать» так, чтобы никто не заметил
Не приходится сомневаться, что ВСУ всерьез накапливает подразделения для контрнаступления. Российское командование должно отнестись к этому со всей серьезностью. Хотя заявления киевского режима стоит воспринимать скептически — например, начальника штаба Сил территориальной обороны ВСУ Сергея Собко о том, что в ближайшее время он решит проблему с катастрофической нехваткой квалифицированных командиров взводов и ротных. Якобы массово заместить низшие офицерские должности в ВСУ должны украинцы, прошедшие обучение по стандартам НАТО.
Еще одно похожее пропагандистское заявление сделал министр внутренних дел Игорь Клименко. Он не по-военному бойко выболтал все детали создания «Гвардии наступления». Так звучно генерал назвал штурмовые бригады МВД, которые якобы будут использовать во время контрнаступления. В гвардию Клименко якобы записались десятки тысяч добровольцев, часть из которых уже призвана, а часть будет использоваться в качестве кадрового резерва.
Первые лица киевского режима не так оптимистичны, как молодые генералы (Собко 38 лет, и за плечами у него только один серьезный военный конфликт — косовский).
29 марта в интервью Associated Press президент Владимир Зеленский, описывая военные планы Украины, впервые за много месяцев даже не заикнулся про грядущее контрнаступление. Сдержанно пообещал, что ВСУ будет добиваться военной победы за счет серии «маленьких шагов». Заодно признался, что освобождение Бахмута — важная победа России. Ведь после этого ВС РФ получают возможность для дальнейшего наступления на оккупированную часть ДНР. А расширение территориальных завоеваний позволит Москве настаивать на все менее выгодных для Киева условиях переговоров.
Само слово «переговоры» вернулось в риторику и Зеленского, и других чиновных киевлян впервые за много месяцев. О потенциальной готовности к переговорам с Россией неожиданно объявил в интервью Financial Times словоохотливый министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
А синхронно со своим президентом и секретарь украинского Совбеза Алексей Данилов заявил, что контрнаступление не ограничено по времени и не должно рассматриваться как последний шанс на победу. Между строк читаем: ВСУ уже ни на что не надеется.
Стивен Биддл: российское командование исправило все ошибки и укрепило оборону
Руководители Украины уже не заикаются о контрнаступлении, зато всерьез говорят о переговорах. А генералы все хотят воевать. Коллективная шизофрения? Нет, если вдуматься, все объяснимо: политики смотрят на ситуацию более реалистично.
Старший научный сотрудник по оборонной политике в Совете по международным отношениям Стивен Биддл говорит в интервью The Hill, что ВСУ уже абсолютно нереально повторить прошлогодние успехи, даже локальные (скажем, под Бериславом).
Российское командование, по мнению Биддла, извлекло уроки из прежних ошибок, допущенных в первую и вторую фазу спецоперации. Вдоль линии соприкосновения уже нет незащищенных участков. Подготовлены мощные оборонительные сооружения, сформированы новые части и соединения. В частности, в состав Вооруженных сил включены 1-й Донецкий и 2-й гвардейский Луганско-Северодонецкий армейские корпуса; в Западном военном округе сформирован 3-й армейский корпус.
Обещанная альянсом военная поддержка ВСУ выглядит не столь масштабной, как предполагалось, пишет OSW. Польские эксперты считают, что поставленные танки (Leopard и Challenger), БМП (Bradleys и Marders), бронетранспортеры (Stryker) позволят прорвать оборону противника в одном месте. Но сдерживать российское наступление, которое идет на разных направлениях и участках одновременно, уже нет сил.