Нападение диверсантов в Брянской области показало уязвимость наших границ перед врагом. Люди опасаются за свою жизнь и своих близких. Говорят, что стали заложниками ситуации, поскольку, с одной стороны, не могут бросить нажитое – дом, хозяйство. С другой – просто не видят альтернативы. Возникает резонный вопрос: где искать выход?
Ещё до событий 2 марта шли разговоры об усилении контроля на российско-украинской границе. Глава государства Владимир Путин поручил ФСБ взять этот вопрос под особый контроль. И в Брянской области границу действительно укрепили. Но не целиком. Блиндажи, бетонные доты возведены лишь частично. Жители села Сушаны говорят, что у них "забор" больше похож на пародию, чем на защиту, и через него может пробраться кто угодно. Не говоря уже о вооружённых диверсантах.
Специальный корреспондент "Первого русского" Дарья Ющенко побывала в этих двух сёлах – Сушаны и Любечане, где на днях произошёл теракт. В Брахлов, где живёт семья Фёдора, мальчика, спасшего двух девочек от боевиков, нашу съёмочную группу не пустили – там стоят пограничники, это закрытая территория.
По её словам, в тот день жертв могло быть гораздо больше. И дело не только в ДРГ, а в целом, как организована жизнь людей в прифронтовом Климовском районе.
Как дядя Лёня стал героем
На похоронах дяди Лёни рыдали всем селом. Жители Климово и Климовского района шли, чтобы проститься со своим героем Леонидом Головановым. 63-летний мужчина спас детей от боевиков, закрыв их от смертоносных пуль.
Были жители Брахлова, потому что он спас их детей. И Любечан, и Климово, и Климовского района. Было очень много… Когда шло отпевание в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Климово, чувствовалось, насколько люди буквально утопают в этом горе, – рассказала Дарья Ющенко в эфире программы "Мы в курсе" с Еленой Афониной.
В тот день, 2 марта, при въезде в Любечане дядя Лёня, бывший пограничник, заметил, что происходит что-то страшное. Сотрудник похоронного бюро сказал, что машина, в которой они ехали, подорвалась на растяжке.
ДЯДЯ ЛЁНЯ НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАЛ СОСЕДЯМ. ГИБЕЛЬ ГОЛОВАНОВА СТАЛА ДЛЯ ВСЕХ ТРАГЕДИЕЙ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ СЕРГЕЕМ БОНДАРЕНКО.
Дядя Лёня доехал до пешеходного перехода и стал делать разворот. Там же, на этом пешеходном переходе, по ним дали очередь. Как говорят местные, "он открыл дверь, и последовал выстрел". Он взял удар на себя. Одна из девочек – Злата – сидела за его спиной. По сути, он её спас. И только после этого Федя, этот маленький герой, с которым я, к сожалению, так и не встретилась, сказал девочкам: бежим! Он выбежал первый из машины, открыл дверь, и они побежали в лес, – рассказала Дарья Ющенко.
Мама Златы Валентина тоже была на похоронах. Она со слезами вспоминала, каким добрым человеком был дядя Лёня и никогда ни в чём не отказывал.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Мы, соседи, благодарим его от всего сердца. И приносим соболезнования всем родным и близким. Я благодарю от всего сердца его! – сказала она.
Дочь Леонида Голованова Рита о смерти отца узнала из новостей. Она живёт в Брянске.
Я когда у неё спросила: "Рит, а для него был своейственен такой героизм?" И она мне сказала: "Даш, он был пограничником. Он умер, по сути, на границе". Он служил в погранвойсках. И каждый день они с супругой пекли пироги и везли вот по этой дороге ребятам на границу. Всем селом собирали еду, чтобы ребята поели что-то горячее. Мне кажется, уже этот пример говорит о том, какой он был человек. И он единственный, кто согласился возить детей в школу. Он не боялся, – передала Дарья Ющенко рассказ.
20 км под прицелом ВСУ
От Брахлова до Нового Ропска – расстояние примерно 20 км. Дядя Лёня каждый день отвозил детей в школу на своей "Ниве", и забирал после занятий. О том, что дорога обстреливается, знали все, включая чиновников.
Вторая объездная находится дальше от границы. Её перекопали и превратили в противотанковые рвы. Жители села оказались отрезанными от безопасного участка. И чтобы добраться на работу, им приходится рисковать своей жизнью.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
В то утро люди так же стояли на остановке. Они видели, когда за их спиной шли диверсанты. Их спасло то, что автобус пришёл на пять минут раньше. Они сели в него и поехали. И уже потом узнавали, что там произошло, – поделилась Дарья Ющенко.
Она добавила, что школьный автобус туда не ходит. А в Брахлове школу закрыли года два назад. Поэтому дети ездили с дядей Лёней.
Никто не хочет брать на себя ответственность за доставку детей. Потому что чиновники прекрасно знали, что эти 20 километров легко обстреливаются. И взрывы слышны. Они говорят: "Мы к ним уже привыкли". Это говорили все жители, без исключения. И Любечан, и Брахлова, и Сушан, – подчеркнула журналист.
Племянник дяди Лёни, Игорь Крот, живёт в селе Любечане. Он сказал, что сам участвовал в строительстве границы и видел, что она из себя представляет.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Я сам участвовал в этой стройке. Элементарно – дорога и вот овраг. И за оврагом сразу идёт колючая проволока, путанка. Не нашего государства, а Украины. И ров. Всё. Ничего больше там нет. И через 200 метров, через поле – деревня. Это про Любечане. Но поверьте, что не только там, – сказал Игорь Крот.
