ВЦИОМ в своём исследовании узнал, как граждане России относятся к возможности получения своими детьми и внуками образования за рубежом и их трудоустройства в других странах. Также аналитики сравнили полученные данные с общественными настроениями тридцатилетней давности. Получилось интересно.
Где родился, там и пригодился?
Итак, если в 1993 году 53 процента респондентов хотели, чтобы их дети и внуки получили образование за рубежом, то сейчас испытывают такое желание лишь 20 процентов опрошенных. 71 процент участников исследования – против.
Интересно, что мужчины и женщины солидарны в ответах на этот вопрос. А вот с возрастом желание учить детей за границей заметно уменьшается. Если среди 18–24-летних 51 процент положительно ответили на этот вопрос, то среди респондентов 35–44 лет таковых только 18 процентов. И лишь 9 процентов граждан старше 60 лет хотят, чтобы их дети или внуки учились за границей.
70 процентов респондентов высказались против трудоустройства своих отпрысков за рубежом. По сравнению с 1993 годом этот показатель вырос на 35 процентов. И на 20 процентов снизилось число тех, кто желает для своих детей и внуков такой доли. Интересно, что женщины в этом плане более патриотичны, чем мужчины: против работы потомков за границей высказались 66 процентов представителей сильного пола и 74 процента представительниц пола прекрасного. Возрастные тенденции те же: чем старше – тем меньше желания отправлять детей и внуков работать в другие страны.
Ну и по поводу полноценной эмиграции: 83 процента опрошенных высказались против отъезда своих чад на постоянное место жительства другую страну. Рост по сравнению с 1993 годом – 16 процентов. Наконец, 90 процентов респондентов сами не хотели бы покинуть Родину. С 1993 года этот показатель увеличился на 18 процентов.
И ещё две интересные тенденции. Во-первых, о желании эмигрировать чаще всего говорят граждане с низким достатком и жители городов-миллионников. Во-вторых, чем выше уровень образования – тем меньше желания покидать родную страну.
Глобальное разочарование
Как видим, и тридцать лет назад немногие хотели, чтобы их дети и внуки отправились на ПМЖ в другие страны (в 1993 году таковых было 16 процентов, сейчас – 11 процентов). А вот число желающих отправить отпрысков за рубеж за наукой и на заработки было внушительным (53 и 42 процента соответственно). Как уже говорилось, оба этих показателя снизились до 20 процентов.
Думается, дело здесь не только в международной обстановке – это уже многолетняя тенденция. Вероятнее всего, причина в том, что русские люди всё поняли про качество заграничного образования. А как не понять, если даже известные выпускники элитных вузов уверены, что в Белоруссии есть море, а Украину считают "гордой страной с многовековой историей"! Ну а над тем, как престарелый американский президент перепутал Украину то ли с Ираком, то ли с Афганистаном, потешался весь мир.
Да и на практике, кстати, выпускники зарубежных вузов не добиваются в России сколь-нибудь значимых успехов. Разумеется, не берём в расчёт те случаи, когда карьерный рост обеспечивается не уровнем образования и профессиональными компетенциями, а совсем другими факторами. Однако в общей массе это, скорее, исключение из правила.
Поставить крестик, заполнить табличку
Очевиден факт: русские люди разочаровались в качестве хвалёного западного образования. Впрочем, здесь как раз тот случай, когда пенять на зеркало нет совершенно никаких оснований – у самих с физиономией очень и очень большие проблемы. Безграмотность многих нынешних выпускников вузов стала притчей во языцех. И вопрос зачастую не в их природной тупости – виной всему так называемая Болонская система образования, к которой Россия перешла в 2003 году. Причём перешла исключительно по собственному желанию – за уши туда нас никто не тащил.
Интересно, что на Западе эта система была введена для того, чтобы облегчить процесс образования и социализации мигрантов из "банановых республик". Проще говоря, подтянуть их до определённой планки. Однако в постсоветской России ситуация была принципиально иная. В СССР порядка 60 процентов граждан имели вузовский диплом, и "подтягивать" их детей было некуда и незачем. Поэтому переход к "упрощённой" Болонской системе обернулся катастрофическим падением образовательного уровня.
По словам сопредседателя "Союза православных женщин" кандидата исторических наук Нины Жуковой, главная беда состоит в том, что высшее образование перестало быть фундаментальным – его низвели до уровня профессиональных компетенций.
Раньше специалисту, тому же инженеру, преподавали в достаточной степени и гуманитарные науки. Он не был ограничен только своей специальностью. А сейчас фундаментальное образование заменили "компетенциями". У тебя есть место работы, где инструкция определяет, что ты должен знать. В рамках инструкции ты получил эти навыки. А если чуть-чуть приподняться – уже не знаешь, не умеешь, этому ни в каком колледже и вузе не обучали. Клиповое сознание: ответы на вопросы тестов вместо школьных сочинений, отсутствие анализа происходящего на уроках истории. Вместо фундаментальных знаний – поставить крестик в нужном месте, заполнить табличку,
– сказала Нина Жукова.
Понятно, что за четыре года молодому человеку невозможно дать объём знаний, который раньше и за пять-то усваивался с трудом. Поэтому более всего пострадало качество подготовки по тем профессиям, где, помимо определённых компетенций, требуется высокий базовый уровень. Учителя, пишущие замечания в дневниках с ошибками, – история именно про Болонскую систему.
Что с того?
Критика Болонской системы звучит уже много лет. А вскоре после начала русской спецоперации бывшие "друзья" преподнесли нам чудесный подарок.
"11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса. Фактически все образовательные организации страны исключены тем самым из Болонского процесса. Эта декларация не договор, нам не надо разрывать, выходить из кого-то договора. Я бы сказал, что это Болонская система из нас вышла, а не мы из неё", – сообщил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.
Тем не менее отечественные вузы по инерции продолжали штамповать бакалавров и магистров. Система словно "зависла" – перезагрузка стала жизненной необходимостью.
Волшебную кнопку Reset нажал президент России Владимир Путин, объявив во время Послания Федеральному собранию о реформе высшего образования. Он сказал то, чего давно ждали многие: от родителей будущих студентов до ректоров высших учебных заведений.
Первое – вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда,
– поручил глава государства.
По словам президента, система должна быть гибкой. Необходимо предусмотреть возможности для дополнительной подготовки, а подготовку научных кадров нужно выделить в отдельный уровень.
И – главное.
Хочу подчеркнуть, переход на новую систему должен быть плавным. Всё продумать, проработать до мелочей. У молодёжи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю ещё раз: возможности, а не проблемы,
– предупредил Владимир Путин любителей простых и быстрых решений.