Удел авторитаризма
Здание мэрии Алматы. 6 января 2021 года // REUTERS/Pavel Mikheyev

События в Казахстане развиваются стремительно. Еще вчера утром отправляли в отставку правительство, чтобы погасить волну недовольства, а к ночи уже начались бои в разных населенных пунктах страны. Кадры из казахстанских моргов, распространяемые в сети, свидетельствуют о большом числе погибших.

Одновременно с гражданскими протестами на улицы городов выходят мародеры и погромщики. Разгромлен международный аэропорт в Алматы, громят банки, грабят магазины, захватывается и раздается оружие, на улицах стрельба, и совсем необязательно, что со стороны силовиков. В общем, страна погружается в хаос.

А началось все с того, что еще три года назад правительство Республики Казахстан либерализовало цены на сжиженный газ и прекратило их субсидировать, чтобы стимулировать частные инвестиции в этот сектор промышленности. И 1 января этого года цены на сжиженный газ, который многие казахстанцы используют вместо бензина, стали рыночными. Совершенно неожиданно для властей поднялась и быстро распространилась по всей стране волна недовольства.

Происходящее в Казахстане — неизбежный удел слабеющих авторитарных диктатур. Система, которая опирается на неуважение к праву с обеих сторон и манипулирование властью, на законы, много лет принимаемые недемократическим путем, на фальсификацию выборов и пожизненное правление, перестает действовать, как только власть слабеет. И тогда наступает хаос. Ситуация в Казахстане — еще один урок для всех, кто считает, что бывают «хорошие» диктатуры. Трудно представить более хитрого и опытного диктатора, чем Назарбаев. Рано или поздно эпоха любого авторитарного правителя заканчивается — и отходящий в небытие убогий политический организм лопается. Это, конечно, вовсе не означает, что порядки, которые установят после бунта, будут лучше. Вероятность следующих столкновений останется высокой до тех пор, пока в стране не будут созданы реально работающие демократические институты и не появится механизм регулярной правовой смены власти.

Решение направить в Казахстан силы ОДКБ — серьезный и беспрецедентный шаг. Президент Казахстана Токаев, обращаясь за помощью к странам-членам ОДКБ, говорил о подавлении «террористической угрозы». И, конечно, уже активно распространяются версии о вмешательстве Запада. Но Казахстан — непростой регион. 35 лет назад, в декабре 1986 года, когда советский коммунистический режим был еще вполне в силе, без всякой «иностранной террористической угрозы» в Алма-Ате прошли массовые протесты — первые в СССР после Новочеркасского расстрела 1962 года. Тогда в результате жестких столкновений с военными погибло около 200 протестующих, сотни были ранены. Поводом для тех протестов послужило назначение Москвой на место первого секретаря ЦК КП Казахстана русского Геннадия Колбина из Ульяновского обкома КПСС вместо казаха и многолетнего руководителя Динмухамеда Кунаева. Это к тому, что вряд ли в Казахстане удастся легко распугать бунтующих. Жертв может быть много.

Сложность еще и в том, что ОДКБ сейчас возглавляет премьер-министр Армении Никол Пашинян, а из сил, направляемых сейчас в Казахстан, речь идет, по сути, только о российских и белорусских военных. При этом Киргизия и Таджикистан, скорее всего, постараются по возможности не вмешиваться в происходящее в Казахстане. В итоге получится, что русские и белорусы подавляют казахскую революцию. Отсюда один шаг до перехода конфликта как бы в религиозную плоскость.

В результате происходящего усилится неопределенность положения Москвы на переговорах с США на следующей неделе, а затем и с НАТО. А вот выгодоприобретателем от событий в Казахстане в долгосрочной перспективе может оказаться Китай. Пекин никого не подавляет, в «разборке» не участвует, однако является весьма заинтересованной стороной, поскольку давно и настойчиво присутствует в регионе.

echo.msk.ruГригорий Явлинский политик, основатель партии «Яблоко»

Добавить комментарий