Глава Брянской области Александр Богомаз вместе с главой Климовского района Александром Исаевым показали журналистам Царьграда населённые пункты, которые пострадали от террористических атак.
ФОТО: ЦАРЬГРАД.
С этой стороны – водонапорная башня. Они её подорвали. Из гранатомёта выстрелили в башню, пробило насквозь, был гидроудар. Из-за него прорвало водопровод на территории населённого пункта. <…> А здесь тоже отработали из гранатомёта. <…> А вот дом, где находились женщина с ребятами. Их обстреляли из автоматов, а после – из гранатомёта. Дом загорелся, женщина с ребятами через окно в зале выскочили <…> и спрятались, – сказал Александр Исаев.
Охота на диверсантов
В Климовском районе есть очень хорошо укреплённые участки. Это дорога от райцентра Нового Робска до Сушанов. Везде асфальт, вдоль дороги – заграждения, блиндажи, бетонные доты, заборы-зомби с колючей проволокой и высотой в три метра. Как сказала Дарья Ющенко, "даже руку не просунуть, настолько тщательно".
ФОТО: ЦАРЬГРАД.
А вот когда мы приехали в Сушаны <…> и поговорили с людьми, то оказалось, что это просто сплошная дырка. Заходи и твори, что хочешь. Я спросила у женщин, стариков: "Вы смогли бы перейти эту границу?" Они говорят: "Вы смеётесь над нами? Я возьму сейчас плоскогубцы, перекушу эту проволоку, путанку, перейду этот ров, сделав шаг, или прыгну. И я уже на территории Украины", – отметила спецкор Царьграда.
Рядом есть лес, но местные жители туда не ходят, боятся. Вот так пойдёшь за грибами, говорят, а получишь выстрел в спину или голову.
Они говорят: "Мы к этому привыкли!.." Нам рассказали историю, как люди ловят диверсантов. Говорят, приходят женщины, которые якобы продают косметику или духи. Стучатся в дом, начинают разговор незатейливый. Очень хорошо говорят на русском. Собирают информацию, как жители себя чувствуют, страшно ли им. Фотографируют водонапорки. А когда начало доходить до жителей, кто это, они стали звонить в полицию, – рассказала Дарья Ющенко.
ФОТО: ЦАРЬГРАД.
У тех, кто приходил, не было российских паспортов. Они просто переходили границу и собирали ценные сведения. Сколько жителей, где живут, какие школы, детские сады. По словам Дарьи, 2 марта террористы чётко понимали, куда бить.
Люди рассказали, когда боевики расстреляли две машины (во второй машине погиб 56-летний оператор газовой котельной в средней школе Александр Ткаченко – ред.), они пошли фотографироваться у ДК, у фельдшерского пункта. У них такая была вечеринка. Они куражились, смеялись, стреляли, кидали гранаты. Им было весело. Они делали всё, чтобы напустить страх на людей. Люди прятались в погребах, в подвалах. А те, кто подальше были, на границе села, сказали, что закрыли все засовы, спрятали домашних животных, собак. Потому что чётко понимали, что происходит. Если стреляют, то понятно, кто стреляет, – сказала журналист.
По данным ФСБ, организатором теракта является гражданин России Денис Капустин, националист, который участвует в боевых действиях на стороне Украины. Но на самом деле это просто исполнитель. Капустин является одним из руководителей так называемого "Русского добровольческого корпуса", который на самом деле ничего общего с русскими людьми не имеет и воюет против России. Более того, преступления эта структура совершает не столько по заказу Киева, сколько по разнарядке Запада! Сообщается, что эта группировка совершила теракт 2 марта, убив двоих человек. Ранее они открыто заявляли о причастности к убийству журналистки и философа Дарьи Дугиной. Кроме того, участников "корпуса" подозревают в попытке покушения на главу совета директоров Царьграда Константина Малофеева. Благодаря оперативным действиям со стороны ФСБ теракт был предотвращён.
Страшнее обстрелов – неизвестность
Жители приграничья были готовы к тому, что не сегодня-завтра это произойдёт. Они не чувствовали, что защищены.
Но когда всё случилось, власти даже не оповестили родственников о том, что их родные люди погибли, – заметила Дарья Ющенко.
Власти соседней Белгородской области приняли решение переселить людей из обстреливаемых районов туда, где им будет более безопасно находиться. Например, в Подмосковье. Обстановка в регионе по-прежнему довольно напряжённая.
Ведущая Царьграда Елена Афонина спросила, возможен ли такой вариант для жителей Климовского района и тех приграничных сёл, которые оказались в жёлтой зоне террористической опасности?
Люди не готовы уезжать. Они говорят: "Это единственное, что у нас есть. Дом, наша собака, наш огород, больше у нас нет ничего. У нас нет каких-то миллионных счетов на карте, нам некуда ехать и не на что ехать". То есть они заложники этой ситуации. Я говорю: а вам предлагали вариант уехать оттуда? Автобусом, машиной, допустим? Или временный пункт размещения в Брянске, где есть вода, электричество? Пожить там, пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Людям ничего не предлагают. Я говорю: а на момент, когда произошёл этот теракт, как-то границу стали укреплять? Они говорят: нет. Я спрашивала на похоронах, а шёл уже третий день, – подытожила Дарья Ющенко.
Отметим, что 5 марта губернатор Брянской области Александр Богомаз написал в Telegram, что семьи погибших получат один миллион рублей, пострадавшие – 500 тысяч рублей. Повреждённые террористами дома, автомобили, объекты коммунальной инфраструктуры будут восстановлены. А собственник сгоревшего дома получит компенсацию.